search
main
0

Финансирование из кошельков родителей,. или Не забудьте о дополнительном образовании

Обсуждая законопроект «Об образовании в РФ», все говорят о различных ступенях, но в последнюю очередь о дополнительном образовании. Между тем очень важно определить законодательные основы его развития, иначе и впрямь все там будет определяться деньгами родителей. Здесь важно учитывать все до мельчайших нюансов.

В статье 50 (п. 8) сказано, что должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, наличия почетных званий, государственных наград. К сожалению, здесь не учтен уровень образования педагогов, а ведь именно зависимость должностных окладов от уровня образования стимулировала педагогов к получению высшего образования и как следствие приводило к повышению качества учебного процесса.Предложение. Ст. 50, п. 8, абзац 2 предлагаю в следующей редакции: «Должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, уровня образования, наличия почетных званий, государственных наград в порядке и размерах, определяемых системами оплаты труда, действующими в организации-работодателе».В последнее время встречается все больше случаев, когда образовательную деятельность в области физической культуры и спорта осуществляют частные лица, не имеющие соответствующего образования и квалификации. Это положение закрепляет ст. 56 (п. 4), согласно которой индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Но одно дело преподавание общеобразовательных предметов, и совсем другое – организация учебно-тренировочного процесса в области физической культуры и спорта, где неквалифицированно организованными занятиями нередко наносится вред здоровью детей.Предложение. Индивидуальную педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта должны осуществлять лица, имеющие соответствующую лицензию и прошедшие аттестацию. Для этого необходимо в ст. 56, п. 4, внести дополнение: «Индивидуальная педагогическая деятельность в сфере физического воспитания и спортивной подготовки подлежит лицензированию».В статье 80 (п. 9-1) записано, что документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется лицензирующим органом в случае необходимости дополнения документа… сведениями об адресах мест осуществления образовательной деятельности.Принимая во внимание то, что в учреждениях дополнительного образования занятия проводятся не только по адресу нахождения организации, но и на базе общеобразовательных, дошкольных, спортивных учреждений, на базе спортивных лагерей, на учебно-тренировочных сборах, можно сделать вывод: места проведения занятий могут изменяться и дополняться в течение года несколько раз. И каждый раз необходимо будет переоформлять лицензию? Но ведь все эти организации, а соответственно и принадлежащие им места осуществления образовательной деятельности прошли процедуру лицензирования и имеют соответствующие документы.Предложение. Учитывая сложность, трудоемкость и длительность процесса лицензирования, предлагаю в ст. 80, п. 9-1, добавить следующее предложение: «Организациям дополнительного образования, в случае если добавляемые адреса проведения образовательной деятельности принадлежат другим образовательным и спортивным организациям, имеющим соответствующие лицензии, переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии, необязательно».В статье 87 (п.п. 1, 2, 4) для организаций дополнительного образования не предусмотрено нормативное финансирование образовательных услуг. Более того, предлагается финансирование дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с законодательством о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В результате конкурса этот заказ может выиграть одна организация. При наличии же нескольких учреждений одного профиля остальные остаются без финансирования своих образовательных программ, что со временем приведет к их ликвидации.Предложение. В ст. 87, п. 1, добавить следующий абзац:«Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с установленным государственным (муниципальным) заданием и на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося дополнительной образовательной программы, а также содержание обучающегося в образовательной организации, в зависимости от числа обучающихся в образовательном учреждении с учетом уровня и направленности образовательных программ, специфики контингента обучающихся, вида и категории образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса».В ст. 87, п. 2, из абзаца 1 убрать фразу «дополнительных общеобразовательных программ».В ст. 87, п. 2, из абзаца 2 убрать фразу «дополнительных общеобразовательных программ».В ст. 87, п. 4, абзац 3 предлагаю в следующей редакции:«Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов устанавливается порядок и методика расчета нормативов финансирования предоставления дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и частных дошкольных образовательных организациях и реализации дополнительных общеобразовательных программ в организациях дополнительного образования за счет средств местного бюджета».В статье 146 (п. 2) перечислены виды организаций дополнительного образования детей. К сожалению, в этом перечне отсутствуют виды учреждений, существующие на сегодняшний день. Этим организациям придется менять всю учредительную документацию. Это приведет к неоправданной потере времени труда и финансовых средств.Предложение. Необходимо оставить перечень видов организаций дополнительного образования детей в том виде, в каком он существует на сегодняшний день. Ст. 146, п. 2, будет выглядеть следующим образом: «Для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей создаются образовательные организации дополнительного образования детей следующих видов: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;детская школа искусств, в том числе по видам искусств;детско-юношеские спортивные школы;специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.Иные виды образовательных организаций дополнительного образования детей могут быть дополнительно установлены субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации.В статье 162 (п. 1) основная задача, стоящая перед образовательными программами в области физической культуры и спорта, – подготовка спортсменов. Но для учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности подготовка спортсменов не единственная и не главная задача.Предложение. Ст. 162, п. 1, изложить в следующей редакции:«Физическое воспитание детей, подростков и молодежи осуществляется посредством реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на:- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;- пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни;- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;- реабилитацию детей дошкольного и школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, средствами физической культуры;- привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом учащихся с ограниченными возможностями;- обучение учащихся знаниям по гигиене, оказанию первой медицинской помощи и оценке состояния физического развития организма;- привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов».В статье 162 (п.п. 3, 4, 9) сказано, что разработка и утверждение типовых учебно-тренировочных программ, порядок приема в образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности и другие особенности организации и ведения образовательной, учебно-тренировочной и методической деятельности по реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Однако большинство учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности находятся в системе образования. Поэтому целесообразно, чтобы вышеназванные нормативные акты принимались совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования Министерством образования и науки.Предложение: В статье 162, п. 3, дополнить второй абзац фразой «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».В статье 162, п. 4, дополнить второй абзац фразой «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».В статье 162, п. 9, после слов «…в сфере физической культуры и спорта» добавить фразу «и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования».В статье 162 (п. 7) сказано, что в учебно-тренировочных группах продолжительность занятия не должна превышать трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю. Но согласно ныне действующим нормативам, образовательным программам и методическим рекомендациям недельная нагрузка на данном этапе подготовки составляет 12-20 часов. Принятие п. 7 статьи 162 в данной формулировке разрушает систему многолетней подготовки юных спортсменов и неминуемо скажется на качестве учебно-тренировочного процесса.Предложение.1. Убрать из второго абзаца п. 7 статьи 162 фразу «при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю»;или2. Во всех типах образовательных организаций недельные учебные нагрузки и их распределение регулируются не федеральным законом, а нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, – Министерством образования и науки РФ, Роспотребнадзором, образовательными программами и локальными нормативными актами. Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос об исключении п. 7 статьи 162 из федерального закона.​Юрий ПЕРЕГУДОВ, директор детского образовательно-оздоровительного центра города Узловая Тульской области, член экспертного совета по дополнительному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте