В этом году в номинации «Химия» были представлены шесть конкурсантов: Малика Гучигова из знаменской средней школы №3 Надтеречного района Чеченской Республики, Инесса Жаглина из гимназии города Карабулак Республики Ингушетия, Вера Малеева из средней школы №1 города Окуловка Новгородской области, Наталья Носачева из средней школы №1 станицы Кущевская Краснодарского края, Оксана Расторгина из лицея №1 города Всеволожска Ленинградской области, Елена Саможена из лицея №12 города Кургана Курганской области. Великолепная шестерка, которой предстояло соревноваться за выход в «пятнашку».
Возможно, кто-то скажет, что шесть учителей в номинации мало, но председатель предметного жюри конкурса, главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Левина, в течение долгих лет участвующая в проведении Всероссийского соревнования лучших педагогов, так не считает. «Шесть человек для химиков много, потому что им пробиться в финал региональных конкурсов значительно сложнее, чем преподавателям других предметов, – говорит Людмила Семеновна. – Ведь от химика ждут эффектных опытов, экспериментов, а при нашей скудной материальной базе учитель подчас не в состоянии это сделать. Кроме того, в жюри не всегда есть те люди, которые могут компетентно оценить происходящее на сцене. Дать мастер-класс по химии – дело необычайно трудное. И тем не менее большое количество химиков все же отваживаются принимать участие в конкурсах». По мнению Левиной, качество конкурсных уроков позволяет судить о той линии, которая прослеживается в преподавании химии. Чаще всего приходится делать печальный вывод: химию губит на корню чехарда с учебной нагрузкой и с количеством учебников, появляющихся сегодня на рынке книгоиздания. Это не вариативность, а разрушение единого образовательного пространства. В этом председатель предметного жюри убеждена: «Получается так, что ученик даже в одном регионе не может перейти из одной школы в другую из-за несовпадения учебников и программ, по которым работают учителя. Самое страшное заключается в том, что химия – не литература: если пропустишь даже два урока, не усвоишь какое-то понятие, значит, системы знаний не будет, придется всякий раз возвращаться назад к пропущенному».
Учителя, соревновавшиеся в номинации «Химия», показали, что в методике преподавания их предмета есть некие традиции, которые остались еще от советской школы. Наверное, поэтому все конкурсанты дали добротные уроки. Тем не менее новации в химии приживаются, и они были и на конкурсе. Но все же, считает Левина, о нынешних конкурсантах можно сказать, что они традиционисты в лучшем смысле этого слова, использующие классические теорию и методики преподавания химии. Это их объединяет, как и то, что все учителя «на ты» с информационными технологиями. Это для химиков особенно важно, поскольку, когда учитель овладевает ИКТ по-настоящему, эти технологии в его опыте становятся органичными. Вся практика преподавания химии пронизывается ими, и затем педагоги, преуспевшие в применении ИКТ, уже не знают, как могли без них обходиться. Теперь в распоряжении учителя химии появились разнообразные возможности для моделирования химических процессов. Компьютерная графика, если учитель владеет ею в совершенстве, дает немыслимые результаты. Кроме прочих плюсов, использование ИКТ сохраняет время, тем более что программу нужно проходить, вмещая в узкие рамки часов, которые на нее отведены. Нынешних участников конкурса в номинации «Химия» отличало еще одно: многие из них или защитили диссертации, или уже набрали материал для их завершения.
Высоким был и личностный уровень конкурсантов. Так, например, Вера Малеева в школьные годы выигрывала разные российские и областные предметные олимпиады, закончила Менделеевку, стала химиком, потом работала инженером-исследователем Окуловского целлюлозно-бумажного комбината, инженером-химиком Крымского производственного объединения «Химпром», но в конце концов вернулась в школу. Конечно, после таких «путешествий», такого опыта ее видение школы совсем другое, нежели у обычного учителя. Почему другое, Левина объясняет так: «Малеева из элитных учеников, из элитных студентов, потом из элитных ученых, а теперь, вернувшись в школу, она стала и элитным учителем, который умеет готовить «олимпиадников» и, в свою очередь, растить элиту». Вера Малеева пришла к тому, что ей интересно. Она создала компьютерный кабинет химии в школе, потратив на покупку восьми компьютеров, принтера, сканера, модема три полученные ею Соросовские премии. Вере Федоровне удалось создать в своей школе Центр детского интеллектуального творчества, укомплектовать его мультимедийными обучающими компьютерными программами, тестовыми заданиями, авторскими методическими пособиями, научными журналами. Не случайно ее девиз: «Для успеха не надо быть намного умнее других. Нужно просто быть на день быстрее большинства». Еще не принимая участие в «Учителе года», Вера Малеева регулярно ездила в учебные экспедиции, которые организовывают былые участники и победители конкурсов. В прошлом году Вера Федоровна была участницей третьей межрегиональной экологической экспедиции школьников России в Приазовье, проходившей опять-таки под эгидой межрегионального клуба «Учитель года».
Любопытно, что Вера Малеева родилась в Калининграде, когда-то жила и училась в школе №19. Участие в конкурсе дало ей возможность пойти туда, где когда-то стоял дом, в котором она жила с родителями, а потом в школу, где училась. Когда Вера Федоровна вышла из школы, то машинально посмотрела на название улицы, она называлась «улицей Менделеева», и Малеева поняла: в выборе профессии была некая изначальная заданность, не просто так она стала преподавать химию. Кстати, то, что Вера Малеева вошла в «пятнашку», никого из конкурсантов не удивило, это была заслуженная победа.
Что объединяет учителей, понятно, теперь вопрос заключается в том, что отличает их.
Как заметила Людмила Семеновна, все они работают по разным программам, по разным учебникам, уровень материального обеспечения кабинетов тоже разный, и это сразу сказывается на работе учителя. Малеева – пример продвинутого педагога, у которого для работы есть хорошая база. Малика Гучигова – другой пример, когда сильный учитель, сильный методист живет и работает в совершенно особых условиях. В ее распоряжении старые учебники химии, давно снятые с производства, других просто нет. В распоряжении Малики Мовладовны нет приличного кабинета химии. «И тем не менее я бы своего ребенка к такой учительнице отдала, – говорит Людмила Левина, – потому что видно – это человек большой души, мудрый педагог, гуманный учитель. Малика Мовладовна направлена на созидание доброго, хорошего, светлого, ей удается несмотря ни на что мотивировать учеников к изучению химии. Ведь, как известно, ребенок может полюбить предмет через личность учителя. Кроме того, Малика Мовладовна – необыкновенно культурный человек, у нее совершенно удивительная речь. Тембр ее голоса учеников просто завораживает. Малика Мовладовна приятна в общении, у нее удивительное женское достоинство, благородство. Поэтому, живи она в других условиях, конечно, достигла бы в преподавании высот необыкновенных. Но и в этих Гучигова – блестящий учитель».
То, что Малика Мовладовна компенсирует опытом, пока не может сделать молодая учительница Инесса Жаглина. Не случайно Инесса уходит от химии к экологии, занимается борьбой против загрязнений реки Сунжи, городского пруда в городе Кабулака, уделяет внимание валеологии. Видимо, условия работы заставляют ее обращаться к связи химии и жизни, что, конечно, неплохо для жизни, но не очень благотворно для химии.
Особый интерес вызвал урок Оксаны Расторгиной, она провела его очень грамотно, эмоционально. Оксана Михайловна использует на уроках стихотворные формы (что в последнее время стало модным для многих педагогов), но делает это с очень большим вкусом, пиететом к поэтическому слову, к поэтическому образу. Оксана Михайловна дает пример того, как учитель химии может быть близок гуманитариям, располагать к изучению химии даже тех, кто не симпатизирует точным наукам.
«Год на год в конкурсе не приходится, – вздыхает Левина. – Объяснить, почему в один год получается феерический набор талантливых людей, а в другой – никто не блещет, невозможно. Так, в прошлом году химики были слабее, в этом – намного сильнее».
Продвижение химиков на конкурс и в самом деле занятие нелегкое. Слишком много параметров должны быть на высоком уровне: и знание предмета, и золотые руки, и умение проделать эксперимент, придумать лабораторную работу, для которой нужен минимум реактивов. И тем не менее в стране есть учителя, которые в аптеках, в магазинах, в каких-то других учреждениях достают необходимые препараты и все равно доказывают – химия – наука экспериментальная, поскольку на пальцах, крутя в них мел и тряпку, ее не преподашь и не сделаешь детей химически образованными. Естественно-научные дисциплины требуют экспериментов, мировоззрение детей должно формироваться через реальное ощущение предметов.
«Раньше были очень сильные методические службы на местах, – говорит Людмила Левина. – Сейчас получается, что в одном регионе служба есть, в другом ее нет, в одном ее сохраняют, в другом – упраздняют, и все не из соображений дела, а в основном от безденежья. Там, где работает методическая служба по-прежнему, результаты сдачи ЕГЭ на порядок выше, чем в тех регионах, где методической службы нет, или работает она недостаточно хорошо». Хорошая методслужба может, зная учителя, порекомендовать ему учебник, подход, технологию, дать совет для повышения квалификации. Когда методист знает каждого учителя из тех, с кем работает, устанавливает с ними тесные контакты, педагоги действительно разрабатывают новые концепции, подходы. Правда, мы знаем случаи, когда встречаются методисты-ретрограды, которые не помогают, а мешают творческому учителю, но чаще методисты правильно понимают свою задачу и ведут учителя по творческой дороге, создают творческие объединения.
Стоит ли учителям участвовать в конкурсе? Дает ли он им нечто важное и ценное? Можно долго об этом дискутировать, но бесспорно одно: после конкурса учителя профессионально вырастают. У них расширяются возможности для участия в мастер-классах, в слетах, семинарах, они могут вступить в Межрегиональный клуб «Учитель года». При этом педагоги становятся проводниками, популяризаторами, распространителями всего того, что они накопили на конкурсе. Причем речь идет не только о их собственном опыте, а о том, что они узнали от своих коллег. «Для мыслящего педагога конкурс оказывается той катапультой, которая позволяет ему совершить прыжок над собой, над обстоятельствами, даже над возможностями, которыми он обладает», – делает вывод Людмила Левина, и с этим трудно не согласиться.
Комментарии