И стены должны учить
Как оформить кабинет? Как известно, на уроке ученик либо сидит за партой, либо стоит у доски, а на перемене перемещается в коридор. Спрашивается, почему же большинство стендов находятся в классах и несут письменную информацию, написанную или напечатанную мелким шрифтом, который можно прочитать только вблизи. Расчет на дальнозоркость? Отнюдь, ведь в школе близорукость у каждого второго. Кто и когда сможет прочитать эти стенды? Обычное возражение: “Кому интересно, может подойти после урока. К тому же тогда в классе могут проводиться кружковые занятия”. Помилуйте! Надеяться на единиц наивно, а оформлять кабинет, исходя из кружковых интересов, все равно что обставлять офис в расчете на мероприятия, проводимые после рабочего дня.
“Кадры” возмущаются: “Какой же кабинет без стендов: “Это интересно”, “Классный уголок”, “Цифры и факты”, “Даты и юбилеи”!” Но ведь можно от них и не отказываться, а разместить в коридорах. Ведь, как говорил Ушинский, “и стены должны учить”.
Стенды должны быть максимально наглядными с рисунками, фотографиями, репродукциями, схемами, графиками, по возможности большого формата. И с минимумом текста, разве что написанным крупным шрифтом.
Можно было бы долго распространяться о том, как хорошо иметь легкие красочные таблицы на картонной основе, чтобы легко менять их перед уроком; как прекрасно было бы в каждом кабинете иметь видеопроектор и тематический набор кассет. Но это из области мечтаний и не соответствует нынешней ситуации. Важно понять другое: от некоторых устаревших догм можно и нужно отказаться ради общей пользы. А в принципе нужна новая концепция оформления кабинета.
Вадим МЕЛЕШКО
“Осторожная ходьба по льду”,
или Рассказ о новой программе
Здоровье учеников катастрофически ухудшается от класса к классу. Используя исключительно медицинские методы, можно превратить массовую школу в детскую поликлинику и заменить учителей врачами, а воспитателей – медсестрами. Но и это не спасет положение. В таких тепличных условиях вырастет столь же ослабленный, не приспособленный к окружающей среде, к социуму индивид. Как же быть?
Авторы предлагаемой статьи разработали программу “Физическое развитие и здоровье” – составную часть нового курса “Педагогика здоровья”.
* * *
Для того чтобы понять необходимость создания подобной программы, придется вернуться к истории.
Отечественная система физического воспитания детей в школе по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала справедливо считается одной из лучших в мире. Однако:
– в заданном виде эта программа никогда полностью не реализовывалась из-за отсутствия необходимых кадров, материально-технической базы, сказывалось и отношение общества к “физкультуре” и “физкультурникам”;
– начиная с конца ХIХ века отечественная школа физической культуры формировалась на базе так называемой сокольской гимнастики с ее гипертрофированным отношением к формальным упражнениям и элементам строевой подготовки. До сего времени в школьных программах гимнастика явно превалирует над таким универсальным средством воздействия на организм и психику ребенка, как игры. (В американской школе, например, игры традиционно занимают ведущее положение);
– на протяжении советского периода занятия по физической культуре были идеологизированы и подчинялись идеям “классовой борьбы”. Физвоспитание сводилось к разучиванию ограниченного количества двигательных действий и к подготовке различных зрелищных политических мероприятий. Даже название основного комплекса, по которому оценивалась подготовленность детей, – “Готов к труду и обороне”. Из-за этого в число запретных были включены такие многоцелевые оздоровительные школы, как хатха-йога, у-шу, западноевропейские системы “Физическое “Я”, “Психическое “Я”.
Сегодня отечественная система физического воспитания в школе переживает противоречивый период развития. С одной стороны, как справедливо отмечается в Образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы “Физическая культура” (1995), “в обществе практически пропал интерес к занятиям физической культурой в существующих формах: пустуют и разрушаются спортивные площадки и стадионы; снижается уровень компетенции преподавателей и учителей физической культуры”.
С другой – создались возможности для разработки новых программ, преследующих самые различные цели, и внедрения их в ограниченном количестве в привилегированных образовательных учреждениях. Такие программы нередко страдают эклектизмом и строятся без учета современных знаний о физическом и особенно психическом развитии ребенка.
Принципиальная новизна “Физического развития и здоровья” в том, что она способствует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение задач). Кроме того, в отличие от принятой, программа направлена на то, чтобы научить осознанно оценивать состояние собственного тела, понимать свое “Я” и находить свое место в форме “Я” в группе.
Важной особенностью программы стала реализация принципа “сопряженного воздействия”. Его суть заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые в свою очередь ведут к направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).
При этом сопряженное воздействие используется как “последовательно” (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и “параллельно” (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы).
Главная наша цель – создание условий для сохранения так называемого позитивного физического и психического здоровья школьников, путь – воспитание культуры собственного тела, осознанного отношения к своему здоровью.
Для достижения цели использованы такие основные средства, как:
позы – они применяются как статические физические упражнения и как виды асан, т.е. специфические формы воздействия на состояние человека по системе хатха-йога;
физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств;
физические упражнения творческого характера, в которых ученики создают новые сочетания элементов двигательной активности;
мимические упражнения;
дыхательные упражнения;
психомоторные упражнения;
упражнения на напряжение и расслабление мышц;
ритмические упражнения и танцы;
этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания;
игры (творческие, подвижные, спортивные).
В начальной школе ведущим средством физического воспитания в программе является игра. В это понятие включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений. Для малыша же игра остается игрой и в целом способствует повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, снимает неблагоприятные психические состояния.
При составлении программы мы основывались на принципе взаимосвязи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка. Известно же, что под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. И уже в начальной школе дети должны получать начальные знания о механизмах такого воздействия.
Как правило, в своей повседневной работе учитель использует индивидуальный подход, распределяя учащихся на определенные группы или типы и действуя при этом интуитивно. Для того чтобы упражнения использовались не только как средство физического, но и психического развития, для обеспечения обьективности при индивидуальном подходе, необходимо владеть определенными методами диагностики.
В программе “Физическое развитие и здоровье” рекомендуется использовать метод направленных наблюдений за проявлениями психических свойств учащихся, с помощью которого учитель может вполне обьективно разделить их на четыре типологические группы. Вместе с описанием такого метода даются подробные психолого-педагогические характеристики четырех типов детей и примерные рекомендации по организации индивидуальной работы с ними. Мы разработали эту типологию специально для учителей физической культуры (см. “УГ” N 6 за этот год). Предлагаемые рекомендации могут быть использованы как в базовой, так и в дифференцированной (вариативной) части уроков физической культуры.
Программа состоит из 128 часов (32 часа в год с 1-го по 4-й классы, из расчета одного занятия в неделю). Занятие может проводиться как третий урок физической культуры в неделю или за счет школьного компонента.
В качестве примера приведем краткое описание одного из уроков: “Формирование представлений о своем физическом “Я”.
Основная направленность занятий по теме – обучение учащихся владеть своим телом и создавать при этом различное настроение (бодрый-унылый, активный-утомленный, уверенный-смущенный). Дети обучаются навыкам понимания “схемы” и “образа” своего тела. Развивается чувство собственного “Я”.
Цель урока. Показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.
Вводная часть. Краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения. Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики.
Разминка. Ходьба (следить за осанкой, “бодростью” шага), легкий бег (сохранять осанку, как при ходьбе, голову держать высоко), переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.
Общеразвивающие упражнения: потягивание (“Я спросонья”), поднимание плечей вверх (“Я удивлен”), повороты туловища в стороны и наклоны (“Я ищу что-то”).
Основная часть. Дети по выбору учителя или собственному желанию выполняют следующие задания:
статичные (поза, мимика, взгляд): вид бодрого человека, усталого, злого, веселого;
движения: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту;
ролевые: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку.
Далее учитель предлагает игру “Отгадай”, которая способствует развитию пантомимических способностей, эмоциональной сферы.
Водящий выходит из зала (отдаляется от спортивной площадки). Остальные договариваются, что они будут показывать, когда он вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий спрашивает: “Что вы делали, пока меня не было?”. Остальные участники игры по очереди жестами показывают – подметали, копали яму, читали и т.д. Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.
Заключительная часть. Дети идут по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки (“Мы отдыхаем”).
Домашнее задание. Рассказать близким о том, как важно и полезно чаще улыбаться и быть бодрым.
Примечание. При выполнении общеразвивающих упражнений обращать внимание на выразительность, артистичность. В конце урока опросить детей, заметили ли они, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики.
Как видно из описания урока, его могут проводить не только учителя физической культуры, но и в условиях дефицита специалистов – учителя начальных классов и воспитатели. При необходимости подобные занятия проходят не только в спортивном зале, но и в классе, школьном коридоре и на улице.
Альберт РОДИОНОВ, доктор психологических наук, заведующий лабораторией спортивной психологии Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта;
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук, заместитель директора Московского комплекса социальной помощи детям и подросткам
Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов.
Китайская мудрость
Комментарии