search
main
0

Финансировать надо эффективных, полезных, нужных работников

Главной темой очередного заседания Клуба директоров школ, в котором принял участие министр образования Москвы Исаак Калина, стала выработка эффективных механизмов финансирования дошкольных отделений образовательных организаций. Начальник управления организации обучения и воспитания в общем образовании Марина Смирницкая пригласила директоров московских школ принять участие в обсуждении и совершенствовании новых подходов финансирования образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, а директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский предложил пройти апробацию перехода на новые условия финансирования дошкольных отделений. Руководитель департамента поддержал эту инициативу и предложил рассмотреть возможность апробирования новых подходов в школах Зеленограда и других образовательных организациях, изъявивших желание пройти период отработки изменений с января 2015 года.

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:В одном из интервью директор школы №109 Евгений Ямбург снова сказал о бухгалтерском подходе к модернизации образования и о том, что Исаака Калину можно ругать сколь угодно. Хочу заметить: во-первых, Исаака Калину можно ругать сколь угодно, но только в нерабочее время, во-вторых, что касается бухгалтерского подхода, то с этим я не согласен, потому что в случае с модернизацией образования речь идет о разумном и рациональном финансировании. Физикам давно известно, что есть формула: работа равна произведению вектора силы на вектор перемещения и на косинус угла между ними. Финансирование – это сила. Важен не только размер, важно направление, куда это финансирование направлено. Если угол стремится к 90 градусам, если сила прикладывается перпендикулярно, косинус 90 градусов равен нулю и никакой работы не совершается. Поэтому, когда мне говорят: «Мы столько работали, а в результате ничего не получилось!» – я понимаю, что не работали, а силу прикладывали перпендикулярно тому вектору, в направлении которого хотели двигаться. В системе образования, пока она не волонтерская, в ней есть сила, и сила эта – нравится нам или не нравится такой подход – сила финансирования. Финансирование – это величина не скалярная, а векторная. Поэтому нам очень важно то, куда оно направлено. Если мы хотим двигаться в одном направлении, а финансирование перпендикулярно этому направлению, то тогда работа этого финансирования равна нулю, это абсолютно зря потраченные деньги. Наша задача, чтобы угол между вектором силы и вектором перемещения был как можно меньше. Такой «физический подход» состоит в том, что одна из важнейших движущих сил нашей системы – финансирование. Есть всем известная картина «Бурлаки на Волге». Почему бурлакам так тяжело было тянуть баржу? Баржа двигалась по реке, они тянули ее под углом, а угол между векторами, к сожалению, не был равен нулю. Чтобы угол был меньше, лямки делали длинными. В мире есть система, которая называется точечно-капельной поливкой. Дело не только в том, что при этом тратится меньше воды, но и в том, что благодаря этой системе резко сократилась необходимость в том, что у нас всю жизнь называется прополкой сорняков. Почему появляются сорняки? Потому что на огороде мы поливаем и полезные растения, и осот с чертополохом, удивляясь, почему те растут лучше, чем полезные растения. Система точечно-капельного полива позволяет давать столько воды, сколько надо, и туда, куда надо. Она, во-первых, помогает расти плодоносящему растению и, во-вторых, не дает возможности расти чертополоху. Во всех школах, где было избыточное финансирование, когда денег было столько, что не знали, куда их девать, можно сказать, вырастали чертополохи. Там, где финансирование было маленьким, есть один плюс – чертополохов там нет. Почему-то даже те, кто говорит о том, что нельзя, управляя финансовыми ресурсами, управлять и качеством образования, первыми возмущаются, когда хоть на три рубля, но сокращается бюджет. Поэтому физический подход состоит в том, что одна из важнейших движущих сил нашей системы финансирование – ведь ни одно учреждение не отказывается от него. Все понимают, что финансирование – это огромная сила и в системе образования, эта сила должна быть четко сонаправлена с тем вектором, куда движется образование, я надеюсь, – к высоким результатам наших учеников. Если у нас система финансирования будет настроена точечно, то у нас будет расти то, что нам нужно, и не будет расти то, что нам не нужно, что будет развиваться то, что нам нужно, и не будет то, что не нужно и что потом, увы, приходится «пропалывать» службе финансового контроля. Очень хотелось бы, чтобы мы, перестраивая систему финансирования дошкольных отделений, не поливали одинаково те дошкольные отделения, где по списку 200 детей, а реально ходят 90 детей (а финансируем, как 200), и те дошкольные отделения, где 200 детей по списку, а средняя посещаемость 180. У нас работают умные люди, они сообразили, что если за 90 детей платят так же, как за 180, то лучше иметь 90 детей – меньше работы. Но если те, у кого 180 детей, получают так же, как за 90, то они испытывают чувство обиды на несправедливость этого мира. То есть в одном случае мы имеем бездельников, во втором – обиженных на нас, но в самом деле эффективных работников. Очень хочу, чтобы мы перестраивали систему финансирования так, чтобы в первую очередь финансировали эффективных, полезных, нужных работников, а не тех, у которых посещаемость детей 45%.На заседании клуба директоров предложена модель финансирования дошкольных отделений комплексов. Модель предложена для обсуждения. Если кто-то увидит в этой модели что-то вредное для москвичей, нужно это обязательно обозначить. Наша задача не допустить, чтобы система чем-то навредила жителям Москвы. Надеюсь, что это общая задача столичной системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте