Поиграем в мышеловку
Всем известно, что дети любят играть в подвижные игры. Они обожают соревноваться, бегать, прыгать и метать мячи. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость. Развиваются и многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление и сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Придумать симметрические построения играющих. Все это формирует эстетическое мировосприятие.
Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности. Это помогает педагогу найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, быстрее сплотить детский коллектив.
Наилучшие возможности для широкого применения подвижных игр приносят дни здоровья. Попробуйте провести их в своей школе и возьмите на заметку опыт авторов сегодняшней “Методической кухни”: Татьяны Рыбкиной, старшего преподавателя кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры; Валентины Фурсовой, зав. кабинетом основ безопасности жизнедеятельности обл. ИПКРО, и Светланы Загузовой, ассистента кафедры спортивных дисциплин факультета физкультуры.
Более подробно о том, как можно организовать и провести физкультурные праздники в школе, можно прочитать в учебно-методическом пособии этих авторов, которое вышло в Тамбовском институте повышения квалификации работников образования в 1995 году.
еред проведением Дня здоровья учитель физкультуры проводит семинар с учителями и старшеклассниками. На этом семинаре он рассказывает всю программу дня. Назначает старшего в кождом классе-участнике. Знакомит его с той программой, которая будет проведена в закрепленной параллели. За несколько дней вывешивается красочное обьявление и программа дня.
Примерная программа дней здоровья в школе на весь учебный год
Сентябрь. Праздник, посвященный началу учебного года; кросс “Старты надежд”.
Октябрь-ноябрь. Прогулка в лес, туристский поход; игры, аттракционы, эстафеты.
Декабрь. Соревнования по выполнению упражнений, входящих в раздел “Гимнастика” учебной программы; сдача гимнастических нормативов ГТО; подвижные и спортивные игры.
Январь. Игры, развлечения, аттракционы на льду и на снегу; соревнования по сдаче лыжных нормативов комплекса ГТО.
Февраль. Массовые катания на коньках; подвижные игры на снегу.
Апрель. Соревнования в беге, прыжках, метаниях; подвижные и спортивные игры.
Май. Праздник, посвященный окончанию учебного года; финал “Стартов надежд”.
Сентябрь
День здоровья открывается торжественным парадом. Выстраивается вся школа. Состязания проводятся отдельно среди 1-2-х кл., 3-4-х кл., 5-6-х кл., 7-8-х кл., 9-11-х классов. Программа их ежегодно меняется с тем, чтобы ребята каждый раз ожидали что-то новое, интересное, к примеру, для сентябрьского Дня здоровья составлена следующая программа:
1. Встречная эстафета.
Участвуют по 10 мальчиков и 10 девочек от класса. В зависимости от возраста и пола каждый пробегает отрезок 30 либо 60 метров. Побеждает команда, показавшая лучшее время по сумме результатов.
2. Круговая эстафета.
Число участников и условия определения команды-победительницы такие же. Дистанция: 1-4-е классы по 100 метров, 5-6-е классы – 200 метров, 7-11-е классы – 400 метров для каждого.
3. Кто последний?
Участвуют классы в полном составе. Соревнования проводятся внутри параллелей, отдельно среди девочек и мальчиков. Участники каждого этапа стартуют одновременно. В конце первого этапа 5 учеников, прибежавшие последними, выбывают из состязаний. Таким образом, ребята проходят 4 этапа по 100 м. Побеждает класс, в котором большее число учеников достигнут финиша.
4. Прыжки в длину с места.
Классы, во главе с классным руководителем, выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Первым прыжок в длину с места выполняют классные руководители. Судья отмечает место его приземления, от этой точки прыгает ученик, стоящий вторым, и т.д. до тех пор, пока все участники выполняют по одному прыжку. Побеждает класс, преодолевший в сумме прыжков большее расстояние.
Как только класс заканчивает состязание, ребята во главе с классным руководителем отправляются в туристический поход. Это 4-11-е классы. На маршруте оборудовано 7 КП, и на каждом надо выполнить определенное задание:
i – по заданным ориентирам найти секретный пакет с указанием направления к следующему КП;
ii – оказать первую медицинскую помощь пострадавшему (на время);
iii – назвать растения, грибы, цветы, показываемые учителем биологии (кто даст больше ответов);
iv – туристская викторина: ответить на несколько вопросов, проверяющих знание туристической техники (кто даст больше правильных ответов);
v – поставить палатку и разжечь костер (на время);
vi – перейти “болото” по кочкам (на время). Каждая команда имеет дощечки размером 20 х 10 см, и команде необходимо, переставляя дощечки и наступая на них, перебраться через “болото”, ширина которого 10-15 метров.
vii – перейти ручей по бревну длиной 1,5 м (на время).
Общая длина маршрута 7 км, расстояние между КП – 1 км. 4-5-е классы проходят 4 км и преодолевают 4 КП. 6-7-е классы соответственно 5 км и 5 КП; 8-9-е классы – 6 км и 6 КП; 10-11-е классы – 7 км – 7 КП.
В начальных классах проводятся прогулки по лесу, сбор гербария, играют в подвижные игры.
У ребят порядок строгий
Все играющие строятся в одну или две колонны по одному и вытягивают руки вперед. По команде руководителя: “Убежали!” все дети разбегаются в разные стороны. По команде: “Быстро по местам!” все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Проигрывает тот, кто занял место последним. Если играют две колонны, то выигрывает группа, построившаяся раньше другой.
Построения могут быть самые разнообразные: в две шеренги лицом друг к другу, в два круга, положив руки на плечи соседей, и другие.
Отгадай, чей голосок
Все играющие образуют круг. Один из играющих становится в середине круга и закрывает глаза (или завязывает глаза платком). Руководитель указывает того, кто будет петь или говорить: “Скок, скок, скок”.
Все играющие идут по кругу вправо и поют или говорят: “Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!” На эти слова все поворачиваются на 3600 и продолжают далее: “А как скажем – скок, скок, скок” (слова “скок, скок, скок” говорит один, выбранный руководителем), все останавливаются и заканчивают песню-речитатив словами: “Отгадай, чей голосок”. Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен отгадать, кто сказал слова “скок, скок, скок”, или показывает направление, откуда слышал голос. Узнанный идет в середину, а водящий – в круг. Если водящий не отгадает, он продолжает стоять в середине круга.
Волк по рву
Посредине площадки или зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Этот коридор – “ров”. Его можно начертить не совсем параллельным: с одной стороны поуже, а с другой – пошире. 1-2 водящих “волка” встают во рву. Все остальные играющие – “козы” – размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой стороне площадки прочерчивается линией “пастбище”.
По сигналу руководителя “козы” бегут из дома в противоположную сторону площадки – на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. “Волки”, не выходя из рва, стараются осалить как можно больше “коз”. Осаленные отходят в сторону, их считают, и они опять входят в игру. Затем по сигналу “козы” снова перебегают на другую сторону в дом, а “волки” их ловят, когда они перепрыгивают через ров.
После 2-3 перебежек выбираются новые “волки”, и игра повторяется.
Можно проводить еще игры: Мышеловка. Пустое место, Невод, Белые медведи и др.
Проводится кросс, где участвуют все классы. Дистанция у всех разная в зависимости от возраста. В конце сентябрьского Дня здоровья подводятся его общие итоги путем суммирования мест, завоеванных классами в каждом виде состязаний.
Октябрь
Начинается день прогулкой в лес, туристический поход. Проводятся подвижные игры на местности. Проводят общешкольные соревнования по бегу “Морская миля (она равна 1853═м). Устраиваются они вдоль реки или опушки леса. Ребята бегут по песку: 1-е кл. – 1/4 мили; 2-4-е кл. – 1/2 мили; 5-6-е кл. – 3/4 мили; 7-11-е кл. – 1 милю. Судьи регистрируют время, показанное каждым участником.
Класс-победитель выявляется так: сумма полученных классом очков делится на количество участников. Очки начисляются по следующей системе: за i место – 60 очков, ii место – 59 очков и т.д. Это позволяет уровнять возможности классов, независимо от возраста.
Для младших классов проводят игры на местности:
Поиски флажков
Учитель маскирует флажки в кустах, в траве, затем дает задание детям, кто больше и быстрее найдет флажков, тот и победитель. Флажки маскируют по опушке леса или на поляне в радиусе 20-30 шагов.
Бабочки
У всех участников прутики с картонными бабочками (этот инвентарь можно подготовить с детьми на уроках труда). Выбирают 2-3 водящих с сачками. Водящие должны догнать “бабочку” и поймать сачком. Пойманная бабочка меняется ролями с водящим, и игра продолжается.
Городки
Игра проводится маленькими городками. По очереди выбивают палками (битой – 60 см) одну за другой три фигуры: “забор”, “колодец”, “пушку”. Размеры города 1 м2, расстояние от города до кона 6 м, до полукона 3 м. Кто меньшим числом бит выбьет три фигуры – тот и победитель.
Игры-аттракционы
Попади. Одни ребята катают по дорожке обруч, переплетенный веревочками, как сито. Другие стараются попадать в обруч шишками или тряпочными мячами, чтобы сбить его. Потом меняются ролями.
Веревочка. На земле лежит веревочка длиной 10 метров. У концов веревочки стоят флажки. Дети стоят спиной друг к другу, по сигналу ребята стараются быстрее обежать свой флажок и, вернувшись к веревочке, дернуть ее за конец в свою сторону. Кому это удастся, тот и победитель.
Быстрые мотальщики. Два человека садятся на стул, на расстоянии 4-6 метров натягивается шнур с машинкой, игрушкой на колесиках, в руках у игроков катушки. По сигналу – кто быстрее смотает шнур.
Кто летит? Учитель называет слово, которое означает полет (например: орел-летит, самолет-летит, ястреб-летит и т.д.), дети должны быстрее вместе с учителем поднимать руки вверх, но учитель может назвать предмет, который не летает, например: стол, парта, доска, машина и т.д., но все равно поднимать руки вверх, а учащиеся должны на них только реагировать, а кто ошибается, считается проигравшим.
Веселый счет. Играют две команды по 5 человек, у каждого висит табличка 1, 2, 3, 4, 5. Учитель называет арифметический пример и учащиеся с цифрами, которые составляют сумму примера, должны быстрее выйти вперед. Например: 5 + 7 = 12, 5 х 3 = 15.
Для детей 6-9-х классов можно провести такую игру.
Борьба номеров. Играющие делятся на две команды, надевают на грудь и спину квадраты из картона, на которых крупно написаны номера.
Капитаны выходят на середину поля и жребием определяют, какая команда будет начинать игру. Капитан громко приказывает одному из своих номеров выбежать в поле. Немедленно в то же самое время капитан второй команды делает то же. Так по вызову капитанов несколько игроков поочередно могут выбегать в поле. Здесь одновременно могут находиться до пяти номеров от каждой команды. Когда капитан сочтет нужным, он имеет право отозвать обратно любого из своих игроков.
В поле каждый старший номер может пятнать младшие номера противников. Одинаковые номера друг друга не пятнают. В трудные моменты игры капитан сам помогает преследовать противников (от 1-го до 5-го номера). Капитана пятнает только первый номер команды противников.
Запятнанный попадает в “плен” к другой команде. Любой играющий может выручить своего пленного товарища, хлопнув его по руке. Игра ведется 30-40 минут. Если в процессе игры капитан взят в плен, то его роль выполняет старший номер из числа оставшихся “на свободе”.
О том, как можно провести День здоровья в период с ноября по май, читайте в следующих выпусках “Методической кухни”.
Комментарии