После завершения экзаменов Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно проводит анализ и выявляет типичные ошибки, чтобы оказать методическую помощь учителям, а также будущим выпускникам для подготовки к ЕГЭ.
В опубликованных рекомендациях приведен анализ результатов ЕГЭ 2022 года, разбор типичных ошибок при выполнении заданий, а также даны разъяснения по планируемым изменениям в КИМ ЕГЭ 2023 года. На данный момент на сайте ФИПИ уже опубликованы методические рекомендации по русскому языку, математике, физике, химии, истории и обществознанию. Они представлены в разделе «Аналитические и методические материалы».
Так, в рекомендациях по русскому языку приведен подробный разор ошибок по всем заданиям, дан анализ групп учеников, которые справились с задачами и не справились, на что особенно следует обращать внимание учителям при подготовке детей. Сообщается, что в этом году ЕГЭ по русскому языку в основной период сдавали 665 596 человек. Распределение баллов сопоставимо с распределением баллов основного периода прошлых лет. В этом году средний тестовый балл составил 68,4. Преодолеть минимальные границы – то есть 24 тестовых и 10 первичных баллов – вызвало трудности у 0,91% от общего числа участников экзамена. Преодолеть минимальные «вузовские» границы – 36 тестовых и 16 первичных баллов – оказалось сложным для 2,1% от общего числа участников ЕГЭ 2022 года. Высокие результаты – 81–100 баллов – показали более 22% участников экзаменов.
Также приведены задания, которые выполнили с наименьшим процентом (менее 60%). Это: задание 1 (информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров); задание 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/-нн-)); задание 12 (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий); задание 16 (знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).
Проведенный анализ выявил сложные задания с точки зрения типичных ошибок, а также были выделены три группы по возможным причинам этих ошибок. Первая группа: задания, сложность которых была связана с изменением формата задания (1, 16 и 19). Вторая группа: задания, сложность которых заключалась в комплексном, системном характере необходимых для из выполнения знаний и интеллектуальных действий (11, 12 и 14, 27). Третья группа: задания, сложность которых заключалась в отсутствии у участников экзамена привычки глубокого, вдумчивого чтения текстов, умений «вчитываться» в слова, предложения, понимать скрытые значения и смыслы, задумываться над прочитанным, представлять себе образы, картины на основе извлеченной информации ( 2 и 23).
В методических рекомендациях отмечается, что помощь учителям и будущим выпускникам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2022/23 учебном году окажут материалы, которые размещены на сайте ФИПИ и сайте Рособрнадзора в разделе «Навигатор ГИА».
В методических рекомендациях по математике отмечается, что в этом году профильный уровень сдавали на 17,5% меньше ребят, чем в прошлом году. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике профильного уровня повысился по сравнению с предыдущими годами – 56,9. Также увеличилось число экзаменуемых, которые показали хороший результат, то есть набрали от 61 до 80 баллов.
Базовый уровень в этом году сдавали 343 049 участников. Для сравнения – 305 999 выпускников в 2019 году. Это можно объяснить тем, что произошел переход на новую, более специализированную модель профильного ЕГЭ. Средний тестовый балл составил 4,16, который соотносится с аналогичными показателями прошлых экзаменов. Поскольку произошел переход некоторой части экзаменуемых, которые могли бы сдавать профильный уровень, но выбрали базовый, то произошел рост числа тех, кто сдал ЕГЭ на 5 баллов. Также снизилась и доля тех, кто сдал на 2 или 3 балла.
Отмечается, что результаты экзаменационной кампании показали, что педагоги и учащиеся готовы к введению в задания задач по теории вероятностей. При этом осталась главная проблема, которая наблюдалась и в предыдущие годы: перекос в математической подготовке ребят в сторону решения большого количества тренировочных работ по специализированным сборникам и прошлогодним вариантам. Объясняется, что решая «клонированные варианты один за другим» у педагога и школьника появляется ложное впечатление, что они готовы к сдаче ЕГЭ. «Проблема в том, что, решая экзаменационные задачи предыдущих лет, школьник готовится к прошлогоднему экзамену, а не к предстоящему», – поясняется в рекомендациях.
В методических рекомендациях подчеркивается, что полноценно подготовиться к экзамену можно, лишь изучая математику во всем разнообразии ее методов. Нужно уделять внимание и развитию логики, и математической речи, в том числе устной. Также ребенок должен уметь выражать мысли на бумаге доходчиво, просто и доказательно. В подготовке к экзаменам помогут открытый банк ФИПИ, сборники задач и вариантов. Также дается совет, что сборники задач и вариантов нужно использовать как источник идей и для проверки собственных достижений, но не как коллекцию репетиционных материалов. Накануне ФИПИ опубликовал проекты документов по планируемым изменениям в КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2023 года.
Комментарии