Сегодня с каждым днем все больше людей в той или иной степени сталкиваются с такими словами, как «интеграция», «инклюзия», «особый ребенок». Поскольку воспитание и обучение начинаются с детского сада, речь пойдет о дошкольниках.
Необходимость создания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специальных условий в обучении стала острой проблемой и прямой обязанностью в работе психологов, дефектологов, педагогов. Соответственно процесс увеличения количества таких детей, для которых посещение детского сада в большей степени необходимость, рождает более широкий круг людей, которые, не будучи специалистами в общей или специальной педагогике, получают значительное количество информации об этих детях. В первую очередь это родители особых детей и детей с нормальным развитием, которые водят их в одну группу. Само собой, происходит контакт между теми и другими, узнавание и понимание проблемы, желание помочь. Присутствие в группе детей с ОВЗ (постоянное или периодическое), естественно, влияет на развитие детей с нормальным развитием. Опыт показывает, что бывают случаи, когда кто-то из детей оказывается больше подвержен такому восприятию, когда происходит перенимание исключительно неадекватных моментов поведения, притом часто без осознания приносимых ими трудностей в развитии: например, ребенок может копировать заикание или хромую походку товарища как играя, так и вовсе не замечая этого, на подсознательном уровне. Поэтому необходимо уделять повышенное внимание тому, как ребенок реагирует на не всегда обычное, нестандартное поведение некоторых других детей. Выявление и устранение таких моментов входит в задачи как воспитателей, так буквально и всех взрослых, окружающих ребенка: педагога-психолога, логопеда, младшего воспитателя и, конечно, родителей. При учете обычного хода занятия и общего распорядка дня получается так, что воспитатель по физической культуре практически все время уделяет основной группе детей. Они получают все необходимые в соответствии с программой навыки, и время для них полезно. Но ребенок, не имеющий возможности самостоятельно заниматься и выполнять все те же упражнения, что и обычные дети, без помощи сопровождающего, попросту оказывается в стороне. Таким образом, понятно, что требуется установить для такого ребенка отдельные формы занятия физкультурой в саду, где сначала он будет находиться вместе со всеми детьми на общем занятии, а затем, после паузы, взятой для отдыха или прочих занятий, будет проходить индивидуальную часть занятия в соответствии с программой и, естественно, с учетом всех его психофизиологических и личностных особенностей. Исходя из этого, можно будет говорить об общей успеваемости ребенка с проблемами развития, о повышении уровня его восприятия и развития как в отношении непосредственно физкультуры, так и в других отраслях; это позволит добиться общего положительного фона со стороны ребенка и педагогов, так как, расширив рамки занятий с одним ребенком, нуждающимся в особом подходе, мы позволим максимально ускорить процесс его выздоровления, адаптации и развития. Кроме того, с учетом важности физической активности в дошкольный период такая система должна стать альтернативой многим иным формам времяпрепровождения, где ребенок может быть предоставлен себе и не всегда использовать время с пользой. Естественно, что не исключается возможность спокойной игры и отдыха. Таким образом, увеличивая физическую активность ребенка с особенностями развития, мы автоматически включаем профилактический элемент, позволяющий за счет активной его деятельности двигаться в своем развитии быстрее, что, само собой, станет несомненным плюсом для его развития. Федор ПАНАСЕНКО, педагог-психолог детского сада компенсирующего вида №2420
Комментарии