В российском прокате стартовал музыкальный фильм режиссера Майкла Грэйси «Величайший шоумен». Стоит отметить, что он держит высокую планку, заданную недавними собратьями по жанру («Отверженные» Тома Хупера, «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла). Плюс у создателей этого мюзикла есть повод для особой гордости. Дело в том, что эта картина еще и байопик, то есть биографическая лента.
В Америке середины ХIХ века имя Финеаса Тейлора Барнума, факты жизни которого легли в основу фильма, было более чем на слуху. Известный шоумен, антрепренер, он один из первых удовлетворил извечную тягу человека ко всему непривычному – удивительному, порой страшноватому. Родился в семье коннектикутского владельца гостиницы и магазина, детство провел, помогая отцу в лавке. В свободное время убегал на улицу и там с любопытством разглядывал все, что казалось ему интересным. А более всего внимание мальчика привлекали бродячие артисты и музыканты, а также калеки, выпрашивающие милостыню с помощью своих увечий.Став взрослым, Финеас сначала пробовал себя то в торговле, то в издательском деле, а потом открыл собственный музей, в котором демонстрировались всяческие диковины (зверинец с экзотическими животными, восковые фигуры и т. д.) и выступали так называемые неформатные люди: лилипуты, их антиподы – великаны, бородатая женщина, сиамские близнецы. Спустя несколько лет он вместе с компаньонами основал в Бруклине этакий симбиоз цирка, зверинца и шоу уродцев, получивший название «Величайшее шоу на Земле».Фигура Барнума действительно уникальна, масштабна и колоритна. Биографы отмечают его талант антрепренера и умение даже в пору богатства и славы сохранить в характере нечто народное, залихватское. Ему была присуща страсть к уловкам, называемым им веселым надувательством (его даже прозвали королем этих надувательств), однако это не было мошенничеством, такого шоумен не терпел.Идея снять мюзикл о столь яркой личности пришла в голову продюсеру Ларри Марку примерно семь лет назад. Он пришел с этой мыслью к актеру Хью Джекману и предложил ему сыграть главную роль в картине. Джекман, по его словам, сразу же увлекся своим персонажем и проделал собственное исследование шоу-бизнеса. Это помогло ему блестяще воплотить на экране образ легендарного Финеаса.Киноистория показывает, что юным Барнумом движут не только страсть к экзотике и желание продемонстрировать ее всему миру. Его вдохновляет еще и борьба за свою любовь. Его избранница Черити (Мишель Уильямс) – дочь состоятельного промышленника, который свысока смотрит на сына небогатого лавочника и не собирается выдавать за него свою единственную наследницу. Но девушка, к счастью, отвечает чудаковатому пареньку взаимностью. Это окрыляет Финеаса, придает ему сил. Он обещает любимой, что оправдает ее доверие и подарит ей все, о чем она мечтает.И в тот момент, когда все обстоятельства складываются наиболее удачно, он не упускает шанса – открывает свой музей. Конечно, не сразу все идет гладко. Разумеется, диковинных людей, которые в глазах большинства были просто-напросто уродцами, нужно долго уговаривать, поэтому Барнуму приходится применить свой талант оратора и дипломата. Он смотрит в глаза лилипуту Тому (Сэм Хамфри), бородатой прачке Летти (Кила Сеттл), другим людям, не вписывающимся в привычные рамки, и говорит им, что можно сидеть в тени, но есть ли в этом прок? Не настигнет ли к концу жизни сожаление вроде: мог бы во всю мощь заявить о себе всему миру, но не сделал этого, а спрятался, потому что боялся молвы и осуждений?А потом, когда артисты наконец соглашаются и после репетиций начинается премьерное шоу, Барнум сталкивается с ненавистью обывателей, кричащих, что представление с уродами – отвратительное зрелище. И это наводит на мысль о том, что за несколько столетий человечество мало изменилось – большинство из нас и сегодня непримиримы к тем, кто хоть как-то отклоняется от нормы.Само собой, труды Барнума не пропадут даром: его театр станет популярным, зрители будут с восторгом аплодировать восходящим звездам нового вида искусства. Шоумену удастся зазвать к себе в помощники молодого аристократа, писателя Филлипа Карлайла (Зак Эфврон). Их песенный диалог, в ходе которого Барнум уговаривает Карлайла бросить свой мир чопорности и светских приличий и окунуться в яркую эмоциональную атмосферу шоу, один из самых впечатляющих музыкальных номеров фильма. Филлип сначала отказывается (начинающему светскому льву нельзя не проявить хоть каплю снобизма!), но в итоге они ударяют по рукам. Писатель находит в новой для себя действительности не только дело жизни, но и любовь.Как водится, после взлетов неизбежны падения. Герою Хью Джекмана явится искушение в виде оперной дивы, красавицы Дженни Линд (Ребекка Фергюсон). Случится размолвка в семье. А потом в пламени пожаров рухнут стены знаменитого театра. И Финеас, никогда не унывавший, всегда упорно шедший к своей цели, будет готов опустить руки. Но тогда к нему придут его артисты, которые скажут: «Ты, может быть, тот еще жук, но ты вытащил нас из тьмы, заставил поверить в себя, в свою ценность. Поэтому мы не оставим тебя». И величайшее шоу, конечно же, продолжится.
Комментарии