Путем познания вместе с детьми
В этой группе объединены представители Республики Крым, Чеченской Республики, республик Калмыкия, Башкортостан, Бурятия, Еврейской автономной области, Пермского края, Кемеровской, Оренбургской, Иркутской, Московской, Кировской, Брянской, Саратовской, Орловской, Мурманской областей. А один педагог обучает российских детей в заграншколе МИД в городе Будапешт, а также учитель из ДНР. Среди конкурсантов 7 человек работают в сельских и поселковых школах, 11 – в городских образовательных организациях. Самый большой педагогический стаж у тех, кого объединила эта группа, составляет 23 года, самый маленький – 4 года. Диапазон предметных областей широк – от музыки до географии и астрономии.
Ролан Фикретович АБДЖЕМЕЛОВ
учитель математики, информатики Столбовской школы Джанкойского района
С. Столбовое, Республика Крым
28.05.1991
педагогический стаж 4 года
В роли учителя он не так давно, четыре года, но главное – он о ней мечтал. С самого детства любил проверять тетради своих братьев и сестер и ставил в них отметки. Уже тогда Ролан Фикретович был не согласен с теми, кому жизнь учителя казалась скучной и однообразной. Как объяснить им, что педагогика – это удивительный мир, в котором ты творец, волшебник, наставник, отец?! «Моя жизнь – это мои дети, мои уроки, – признается Ролан Фикретович. – Невозможно описать словами то чувство, когда ты с нетерпением идешь на урок, чтобы поделиться с детьми своими знаниями и опытом». Он часто обращается к фразе Льва Толстого, который сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Считает, что важно не только объяснять тему, но и стараться воспринимать ребенка как личность, искать к нему индивидуальный подход, создавать для каждого ситуацию успеха.
Людмила Владимировна АНДРИАНОВА
Учитель русского языка и литературы, музыки школы №2
пос. Николаевка, Еврейская автономная область
07.09.1976
Педагогический стаж 11 лет
Для Людмилы Владимировны совершенно ясно, что миссия учителя – вдохновлять! Учеников – на успех, родителей – на совместное творчество, коллег – на совершенство в работе, администрацию – на инновации. А лично ее работа вдохновляет на… жизнь. «Я живу!» – восклицает Людмила Владимировна и этим счастлива. И прежде всего потому, что ей нравится работать с подростками. В общении с детьми она старается придерживаться нескольких ключевых моментов: слушать и слышать, уважать их свободу выбора и право быть взрослыми и самостоятельными, использовать чувство юмора. Ей также кажется важным научить детей справляться с неудачами, ведь совершать ошибки – это нормально, это возможность узнавать новое и двигаться вперед. Профессия педагога многогранна, и в ней всегда есть место поиску и открытиям, считает Людмила Владимировна.
Юлия Викторовна БАХМУТСКАЯ
Учитель истории и обществознания средней
школы №83
Макеевка, Донецкая Народная Республика
21.05.1983
Педагогический стаж 16 лет
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» – это крылатое изречение основоположника педагогической науки в России Константина Дмитриевича Ушинского Юлия Викторовна избрала девизом своей жизни. Главными ценностями – уважение к детям, справедливость, доброжелательность, открытость, ответственность – педагог делится с коллегами и учениками. Юлия Викторовна окончила Донецкий национальный университет, где и определилась со своим грядущим призванием. Миссия учителя, считает Бахмутская, – открыть и развить в каждом ребенке то, что поможет в будущем стать ему самодостаточной и успешной личностью, достойным гражданином. Именно поэтому совсем не случайно ей доверено не только преподавание профильных предметов, но и классное руководство в 7‑м классе.
Екатерина Александровна ГОРОШЕНКИНА
Учитель истории, обществознания, права школы «Диалог»
Пермь, Пермский край
12.01.1991
Педагогический стаж 8 лет
Екатерина Александровна – представитель педагогической династии, ведущей начало с 1921 года, поэтому неудивительно, что школа всегда была ее целью и мечтой. Правда, только учиться ей было мало, нужно было исследовать, узнавать, создавать. Уже обучаясь в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете, она стала победителем Международной и Всероссийской олимпиад по педагогике, победителем конкурса «Учитель завтрашнего дня», дважды именным стипендиатом правительства Пермского края. А еще Екатерина Александровна единственный в Пермском крае дважды абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года»! Работа в школе для нее – это в первую очередь работа с семьей. С 2014 года на базе родной образовательной организации Екатерина Александровна проводит исследование, направленное на развитие педагогической компетентности родителей младших подростков. Основной принцип, придерживаться которого она рекомендует родителям и педагогам: «Никогда не забывайте, что вы тоже были детьми».
Виталий Валерьевич КАДОЧНИКОВ
Учитель русского языка и литературы школы №36
Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс
29.03.1976
Педагогический стаж 23 года
Виталий Валерьевич как сейчас слышит восклицание: «Ух ты! Хорошо-то как!», которое много лет назад прозвучало из уст шестиклассника после звонка с урока литературы. Непосредственная детская реакция на сделанное открытие. И как ему хотелось, чтобы из восемнадцати шестиклассников так восклицали все! Через 10 лет было уже 80 шестиклассников, потом 170, сейчас 240. Параллели растут, но все так же он изучает и ищет свежие приемы, чтобы эти открытия состоялись. Его девиз: «Читать – это здорово!» Тетрадь по литературе у его учеников всегда «ручной работы». Ее нужно иллюстрировать, раскрашивать, в ней есть карты-путешествия, интересные события, деревья-жанры и дворцы-жанры. Тетрадь по литературе – это отражение восприятия художественного произведения на бумаге, и Виталий Валерьевич считает, что его задача как учителя – сделать так, чтобы эти впечатления не были разрозненными, чтобы у учеников сложилось цельное представление о литературе как процессе.
Алина Виталиевна КУБАТИЕВА
Учитель английского языка школы при посольстве России в Венгрии
Будапешт, Венгрия
06.06.1990
Педагогический стаж 9 лет
Для Алины Виталиевны как для педагога важны несколько ключевых позиций. Во-первых, быть неравнодушным к каждому ребенку. Во-вторых, стараться через любовь к своему предмету воспитать лучшие душевные качества. В-третьих, заметить в учениках таланты и помочь их развить. В свободное время она изучает экзаменационные и олимпиадные задания и привлекает к их выполнению ребят, у кого есть интерес к данной работе. За три года преподавания в посольской школе ее ученики стали призерами и победителями заключительных этапов олимпиад по английскому языку разного уровня из Перечня олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования РФ. По мнению Алины Виталиевны, такая работа как развивает творческий потенциал учеников, так и раскрывает новые возможности при изучении не только иностранного, но и родного языка.
Юлия Николаевна КУЧАНСКАЯ
Учитель музыки Европейского лицея
Пос. Пригородный, Оренбургская область
18.11.1984
Педагогический стаж 14 лет
Нечасто встретишь человека, у которого два призвания. Юлия Николаевна из таких. Она родом из педагогической династии, которая началась с прадеда. И на протяжении четырех поколений в каждой ветви ее родословной были и есть учителя. Как педагог она убеждена, что важно не только учить детей новому, но и сохранять историю своей семьи, историю и культуру родного края. Сама она увлечена музыкальной культурой оренбургского казачества и может с гордостью сказать, что является хранителем казачьих песен, которые пели только в Оренбургском районе. Со своими учениками Юлия Николаевна работает над проектом «Сохрани жизнь песне», который позволит передать песни оренбургских казаков следующим поколениям. Кроме музыки у нее есть еще одно любимое дело: Юлия Николаевна лечит животных. Она дипломированный ветеринар. Чтобы быть ветеринаром, равно как и учителем, нужно особое душевное свойство – отзывчивость, уверена Юлия Николаевна.
Максим Викторович ЛАВЛИНСКИЙ
Учитель информатики, математики, технологии Лицея ИГУ
Иркутск, Иркутская область
05.09.1986
Педагогический стаж 12 лет
Осознать себя учителем непросто. Максим Викторович стал получать удовольствие от учительства только через несколько лет работы в школе. Пришлось запастись терпением, пережить некоторые неудачи, дать себе время адаптироваться. Но зато теперь он может с уверенностью сказать: «Для меня профессия учителя – это призвание». Он старается стать авторитетом для учеников, занимая справедливую и беспристрастную позицию в любой ситуации. Каждую секунду руководить, контролировать детей – это не про него. Ребята, считает Максим Викторович, способны сами предлагать интересные идеи и принимать разумные решения. Отсутствие формализма на уроках влияет на уровень мотивации школьников, поэтому Максим Викторович постоянно ищет приемы, которые позволяют заинтересовать ученика, изучающего его предметы.
Ахмед Ибрагимович ЛАМАРКАЕВ
Учитель русского языка и литературы математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова
Грозный, Чеченская Республика
25.12.1993
Педагогический стаж 7 лет
Его девиз, как мини-роман: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость!» В нем экспрессия и искренность. И желание гореть для других. Эту черточку он подсмотрел в образе главного героя «Уроков французского» В.Распутина. Можно сказать, рассказ повлиял на выбор жизненного пути Ахмеда Ибрагимовича. Когда он поступал в Чеченский государственный педагогический университет, то уже видел себя человеком сострадательным, готовым, как свеча, освещать дорогу другим. Ахмед Ибрагимович до сих пор вспоминает эмоции, испытанные в первые дни работы в школе, – радость и страх. Наконец-то он там, где всегда хотел быть, и страшно, потому что боится подвести, не успеть протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается! Это осознание правильности выбора помогает ему готовиться к каждому уроку, как к первому.
Дмитрий Владимирович ЛУТОВИНОВ
Учитель истории, обществознания, МХК школы №16
Орехово-Зуево, Московская область
05.04.1990
Педагогический стаж 9 лет
Путь в педагогику Дмитрию Владимировичу указали… нет-нет, не звезды, а семья. Его бабушка всю жизнь отдала школе, работая учителем, а затем директором. В семье Дмитрия Владимировича всегда интересовались искусством, наукой, много читали. Родители, бабушки и дедушки с раннего детства не только рассказывали мальчику об окружающем мире, но и знакомили с историей. Дмитрий Владимирович считает, что именно поэтому у него пробудился интерес к разным областям знаний, который позже укрепился в школе. После окончания Московского государственного областного гуманитарного института он вернулся в свою школу и вот уже почти 10 лет старается показать своим ученикам, как удивителен мир знаний, науки и искусства.
Гиляна Батровна МАЦАКОВА
Учитель географии лаганской
школы №3 имени Л-Г.Б.Очирова
Лагань, Республика Калмыкия
10.04.1979
Педагогический стаж 10 лет
Удивительно, но, проработав учителем географии 10 лет, Гиляна Батровна каждый день все больше и больше увлекается этим предметом и тем, что с ним связано. География – часть ее жизни! Поэтому, работая с детьми, она поддерживает у них жажду знаний, старается делать уроки интересными, полезными и современными. Гиляна Батровна радуется тому, что путь познания мира ребенок проходит не один, а идет по нему вместе с учителем. Ей кажется важным, когда дети видят в учителе не только наставника, но и понимающего друга. Гиляне Батровне хочется, чтобы ученики, изучая географию, не только открывали для себя мир природы, жизни и быта людей, но и удивлялись себе, своим возможностям, талантам, совершали победы над собой. Она тоже не устает искать, развиваться, совершенствоваться: повышает квалификацию, применяет передовые технологии, максимально использует интернет-ресурсы. У педагога есть личный сайт, на котором она делится своим опытом с коллегами.
Ольга Викторовна НАВАЛИХИНА
Учитель химии, естествознания Лицея естественных наук
Киров, Кировская область
09.08.1981
Педагогический стаж 19 лет
Пожалуй, нечасто профессию педагога сравнивают с мастерством каскадера. Ольга Викторовна из тех, кто находит в учительстве черты театрального и киноискусства. Как настоящий каскадер, она может показать горение пламени не только на своей руке, но и на руке ребенка. Как актриса Ольга Викторовна сыграла несколько ролей на сцене родного Вятского государственного гуманитарного университета. А еще написала сценарии студенческих спектаклей на основе «Фауста» Гете и «Декамерона» Боккаччо. Сейчас вместе с дочкой она пишет сказки с естественно-научным содержанием и надеется до конца года выпустить книгу сказок с заданиями. Каждый год Ольга Викторовна придумывает новый квест для своих учеников. Обожает сочетать химию с другими предметами. Так появляются игры по химической минералогии на английском языке, индикаторная бумага из роз и даже химическая фотоэкскурсия по весенней Вятке!
Светлана Базаржабовна ПАПИЧ
Учитель английского, немецкого языков Баргузинской средней школы
С. Баргузин, Республика Бурятия
31.08.1987
Педагогический стаж 12 лет
Сначала в ее жизни была музыка: в детстве Светлана Базаржабовна окончила детскую школу искусств по классу фортепиано. Но профессионально связать себя с музыкой не получилось, хотя музыкальное образование повлияло на ее взгляды и вкусы. Необходимость оттачивать навыки игры, улавливать настроение композитора и произведения, прислушиваться к звучанию мелодии – все это оказалось важным в преподавании. Уже будучи учителем, она хотела попробовать себя в военном деле и почти поступила на службу, но вовремя осознала, что ее призвание в другом. Как признается Светлана Базаржабовна, кем бы она ни мечтала стать, все сводилось к желанию быть полезной, привносить что-то хорошее в мир. Педагогика – лучший способ воплотить это в жизнь! Ей нравится быть на одной волне со своими учениками. Проводить с ними как можно больше времени вне стен школы, посещать все их концерты, выступления и соревнования. Болеть за них, аплодировать им.
Ольга Викторовна ПРИВАЛОВА
Учитель начальной школы Средней школы с. Красновичи
Унечский район, Брянская область
17.05.1992
Педагогический стаж 10 лет
У Ольги Викторовны была возможность подняться вверх по карьерной лестнице: после 6 лет работы учителем она стала ведущим инспектором в управлении образования. Это был интересный опыт и интересные перспективы. Но сердце, душа и помыслы принадлежали школе. И принадлежат до сих пор. Ольга Викторовна работает в сельской малокомплектной школе, где в классе 2‑5 человек. Такие классы целесообразно объединять, проводя учебные занятия в разновозрастных группах. Ольга Викторовна организовала учебный процесс так, что старшие школьники выступают наставниками младших. Такая форма работы стимулирует старшеклассников. Ребята по-другому начинают воспринимать труд учителя, оказываются в роли ведущих, чувствуют ответственность перед младшими, ведомыми. А еще Ольга Викторовна – пример для своих учеников, потому что тоже принимает участие в разновозрастном обучении. Она является участником региональной программы «Наставничество» и несколько лет возглавляет районную методическую Школу молодого специалиста.
Дарья Степановна СИМОНЕНКО
Учитель физики, астрономии, английского языка Средней школы с. Мизино-Лапшиновка
Саратовская область
22.05.1982
Педагогический стаж 6 лет
Многогранность свойственна каждому человеку. И Дарья Степановна в этом плане интересный пример. Ведь как учитель астрономии она знает, что человек бесконечно мал по сравнению с размерами Галактики. Будучи многодетной мамой, видит, что каждый ребенок – это космос, целая вселенная чувств, непознанная и прекрасная. Как физик осознает, что все в этом мире относительно, даже самое малое является великим и значимым. У Дарьи Степановны свой взгляд на мир, она полагает, что наступила пора стать Человеком Счастливым. А счастье не будет полным, если в мире существуют боль, страдание, вражда, поэтому важно выстраивать не свое личное благополучие, а создавать пространство счастливых людей во всем мире. В том числе внося в это посильный учительский вклад. Собственно, основной миссией учителя она и считает добавить любви в мир, помогая каждому познать себя и поверить в безграничность своих возможностей!
Юлия Александровна СМЕХОВА
Учитель русского языка и литературы гимназии №1
Стерлитамак, Республика Башкортостан
01.04.1980
Педагогический стаж 20 лет
Пожалуй, никто не скажет так точно, так ясно и так объемно о себе, как сам человек! Вчитайтесь в признания Юлии Александровны, и вы в этом убедитесь: «Я люблю школу, люблю приходить первой, люблю перемены, люблю нестандартные детские вопросы; люблю крепкий кофе, люблю рассветы, люблю запах свежескошенной травы, люблю закаты; люблю море, люблю слушать прибой, люблю гулять вдоль берега; люблю поезда, люблю неспешные разговоры; люблю шум большого города, люблю ночные огни, люблю наблюдать за людьми, сидя в кафе; люблю писать письма, люблю дарить подарки, люблю радоваться мелочам; люблю читать книжку, закутавшись в плед, люблю старые добрые фильмы; люблю счастливые стечения обстоятельств, люблю неожиданные встречи, люблю новые знакомства, люблю талантливых людей, люблю остроумные беседы, люблю, когда все вокруг улыбаются!»
Николай Михайлович ТРОШИН
Учитель физической культуры гимназии №34
Орел, Орловская область
24.11.1977
Педагогический стаж 19 лет
Среди личностных ценностей Николай Михайлович выделяет честность. И честно говорит ученикам: жизнь требует движения. Если человек здоров, физически активен, ему гораздо легче справляться со всеми жизненными и профессиональными задачами. Поэтому свои уроки Николай Михайлович строит исходя из этой проверенной истины. В движении школьники растут и познают мир. Движение укрепляет их, несет здоровье, дарит неподдельные эмоции и радость. А еще Николай Михайлович личным примером убеждает своих учеников, что физическая культура и спорт интересны и необходимы в любом возрасте. И, что важно, дети верят ему и идут за ним.
Евгений Сергеевич ХАРИТОНОВ
Учитель истории и обществознания Ревдской средней школы имени В.С.Воронина
г. п. Ревда, Мурманская область
30.09.1983
Педагогический стаж 10 лет
Если человеку с детства нравится история, то вопроса о том, куда пойти учиться, не возникает. Евгений Сергеевич, поступив на истфак Курганского государственного университета, ознакомился с историческими дисциплинами, в том числе с археологией. С тех пор отпуск проводит в археологических экспедициях. Помимо преподавания Евгений Сергеевич ведет дополнительные занятия в юнармейском объединении «Полярная гвардия» и краеведческом объединении «Юный краевед». Он уверен, что участие в этих объединениях дает ребятам возможность детально изучить историческую науку, развивает познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Педагог старается узнать о Мурманской области как можно больше, поэтому много путешествует. Живя историей, он старается показать детям, что это не сухая наука о датах, а живая душа цивилизации, которая связывает времена!
Комментарии