Российские школьники не умеют применять полученные знания на практике. По этому показателю они заняли 29-е место в мировом рейтинге, оказавшись по соседству с подростками Турции, Индонезии и Мексики. Результаты тестирования, проведенного в 2003 году в 41 стране мира, на прошлой неделе огласила Организация экономического сотрудничества и развития.
Исследование в рамках «Программы по международной оценке учащихся» (PISA) проходит один раз в три года. В нем участвуют школьники, достигшие 15 лет. Тесты оценивают уровень их подготовки в области математики, естественно-научных знаний и грамотности. Но каждые три года предпочтение отдается только одному из направлений, которому уделяется две трети времени тестирования. На этот раз упор был сделан на математику.
Главная цель исследования – выяснить, готовы ли школьники применять свои знания на практике. Поэтому вопросы тестов были связаны с реальной жизнью – например, ребятам предлагалось определить наиболее короткий маршрут для поездки или проанализировать структуру экспорта несуществующей страны.
Лучшие результаты в целом показали школьники из Финляндии. На втором месте оказалась Южная Корея. В числе лидеров – Канада, Япония, Бельгия, Швейцария и Новая Зеландия. Россия обосновалась в конце списка, уступив, к примеру, Латвии (26-е место) и США (27-е). Хуже всех математику знают школяры из Бразилии и Туниса.
Кстати, по сравнению с прошлым тестом положение России не сильно изменилось. В 2000 году наша страна заняла 27-е место. Тогда были проведены и дополнительные исследования. В частности, удалось выяснить, что одной из причин провала стало сильное расслоение отечественной школьной системы. Если 20% российских школ (в первую очередь спецшколы, гимназии и лицеи) показали уровень знаний значительно выше среднего международного, то остальные учебные заведения оказались не готовы к испытанию. Особенно «испортили» статистику сельские школы и ПТУ.
Комментарии