Свобода стоит дорого… Отталкиваясь от этого тезиса, участники сегодняшней беседы в «Директорском клубе» рассуждают о финансовой самостоятельности школы.
Ираида ХРУСТАЛЕВА, директор школы №2, Валдай, Новгородская область: Дополнительные источники
Я работаю в должности директора первый год. Поэтому даже не представляю себе такую ситуацию – школа без экономической самостоятельности! Радует, что финансирование увеличивается – если раньше к нам приходило около 80 процентов необходимых денежных средств, то теперь с каждым годом все больше и больше. Может, в конце концов мы к 100 процентам придем!
Дополнительные источники финансирования для нашей школы – это подготовка к ЕГЭ и оказание платных образовательных услуг. Что касается трудностей с перераспределением средств со статьи на статью, на мой взгляд, может быть, и хорошо, что здесь введены жесткие правила. Они учат работать в установленных рамках.
Алла ПЕЙЧЕВА, директор школы №230, Санкт-Петербург: Самостоятельность ограниченна
Для школ, самостоятельно ведущих бухгалтерский учет, есть два варианта работы: с централизованной бухгалтерией или имея собственную бухгалтерию. Что касается непосредственно нашей школы, то мы работаем с централизованной бухгалтерией. Какие проблемы возникают в этом случае? Аккумулирование средств в самой централизованной бухгалтерии, которые распределяет ее главный бухгалтер. То есть самостоятельность несколько ограничена. Да, я подписываю счета, могу использовать экономию, подписываю договора и перечисляю деньги по акту выполненных работ, но, если остаются средства, мне могут сказать: стоп, эти средства пойдут школе, в которой того-то и того-то не хватает.
Несмотря на то, что мы знаем об этих проблемах, все же не идем на открытие собственной бухгалтерии. Почему? Дело в том, что сегодня нет кадров, работающих с бюджетом. Нам звонят, приходят бухгалтеры с опытом работы в фирмах, но это совсем другое. Работа с бюджетом подразумевает огромную работу с документацией и с отчетами. И даже если бухгалтеры остаются работать в школе, то на очень короткое время. Может, поэтому у нас в районе 52 школы, но всего 17 имеют свою бухгалтерию. Остальные предпочитают работу с централизованной бухгалтерией. Еще одна проблема заключается в достойной оплате труда опытного бухгалтера. На двадцать тысяч рублей в месяц он работать не пойдет.
Что дало самостоятельное ведение бухгалтерского учета? Прежде всего, мы сами составляем смету. Это – не приказ сверху, а анализ проблем своего образовательного учреждения: что нужно на капитальный ремонт, что – на текущий? Я как руководитель и хозяйка имею возможность доказать это на уровне главы администрации района. Например, в прошлом году нам выделили 8 миллионов рублей на замену оконных рам стеклопакетами, в этом году дали 14, 5 миллиона рублей на капитальный ремонт, но я собственной персоной ходила, доказывала, что нам это необходимо. То есть имеется возможность доказать как руководителю необходимость выделения средств и, главное, есть возможность их получить. Это важно.
Еще один плюс экономической самостоятельности: работа с подрядчиками. Сегодня я могу дать им соответствующую оценку, подписать или не подписать акт выполненных работ, заставить выполнить работу в соответствие со сметой.
Также появилась возможность использовать экономию, которая остается от конкурсов на приобретение оборудования. Время идет вперед, и сегодня учителя уже хотят не просто компьютер в класс, а мультимедийную установку, интерактивную доску и т.д. Возможности учителя настолько высоки, что есть необходимость создать комфортную информационную среду, в которой бы они развивались. Для этого нужно соответствующее оборудование. Поэтому средства с экономии договоров мы аккумулируем и стараемся приобрести новое оборудование при условии, что централизованная бухгалтерия эти средства нам отдает.
Галина КЛОЧКОВА, директор Гуманитарно-художественной школы им. М.В. Ломоносова, Нижний Новгород: Сколько это стоит?
Начну с того, что обсуждение проблемы экономической самостоятельности школы, именно обсуждение, ведется практически с момента принятия нового Закона «Об образовании», то есть больше 15 лет. И тогда, в условиях зарождения рыночных отношений, это казалось простым и естественным. Я помню, школы переходили в то время на некий промежуточный вариант хозрасчета, при котором они сами формировали бюджет. Это единичные случаи, и, конечно, это не было даже экспериментом в чистом виде.
Сейчас многим кажется, что получить больший бюджет лучше, и это решит все проблемы. Отнюдь, это значит получить новые проблемы. И я боюсь, что мы не готовы именно к ним. Потому что, когда, например, мне довелось читать программы, подготовленные школами под гранты национального проекта, я просто-напросто не могла понять, зачем закладывать огромные деньги на оборудование и не включать туда затраты на использование этого оборудования. Как можно на 80 процентов средств приобретать компьютеры и другую технику, и робко так – 20 процентов закладывать на обучающие программы? Зачем нам нужно такое оборудование, если мы, переходя на современные технологии, не понимаем, сколько учителю необходимо средств, ресурсов для того, чтобы повышать свою профессиональную компетенцию. То есть экономическая самостоятельность школы – вещь, на мой взгляд, сложная именно из-за отсутствия ясно сформулированных приоритетов в экономической политике каждой школы.
Для меня очевидно, что эти приоритеты связаны, во-первых, с пониманием учебного плана как финансового документа. Замечательно, инновационно звучит – спецкурсы, драматические студии, музыкальные кружки, английский с первого класса, бальные танцы… А кто сейчас понимает, сколько это стоит? Сколько стоит содержание одного кабинета изобразительного искусства, когда не ученики с собой приносят краски – кто принес, кто нет, а все предоставлено школой и все просчитано вплоть до карандаша? Это очень сложная работа. И кто из учителей скажет, что его предмет не важен и что он уступает свое количество часов соответственно с финансированием другому предмету? А если все авторитарно решается, то это вообще неправильно. Допустим, мы этот первый шаг прошли. Договорились и поняли для себя, что есть базисный учебный план и есть школьный компонент, который делает школу уникальной и который позволяет ей привлекать деньги. Вторая ступень – это понимание того, сколько должен учиться каждый учитель, где и чему, чтобы ученики шли не на громкие названия и какие-то необыкновенные предметы, а на профессионализм педагога, что правильно, поскольку в этом случае ученики и родители получают от школы две обязательных, очень важных вещи. Первое – это доступное образование, причем доступное не в смысле денег, а в смысле понимания, освоения. И второе – качественный уход за ребенком, внимание к нему, терпение в формировании социальных навыков. Никакого отношения к деньгам это не имеет, заметьте, это имеет отношение к профессионализму учителя и к средствам, вложенным в его формирование. И не стоит обобщать, где больше денег, та школа лучше.
Эти две вещи – понимание учебного плана как финансового документа и осознание необходимости постоянного повышения квалификации, на мой взгляд, необходимое условие для того, чтобы школа ответственно принимала некие суммы от государства. В противном случае это будет как в плохой семье: мама ходит в нарядном платье, а из еды только жареные сухарики.
На мой взгляд, это связано отнюдь не с финансовой политикой государства, потому что оно, к сожалению, не понимает технологии образовательного процесса и не может даже предположить, сколько на самом деле это стоит. Тем более что у нас ценность школьного образования по ряду причин вообще минимальная, признается лишь высшее образование, хотя в нормальном цивилизованном обществе, например в европейских странах, ровно наоборот.
Возьмите на заметку
Нужную и полезную информацию по вопросам, интересующим руководителей школ, можно найти, не выходя из стен директорского кабинета. Воспользуйтесь следующими источниками:
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
http://www.ecsocman.edu.ru/
Всероссийский интернет-педсовет
http://pedsovet.org
Государственный университет – Высшая школа экономики
http://www.hse.ru/
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
http://ed-union.ru/
Федеральное агентство по образованию
http://www.ed.gov.ru/
Комментарии