Методические рекомендации для учителей готовятся каждый год после завершения экзаменационной кампании. Эти документы призваны оказать помощь учителям и одиннадцатиклассникам в подготовке к Единому государственному экзамену.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) начал публикацию методических рекомендаций для учителей, которые были подготовлены на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года. «Данная работа проводится ежегодно после завершения экзаменационной кампании ЕГЭ, чтобы оказать методическую помощь учителям, а также выпускникам в подготовке к экзаменам», – говорится в сообщении.
Уточняется, что в методических рекомендациях приведен анализ результатов ЕГЭ 2023 года, разбор типичных ошибок при выполнении заданий, рекомендации по преодолению дефицитов в предметной подготовке. Также в методичках представлены разъяснения планируемых изменений в контрольных измерительных материалах ЕГЭ 2024 года.
На данный момент на сайте ФИПИ уже опубликованы методические рекомендации: по русскому языку, математике, физике, химии, истории, географии, обществознанию и литературе. Посмотреть их можно в разделе «Аналитические и методические материалы». Методические рекомендации по другим предметам, которые сдают в формате ЕГЭ, будут опубликованы Федеральным институтом педагогических измерений в ближайшие дни.
Например, в методических рекомендациях по русскому языку говорится, что средний тестовый балл ЕГЭ в 2023 году составил 68,65 (в 2022-м – 68,45). В этом году по сравнению с прошлым годом зафиксировано некоторое увеличение доли экзаменуемых, набравших от 81 до 100 баллов. При этом, преодоление минимальной границы, равной 24 тестовым и 10 первичным баллам, составило проблему для 0,43% сдающих экзамен (в 2022 -м – 0,39%). Что касается преодоления «вузовского» минимального порога, то 36/16 баллов стало проблемой для 1,76% от общего числа участников ЕГЭ (в прошлом году – 1,7%). «Таким образом, часть выпускников средних школ все же не осваивает федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», – говорится в документе.
Также в методичке приведены задания, которые смогли выполнить меньше всего участников ЕГЭ (менее 60% – для заданий базового уровня сложности; менее 50% – для заданий повышенного уровня сложности). Например, задание 4 базового уровня сложности на орфоэпические нормы и постановку ударения имеет средний процент выполнения – 58. А задание 16 (знаки препинания в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами) базового уровня выполнили всего 44% участников ЕГЭ. Что касается заданий повышенного уровня сложности, то 21-е (пунктуационный анализ) выполнили 35% выпускников; а 25-е (логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста) – 47%.
Приведены в документе задания, которые продемонстрировали в этом году отрицательную динамику по сравнению с 2022 годом. На них рекомендуется обратить особое внимание. Конкретно разбирается каждое задание, приводятся примеры ошибок, делаются выводы. «Особенно трудными словами с точки зрения их исправления при выполнении задания 7 в ходе экзаменационной кампании 2023 года стали следующие (представлены формы слов с ошибками): среди имен существительных – молодые БУХГАЛТЕРА, томатные СОУСА, на ширине ПЛЕЧЕЙ, килограмм ВАФЛЕЙ; среди имен числительных – ВОСЕМЬЮСОТЫЙ экземпляр, в ПОЛУТОРАХ метрах, с ТРИСТА пассажирами; среди местоимений – между ИМИ, напротив ЕГО», – говорится в тексте.
Что касается рекомендаций учителям, основанных на анализе ошибок 2023 года, то им советуют продолжить применять современные технологии, приемы и средства в обучении орфографии и пунктуации. Речь идет о дидактических играх, целевых или комплексных орфографических разминках (особенно с использованием «парных» орфографических случаев: вдаль – в даль моря; нехарактерный для меня – не характеризующий меня; деревянный – серебряный, ветреный – безветренный и т.д.), о цифровых пунктуационных диктантах, моделях (схемах), которые наглядно отражают структуру предложения и многом другом. Стоит добавит, что такой подробный разбор материалов идет по всем учебным предметам, рекомендации к которым уже опубликованы.
Комментарии