search
main
0

Финны в восторге. В Хельсинки давали звездные уроки учителя года

Десант состоял из знаменитой пятерки. Все они в свое время принимали участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Самый звездный – Олег Парамонов, преподаватель русского языка и литературы из Брянска, победивший на конкурсе в 1993 году. Москвичка Юлия Марчук – его коллега. Прошлой осенью на финале в Калининграде она все дни шла на равных с Иваном Иоголевичем, ей не хватило совсем немного, чтобы вырвать у него победу. Дима Рытов не только обучает в Санкт-Петербурге малышей игре на народных инструментах, которые сам и мастерит, но и пишет замечательные учебные пособия для преподавателей своего предмета. Глеб Мочалов, занимаясь с московскими детьми керамикой, соединил на своих занятиях информатику и технологию. А Александр Мальцев из Кротовки Самарской области считает, что физика – наиглавнейший предмет. Работает он со своими учениками только в интерактиве. Они ехали на неделю в финско-русскую гимназию в Хельсинки, которой руководит, если вы внимательно читаете наши публикации, то помните, влюбленная в русскую литературу и искусство Серебряного века Лийса Похъелайнен (см. «УГ» №51 от 20 декабря 2005 г.).

Боевая пятерка

Как-то я рассказал ей о нашем конкурсе, об учителях, принимавших в нем участие, каждый из которых, независимо от того, получил ли он «Хрустального пеликана» или нет, – педагогическое открытие. И она загорелась идеей пригласить команду к себе в школу, чтобы они продемонстрировали свои подходы и методы, свои секреты, как удержать внимание класса, вовлечь в деятельность всех. Мы объявили конкурс и вскоре набрали такую команду. А Фонд первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина поддержал наш проект организационно и финансово.

Хельсинки встретили нас десятиградусным морозом и легкой метелью. Лийса Похъелайнен, приехав в гостиницу, сразу предупредила: «Атмосфера в наших классах отличается от вашей, дети ведут себя более раскованно и независимо. Вы для них будете новенькими, так что вам придется несладко. Но не пугайтесь. Наши детишки коммуникабельны, им нравятся новые вещи, к тому же они все прекрасно говорят по-русски. И у нас есть очень жесткие табу: нельзя на уроках пить лимонад или кока-колу, бутылки и ,банки должны быть спрятаны в рюкзак, нельзя говорить по мобильнику».

Первый урок предстояло давать Юлии Марчук для гимназистов по «Евгению Онегину». Туула Вяйсянен, отвечающая в школе как раз за преподавание русского языка, она и боевой заместитель Лийсы, сказала, что роман, по крайней мере ей так кажется, читали все дети. Юля от экскурсии по заснеженному городу отказалась и отправилась в свой номер готовиться к занятию.

У каждого свой счет

Каждый вторник рано утром в школе проходит так называемое заседание педагогического клуба. Собираются все преподаватели и обсуждают текущие проблемы. В этот раз главная тема была: а как у вас? Спрашивали и гости, и хозяева. Говорили обо всем. Например, о бумагах. Юля Марчук спросила: а много ли разных отчетов приходится заполнять обычному учителю? Ответ ошеломил: почти никаких. Заговорили о каникулах. Всего в году у финнов 38 учебных недель – 190 дней. «Вот скоро у нас лыжные каникулы, – сказала, вздохнув, Инна Котович. – Почти неделя». «Как почти неделя? – удивилась директор. – Целая неделя». Анна Стренгель-Кампер проработала в гимназии 37 лет. Преподает русский как иностранный, написала не один учебник и не одно пособие по русскому языку. «Я делала все, что могла, чтобы наши дети почувствовали всю красоту и мощь русского языка – это такое богатство. Я так рада, что вы к нам приехали».

Открытием для наших педагогов было, что выпускные праздники в финских гимназиях в феврале. Потом до июня ребята сдают так называемые университетские экзамены. В феврале по городу ездят грузовики, и счастливые выпускники разбрасывают из них горсти конфет. Говорят, это помогает удачнее сдать экзамены.

Живой Пушкин

Юля Марчук, конечно же, волновалась: как вложить в два часа всего «Евгения Онегина». Прозвенел звонок, она отложила свои записки, улыбнулась и сказала: «Вы далеко сидите от меня. Я подойду к вам поближе. У меня зрение неважное, а хочется всех вас видеть, ваши глаза и лица. Вернувшись домой, я обязательно расскажу своим ребятам о вашей школе и о том, как замечательно вы владеете русским языком. Как бы я хотела, чтобы мои ученики так же свободно говорили на каком-нибудь иностранном. А теперь давайте представим себе, что вы встретили на улице Пушкина. Что бы вы сказали своему другу, увидев его?»

Ответы пришлось ждать недолго. «Классик», «Великий русский поэт», «Наше все», «Смотри, Пушкин идет». А дальше Юлия повела их в увлекательное путешествие по роману, показывая, строка за строкой, глава за главой, присутствующего в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича. И вскоре они поняли и согласились, что «в поэзии, как в бою, не нужно имя». На том уроке было все: и размышление о балах, когда она им показала первый выход в свет Наташи Ростовой из «Войны и мира» Сергея Бондарчука; и дискуссия о магии стихов; и разбор, почему Маяковский сказал в «Юбилейном», что на Пушкина «навели хрестоматийный глянец»; читали даже на финском «Ромео и Джульетту», чтобы понять насколько трагична фраза «перчаткой быть на вашей руке»; вспомнили про записных дуэлянтов и пистолеты, которыми надлежало пользоваться; говорили о чести и о любви.

Мне кажется, Юля вслед за Вересаевым хотела показать своим финским ученикам не ретушированный, иконописный лик благонравного, «ясного» и «гармонического» поэта, а «дитя ничтожное мира». Юля не просто вела урок, не просто рассказывала о своем любимом романе, который всегда берет с собой, куда бы ни ехала. Это был спектакль, она в нем играла и главную роль – проводника по роману, и была режиссером, заставляя ребят вступать в действо в нужных ей местах. Она так изящно задавала вопросы, что отвечали они на них с охотой и честно.

«Дружите с размерами?» – «Не очень!» – почти хором ответил класс. «Ну и бог с ними, с размерами. Давайте вслушаемся в ритм».

«Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать». И класс в один голос продолжил: «Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня».

Юля на протяжении двух часов старалась, как сказал Юрий Тынянов, «снять грим, наложенный на великого поэта усилиями биографов, развеять дым легенд, окружающих его имя». Заканчивая путешествие по роману, она вдруг вспомнила фразу из тыняновского романа «Он был обречен на эту любовь, бывшую безумием» и подумала, что всякая великая любовь – безумие, но какое все-таки это счастье, что она приходит. Но тут прозвенел звонок и вместе с ним аплодисменты.

Надежды маленький оркестрик

Дима Рытов притащил из Санкт-Петербурга целую сумку добра. Чего только в ней не было: и расписные ложки, и колокольчики, и шерпунки, и бубенцы, балалайка, рожок и поленица. Он разложил все это на столе и ждал, когда все соберутся. Класс попался ему не самый дисциплинированный.

– Итак, скажите мне, какие вы знаете самые простые музыкальные инструменты?

– Ударные, – послышалось со всех сторон.

– Хорошо. Давайте мы попробуем поработать с ложками. Это ведь тоже ударные. Выбирайте себе ложку по вкусу, я задаю ритм, а потом попробуем все вместе. Отлично. Теперь я вступаю на балалайке. Темп убыстряется, все вместе. Великолепно! – Он откладывает в сторону балалайку.

– Вот послушайте. В гости пришел к лягушонку друг, тук-тук. Удар по закрытой ложке, теперь откроем два пальчика, сделаем норку для мышки-норушки. И удар по закрытой, теперь снова по открытой. Так, а это что за звук?

– Лошадки поскакали! – кричат весело ребята. Дима достает из сумки еще один инструмент.

– Это ложки-веера. Представьте себе раннее утро в Хельсинки. Кто сыграет?

Поднимается белокурая девочка. Вся серьезная. Класс притих.

И вдруг зацокали копыта по мостовой, загрохотала телега, потом звуки стихли, замерли, растворились, и стало слышно, как капля за каплей стекает студеная вода с сосулек на тротуар.

– Молодец!!! Красивая музыкальная картинка получилась. А теперь вот вы попробуйте на шерпунках, вы на колокольчиках, а вы – на поленице. Знаете, почему так этот инструмент называется? Шел человек по лесу, ударил по дереву, услышал звук – тот ему понравился, он ударил по другому стволу – другой вышел звук. Он связал несколько поленьев и стал на них играть. А кто у нас будет на свистульке? Ты? Отлично! Как еще называют свистульку? Народная флейта, правильно. Какой инструмент забыли? Рубель. Знаете, для чего он еще может пригодиться? Ну, конечно же, чтобы погладить белье. Наши бабушки так его когда-то и использовали. Послушайте, кто это? – он слегка касается своими тонкими пальцами зубцов рубеля. – Лягушка! – А это? – Утка. – А так? – Кузнечик.

Желающих поиграть на рубеле море. Уже обмен пошел: «Я тебе свистульку, а ты мне рубель!» – «Нет, я тебе рубель, а ты мне шерпунки». Но какой же оркестр без рожка? Желающих играть на рожке нет. И тогда Дима просит помочь ему ту самую белокурую девчушку, которая так хорошо сыграла раннее утро в Хельсинки.

– Каждый инструмент вступает по моей команде. Начали! Сначала ложки. Теперь шерпунки. Колокольчики! Сейчас поленица. Рожок! Все вместе! И… – Кто-то не успел вовремя закончить.

– Давайте еще раз. Мы не обрываем звук. Он заканчивается. Это словно удар сердца. Тук, а потом тишина. Начали….

Удивительно, за сорок минут Диме удалось научить этих ребят не только играть на разных инструментах, но он создал настоящий оркестр. Знаете, почему у него это получилось? Потому что у него был настоящий рожок, которого так не хватало учителю музыки Кудре из фильма «Безымянная звезда». А еще потому у него получилось, что он сам смастерил все эти инструменты. И сам придумал все истории про звуки. А самое главное, что он может вовлечь в свою игру любого ребенка, и самого стеснительного, и самого замкнутого, и самого хулиганистого…

Мы построим дивный город…

Так, как переживал Глеб Мочалов, в пятерке не переживал никто. Оказалось, что в школьном расписании хельсинкской гимназии нет ни информатики, ни технологии – того, чем занимается со своими учениками в Москве Глеб. Есть отдельно занятия керамикой: месят глину, формируют из нее все, что придет на ум, а потом обжигают. Никаких информационных технологий. А Глебу хотелось показать, что он делает со своими московскими учениками, и он два дня не отставал от учителей, которые хоть как-то связаны с информатикой. Проблема в том, что в учебном плане в самом деле нет предмета информатики. А информационно-коммуникационные технологии внедрены во все предметы начиная с первого класса. Получается так, что ребят никто не учит специально работать на компьютере, но на каждом уроке они получают навыки поиска информации и постепенно становятся активными пользователями. Другое дело, что уже в гимназии кроме обязательных предметов каждый выбирает себе по своему вкусу еще несколько курсов. Есть там и занятия, связанные с информационными технологиями.

Финнам паспорт практически не нужен. Разве только когда они выезжают за пределы Шенгенской зоны. Главный документ «АйДи» – специальная пластиковая карточка, где записана вся твоя информация, в том числе и номер социальной страховки. С ней можно и на самолет билет купить, и номер в гостинице снять. Второй документ – водительские права – обладает такой же силой, как и «АйДи». Третья карточка только появляется – это компьютерные права. Чтобы получить их, нужно сдать специальный экзамен. Проводит его независимая компания. Школьники старших классов посещают специальные факультативы по подготовке к сдаче экзаменов на сертификат. Экзамены достаточно сложные, включают в себя как практические, так и теоретические задания по семи разделам информационно-коммуникационных технологий, начиная от умения подготовить компьютерную презентацию и заканчивая навыками построения диаграмм, графиков и создания собственного сайта. Пока работодатели не требуют наличия компьютерных прав при приеме на работу. Но все больше финнов считают необходимым на всякий случай их иметь. Учительница русского языка Елена Иосафова, о которой мы уже писали в материале «Счастливая школа», сказала мне, смеясь: «Для меня гораздо проще было сдать экзамены на водительские права, чем справиться со всеми тестами на компьютерный сертификат».

Глеб притащил с собой в Финляндию чуть ли не десять килограмм гипса. В поезде «Москва – Хельсинки» овчарки, натренированные на поиск наркотиков, долго не выходили из его купе, принюхиваясь к странному запаху. Потом он шутил: «Хорошо, что глину не стал с собой везти, а то точно обвинили бы в контрабанде».

Глеб начал свое занятие с того, что попросил малышей очень аккуратно размять глину, и пока они с усердием этим делом занимались, стал показывать им на экране разные формы: шар, призму, цилиндр. И тут же возник вопрос: что в жизни похоже на эти формы? Ответы поначалу были самые простые: дом, футбольный мяч, бутылка. Но чем больше Глеб демонстрировал им предметы из разных сфер, тем интереснее становились ответы. Кто-то сказал, что кукурузный початок может быть и домом. Где-то в Калифорнии уже построен похожий особняк. Наглядевшись на картинки, ребятишки начали лепить из глины шар, цилиндр, призму, куб…

Глеб подходил к каждому и каждому говорил, как хорошо у него получается, ни разу не повторившись. Когда фигуры были созданы, он предложил соединить их так, чтобы вышло что-то. Шум, гам, смех, беготня вокруг столов. В конце концов пришло время показать работы. Получился человек, похожий на скульптуры сюрреалистов, сказочный домик, машина из будущего, инопланетянин, не виданный ранее никем зверь. Поставили все на один стол – вышел город. Каждый вывел острым карандашом свое имя на произведении. После занятия все работы отправят в обжиговую печь, а потом каждый сможет свою забрать домой или оставить в классе на выставке.

Никто не забыл за собой убрать. Вытерли все столы. Остатки глины сложили в специальный ящик. Вымыли руки и, сказав Глебу: «Спасибо! Как здорово было!», ребятишки помчались на обед.

Архимедова сила

Александр Мальцев верит: в физике нет сложных тем. Просто учителя не всегда доступно объясняют. Даже взрослому иногда трудно понять, когда ему говорят сложные вещи, пишут одну за другой формулы на доске. А ты покажи на практике, что из чего вытекает, что от чего зависит, подкрепи это красивыми графиками, таблицами, дай возможность ребятам самим экспериментировать, расскажи им пару баек, в которых всегда есть смысл: и ребята – твои, при всех опросах твой предмет будет на первом месте. Теперь Мальцев не представляет, как бы он преподавал физику, если бы у него не было компьютера. Там у него заготовлено несколько возможных вариантов проведения каждого занятия, сотни схем, таблиц, иллюстраций. Главное – всегда вовремя понять, какой вариант занятия сегодня годится.

Про архимедову силу он начал с рассказа о задании, которое однажды получил великий ученый от сиракузского царя Гиерона: узнать, не фальшивый ли слиток золота ему продали заезжие купцы. С задачей он справился, и успешно. Но как ему это удалось? Вот тут Мальцев и начал толковать об архимедовой силе: на что она действует, куда направлена. Привел пример «Титаника». А потом, разделив класс на команды, предложил провести настоящее исследование: от чего зависит эта самая сила – от глубины погружения; от жидкости, куда тело погружается; от объема погружаемого тела. Все результаты надо было фиксировать в специальной таблице, а потом делать выводы.

Вы бы видели, с какой осторожностью и с каким усердием шестнадцатилетние парни, гоняющие по вечерам на мотоциклах и слушающие тяжелый рок, погружали в склянки и баночки разные грузики. Сравнив все результаты, они сами выявили зависимость. Мальцев не сказал ни слова и на экране не показал эту формулу, просто компьютер использовал как подсказку. Он помог ребятам самим сообразить, что к чему и как Архимеду удалось справиться с задачкой своего царя. Выведенную самостоятельно формулу они уж точно запомнят навсегда. Вот вам пример учителя-навигатора, помощника, ненавязчиво заставляющего ребят добывать вместе с ним знание, которым он сам уже давно обладает.

Талант и шарм

На прощание Лийса Похъелайнен сказала мне, что все уроки, которые дали российские гости, просто потрясающие. Они очень понравились и финским педагогам, и финским детям. Многими приемами, которые показали гости, они с удовольствием воспользуются. Школу также очень заинтересовала программа, по которой работает с малышами в Санкт-Петербурге Дмитрий Рытов. Уже договорились о прямых контактах между обоими учебными заведениями. Туула Вяйсянен добавила, что в российских учителях чувствуются талант и шарм. Они не просто преподают, они живут тем, что преподают, и очень уважают своих учеников. И конечно, поэтический марафон, который устроил для преподавателей русского языка и литературы Олег Парамонов, всех просто потряс.

…Уезжали из Хельсинки в мороз. Над городом кружила метель. Мело не только в Хельсинки, «мело, мело по всей земле Во все пределы», но в купе на столе не горела свеча… Пили чай, вспоминали уроки, финских коллег, ребятишек, строили планы на будущее, договаривались писать друг другу, а за окнами мело и мело, «и все терялось в снежной мгле, седой и белой»…

Москва – Хельсинки – Москва

Редакция «Учительской газеты» искренне благодарит Фонд первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина и лично исполнительного директора фонда Александра ДРОЗДОВА за финансовую и организационную поддержку десанта учителей года России в финско-русскую гимназию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте