search
main
0

ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом

Методические материалы предназначены для председателей и членов предметных комиссий российских регионов по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года. 

Фото: Никита Чудин

Так, в методических материалах по русскому языку поясняется, что пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом. Эти задания являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи ЕГЭ по русскому языку. В методичке есть краткое описание структуры заданий по русскому языку, характеризуются типы заданий с развернутым ответом и даются критерии оценки выполнения этих заданий. Также в пособии приведены примеры оценивания  выполнения заданий с комментариями, объясняющими выставленную оценку.

Уточняется, что содержание заданий ЕГЭ по русскому языку определяется на основе ФГОС с учетом примерной основной образовательной программы среднего  общего образования. Задания составляются так, чтобы проверить виды предметных компетенций: лингвистическую ( умение проводить лингвистический анализ языковых явлений); языковую, (практическое владение русским языком, его словарем, грамматическим строем и т.д.); коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности и т.п.); культуроведческую (осознание языка как формы выражения национальной культуры и т.д.).

Фото: mos.ru

Помимо компетентностного подхода при построении экзаменационной модели применяется интегрированный подход. Он проявляется в единстве оценки языковых и речевых умений сдающего ЕГЭ. Также речь идет о коммуникативно-деятельностном подходе, основой которого являются задания, направленных на проверку коммуникативных умений выпускника. Также применяется когнитивный подход, когда задание направлено  на проверку способности сдающего ЕГЭ осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установить определенные закономерности и многое другое. И, естественно, используется личностный подход, когда экзаменационная модель направлена на запросы и возможности экзаменуемого.

Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает 27 заданий. Эти задания различаются формой и уровнем сложности. Первая часть содержит 26 заданий с кратким ответом. Вторая часть содержит 1 задание с развернутым ответом (сочинение), которое проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Именно задание 27 (сочинение) проверяется экспертами предметных комиссий в соответствии с критериями оценивания. Для оценки применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, которая специально разработана для измерения  подготовки школьников. Данная система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Отмечается, что при проверке второй части экзаменационной работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а комплекс умений и навыков, который проверяется и оценивается на основе принятой и утвержденной критериальной системы. При этом каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается  по шкале от 5 до 0. Максимальное количество баллов, которые можно получить выпускник, – 24.

В методичке приведена подробная таблица критериев с количеством баллов за каждый из них. А также поясняется, что делать, если выпускник «не сформулировал или сформулировал неверно одну из проблем исходного текста», какие баллы выставлять. Или когда в работе не засчитывается приведенный пример, анализ и так далее. Также уточняется, что «если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается невыполненным».

В методическом пособии для проверяющих приведена по каждому конкретному тексту информация, отражающая проблематику этого текста и позицию автора. Подчеркивается, что эти элементы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника. Также подробно рассматривают концептуальные и неконцептуальные ошибки; даются примеры, когда идет «обнуление» работы по всем 20 критериям.

В методическом пособии рассматриваются конкретные варианты сочинений детей и даются расширенные комментарии, какой балл может эта работа получить и почему. Также дан перечень обязательной документации к ЕГЭ по русскому языку, и подробная формулировка задания 27. Например, «работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается» и так далее. В пособии есть глава, посвященная подготовке эксперта приемной комиссии, что он должен знать, понимать и уметь. Что запрещается делать экспертам во время ЕГЭ, как действовать при возникновении проблемы.

ото: пресс-служба Минпросвещения России

На сайте ФИПИ опубликованы методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2023 года по предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история, география, обществознание и литература.

В принципе, структура методических пособий по учебным предметам ЕГЭ примерно одинаковая. Так, в методичке по математике уточняется, что общие позиции и характер оценивания выполнения заданий в целом повторяют прошлогодние. Присутствуют небольшие видоизменения и корректировки формулировок в содержании критериев оценивания для конкретных заданий. Далее идет подробный разбор оценки решений заданий 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. Указываются критерии проверки и даются комментарии.

В методических материалах по истории указано, что содержание КИМ определяется на основе ФГОС и Историко-культурного стандарта, который является частью Концепции преподавания учебного курса «История России». Так, в КИМ по истории вторая часть экзаменационной работы содержит 9 заданий с развернутым ответом. Они выявляют и оценивают освоение выпускниками различных комплексных умений. Отмечается, что ответы на задания второй части оцениваются экспертами. За выполнение заданий 13–16 и 19 выставляется от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 17, 18, 20 и 21 – от 0 до 3 баллов. Далее идет подробный разбор, как оценивать эти задания, какие есть критерии, на что обратить внимание и так далее.

В методических материалах по обществознанию отмечается, что задания экзаменационной работы в совокупности охватывают основные разделы курса и базовые положения различных областей учебного предмета. В первой части работы присутствуют задания с кратким ответом, направленные на распознавание и классификацию признаков, черт, элементов описания социальных объектов; соотнесение теоретического материала с реальной жизнью и так далее. Задания с развернутым ответом заметно увеличивают дифференцирующую способность экзаменационной работы, помогая выявить выпускников с более высоким уровнем подготовки. Уточняется, что в структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Далее идет разбор конкретных заданий, с комментариями, на что обратить внимание, как оценивается его выполнение и так далее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте