search
main
0

Фишки у мышки. Интерактивные диктанты в сети

Кому не знакомо чувство страха перед очередным диктантом по русскому языку. Напряженная тишина урока. Ученики внимательно вслушиваются в монотонный учительский голос. Но по его интонации невозможно определить правило написания трудного слова или место запятой в предложении. Времени на размышление мало: торопливые строчки бегут одна за другой…

Привычная картина, не правда ли? Даже сильные ученики, уверенные в своих знаниях, порой теряются в большой аудитории. «К диктанту надо готовиться, тогда не будет и страха! – заявят суровые практики. И сердито продолжат, отчитывая ленивого школьника: – …для этого в учебнике – целая система упражнений на все правила грамматики. Сиди, пиши, повторяй правила, тренируйся, и хорошая оценка тебе обеспечена!»

Однако тренировка тренировке – рознь. Для того чтобы правильно писать предложения и тексты, требуется постоянное прочтение и прослушивание учебного материала. С чтением ясно. Чем больше читаешь, тем лучше запоминаешь орфограммы. Хуже обстоит дело с прослушиванием. Читать вслух некому: мама на кухне, папа на работе, брат за компьютером.

Кстати, о компьютере. Не поможет ли он? Ведь компьютер умеет все: писать, читать, говорить, слушать. Нельзя ли с его помощью подготовиться к диктанту? Можно, если зайти на страницу интернета http://learning-russian.gramota.ru. Силами учеников и преподавателей «Лиги школ» (школа №1199) здесь собрана целая копилка интерактивных диктантов. В ней – несколько десятков текстов классиков русской, советской и зарубежной литературы.

Открываем первый попавшийся диктант: В.М.Шукшин. «До третьих петухов». Новое окно начинается с задания: «Вставьте, выбрав из предложенного списка, нужную букву, знак препинания, вариант слитного, раздельного или дефисного написания. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Переходим к тексту. На месте пропущенных запятых и букв – желтые фишки. Устанавливаем курсор в первую желтую ячейку. Обдумываем ответ, вставляем букву и двигаемся по тексту дальше. Слово за слово, буква за буквой, запятая за запятой – и диктант написан. Хочется поскорее нажать кнопочку «Проверить», чтобы посмотреть, все ли сделано правильно. Но время ведь не ограничено, «железный учитель» не торопит. Можно подумать еще, заглянуть в учебник, сбегать спросить у кого-нибудь. А лучше заглянуть в словарь, который расположен на этом же сайте.

Закончив работу, нажимаем последнюю кнопку и переходим к проверке. Там, где задание выполнено правильно, желтые фишки превратились в зеленые. Красные метки в проверенном тексте – это ошибки. Ошибки объясняются компьютером. Нажмем мышкой на красное пятнышко, и тут же появляется правило, которое надо выучить. Перечитав еще раз текст и повторив правила, вторично «пишем диктант». Следующая попытка – более удачная, ошибок меньше. Терпеливый «интерактивный педагог» четко фиксирует промахи и правильные ответы. Только что не выставляет отметки. Но ведь и без них все ясно: надо писать диктанты как можно чаще.

Удивительно полезная и методически продуманная находка. Жаль, что в этой компьютерной программе не предусмотрено звуковое сопровождение диктанта. Когда видишь и слышишь одновременно, материал усваивается быстрее, а главное, прочнее. Возможно, что в будущем появится и такая функция. А пока следует признать, что учителя и ученики школы №1199 прекрасно дополнили интересный и полезный портал. Теперь всем, кто регулярно «пишет» тексты на портале «Грамота.ру», не страшны никакие диктанты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте