Участвовать или не участвовать в конкурсе, каждый решает сам. И мотивация для участия у каждого своя. Одно только становится общим для всех участников конкурса – он никого не оставляет равнодушным. Особенно это касается профессионального конкурса.
Даже если победа осталась за коллегами, все равно опыт общения с массой разных и творческих людей не может не обогатить. Что уж говорить о тех, кто занял в конкурсе лидерские позиции, в своей послеконкурсной жизни они не только используют приобретенные новые знания, но и активно транслируют опыт, который был определен как лучший. Кроме того, дебютантам всегда интересно узнать, что дало тому или иному победителю участие в конкурсном движении и как повлияло участие в конкурсах на качество его работы. На недавнем круглом столе, прошедшем с участием петербургских педагогов – победителей самых престижных профессиональных конкурсов, такая возможность удовлетворить дебютантское любопытство представилась. Как рассказал трехкратный победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» директор гимназии №24 Алексей Турчин, для него любой профессиональный конкурс – это возможность мощного повышения квалификации, тем более что на всех этапах конкурса идет всесторонняя поддержка как районных органов управления образованием, так и городского комитета по образованию. Предстоящее выступление конкурсанта тщательно разбирается и обсуждается, с тем чтобы определить его сильные стороны. По мнению Алексея Турчина, самым интересным конкурсным испытанием можно считать урок. Все остальные испытания сложные хотя бы потому, что они другого формата, необычные. А в послеконкурсной жизни, считает педагог, самое трудное – это соответствовать своему статусу победителя, поэтому важны постоянный рост, изучение новых тенденций. При этом есть много примеров, когда учителя не выстраивают после победы в конкурсе вертикальную карьеру, а остаются предметниками и по-прежнему работают в классе с детьми. Для победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя истории академической гимназии №56, председателя Санкт-Петербургского регионального отделения РДШ Олега Катренко конкурс – это не только возможность увидеть что-то полезное у своих коллег и взять это себе на вооружение, но и расширение самого пространства, в котором живет педагог. Профессия педагога сконцентрирована на школе, на классе, на детях, а конкурс позволяет увидеть другие школы, других преподавателей, и это исключает возможность так называемого профессионального выгорания, которое может произойти с учителем, замкнутым только на своей школе, своем классе. Новые знакомства и расширение рамок профессии важны в любой сфере, причем новые знакомства очень плодотворны, ведь это и совместные проекты, и совместная деятельность учителей, и т. д. На конкурсе, уверен Олег Катренко, нет лишних испытаний. Все они так или иначе отражают профессию или относятся к ней напрямую. Если «Мастер-класс», то это демонстрация своего уникального опыта, если «Открытый урок», то это основа конкурса, потому что, собственно, ради урока и детей он и проводится, и это возможность увидеть необыкновенную работу коллег из другого региона. «Эссе», которое пишут конкурсанты, раскрывает их личность, что немаловажно для учителя. Кстати сказать, на чужом уроке всегда можно подсмотреть какие-то интересные «фишки» – как коллега эту тему раскрыл, как смог донести ее до детей, и взять для себя лучшее. К примеру, на одном конкурсном уроке, посвященном истории Древней Руси, Олегу Катренко понравилась учительская находка. Урок был связан с некой тайной, которую дети должны были раскрыть, и, сохраняя эту атмосферу таинственности, учитель заблаговременно приклеила под парты конверты с данными, которые дети «находили» в конце занятия. Эта «фишка» вызвала бурный интерес у детей, и хотя в конверте была какая-то «сухая» статистика, поданная в игровой форме, она запомнилась навсегда. Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №166, учитель математики Иван Меньшиков не сомневается, что участие в конкурсе помогает профессиональному росту, хотя некоторое время назад придерживался иного мнения. «Мне казалось раньше, что конкурс – это что-то лишнее для учителя, – рассказал педагог. – Мне бы хотелось, чтобы меня оставили в покое и дали возможность довести уроки до того уровня, который я считаю правильным. Однако уже на второй год работы в гимназии я отправился на конкурс педагогических достижений. Признаться, мое мнение после этого в корне изменилось. Соревновательный дух, который неизбежен для любого конкурса, подстегивает, мотивирует развиваться, смотреть шире на процесс образования, обучения». Вообще конкурс – это желание учителя показать себя, проявить себя, а не погоня за карьерой, считает Иван Меньшиков. И самое ценное после конкурса – это круг общения, который приобретаешь. Всегда есть, у кого спросить совета, с кем по-дружески пообщаться. Среди конкурсных испытаний Иван Меньшиков выделяет «Публичное выступление», поскольку ему любопытен его формат: взять какую-то мысль или педагогическую находку и поведать о ней другим педагогам так, как рассказал бы об этом другу, поделиться с ними тем, что считаешь важным. Самым сложным испытанием для Ивана Меньшикова является «Открытый урок». Его невозможно спрогнозировать, нельзя предусмотреть все заранее, потому что многое зависит от учеников, которые к тебе придут. Получится ли урок, догадаются ли ученики об идеях, заложенных в уроке, или найдут что-то, что сам не планировал, – все это очень ответственно. У победителя Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2017 в номинации «Молодые учителя» учителя химии и биологии гимназии №631 Станиславы Захаровой тоже сложилось свое мнение об участии в конкурсе. Так, девушка убеждена, что именно конкурсные испытания позволяют раскрыть в учителе те черты, которые, возможно, спали бы еще долгое время, способность действовать в критических ситуациях. К примеру, на конкурсе случаются стрессовые ситуации, когда не срабатывает техника, но ты должен не растеряться и захватить внимание аудитории. В этом проявляются как личностные качества, так и профессионализм учителя. По признанию финалиста конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга-2017 учителя физики губернаторского физико-математического лицея №30 Александра Рамазанова, участие в конкурсе дает полезный опыт и, кроме прочего, заставляет победить… лень. Как настоящий физик, Александр Рамазанов знает, что, если любую систему оставить в покое, она будет совершенно непроизвольно возвращаться к исходному состоянию, в котором привыкла находиться, поэтому возможность участия в конкурсе – это повод внутренне встряхнуться, заставить себя сделать что-то новое. В случае с Александром Рамазановым ему конкурсный опыт помог стать увереннее в выступлениях перед большой аудиторией. До этого педагог даже не предполагал, что способен всецело овладеть вниманием публики. Таким образом, как подытожили профессиональные лидеры, конкурс – это не только движение вперед, но и шанс увидеть себя в профессии, может, что-то переосмыслить, изменить, понять. Не воспользоваться этой уникальной возможностью – большое упущение.Санкт-Петербург, фото автора
Комментарии