Ольга МЕЗИНА – учитель биологии ульяновской средней школы № 34 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля. Педагогическое кредо Ольги Николаевны – подвести ученика к тому, чтобы у него возник вопрос, и создать условия для того, чтобы ребенок сам смог на этот вопрос ответить. Педагог должен входить в класс с улыбкой.
Светлая радость и душевная чистота учителя, его возвышенное ощущение мира и постоянное предчувствие открытия чего-то нового передаются детям. Ольга Николаевна убеждена, что язык – визитная карточка преподавателя. Яркость и доступность речи, остроумие, использование поговорок и крылатых литературных выражений обеспечивают педагогу успех и помогают детям лучше понять учебный материал.
«Познание начинается с удивления», – сказал кто-то из древних. Эта истина всякий раз подтверждается на уроке: дети, не отягощенные «знанием тех богатств, которые выработало человечество», конструируют их, повторив и прочувствовав момент озарения великих умов. «Так, значит, он есть там этот крахмал, в листьях!» – восклицает девчушка после окончания исследования в рамках практической работы.
Мне думается, обучение нужно начинать с ближайшего окружения ребенка, постепенно выводя его в открытый мир познания, тщательно планируя каждый шаг. Эта мысль ко мне пришла в самом начале моей педагогической работы, когда было больше вопросов, чем ответов.
Мне очень близки идеи развивающего обучения. Развитие ребенка, я в этом убеждена, должно идти через его самостоятельную деятельность. Из опыта работы я вижу: прочно усваивается то, что требует определенных логических операций.
Таким образом, мне как учителю-практику вывод видится один – создать на уроке среду, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.
Субъектами образовательного процесса являются Учитель и Ученик. Чтобы процесс субъект-субъектных отношений был эффективным, и та и другая сторона должны испытывать состояние комфорта. В какую школу хочется идти ученику? В ту, где учат, в ту, где прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому, где учитель выступает в роли старшего друга, сотрудника, где в основу деятельности школы положены принципы:
– гуманизации, «очеловечивание» всех видов деятельности;
– гуманитаризации, «очеловечивание» знаний;
– гармонизации;
– саморазвития личности.
В ту, где проводят мониторинг знаний, а не мониторинг оценок.
Туда, где трудно, весело, интересно и радостно!
Существует социальный заказ на мировоззренческий, культурологический, методологический, теоретический и практический аспекты знаний. В области биологических знаний они реализуются таким образом:
– мировоззренческий – синтез философских идей (о ценностях, сущности бытия, познания, практики), этических, эстетических, правовых норм, идеалов и правил, касающихся общения с живыми системами, картина биологической реальности, сфера ее интеграции с физической, химической и социальной картинами мира;
– методологический – научные принципы биологического познания (причинность, системность), умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить эксперименты;
– теоретический – использовать теоретические знания для обобщения, систематизации и прогнозирования;
– практический – прикладные теории и технологические карты производств, связанных с использованием живых систем.
Кризис в образовании, на мой взгляд, – это следствие того тупика, в который вошла цивилизация. Нарушен древний союз человека с природой, урбанизация, техницизм приоритет утилитарного над естественным… Наука о жизни, биология, становится проводником гуманистических идей.
В центре всех педагогических устремлений должна стоять отдельная личность каждого ребенка. Ребенка, которого мы должны научить:
– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
– самостоятельно приобретать знания;
– критически мыслить;
– генерировать новые идеи;
– грамотно работать с информацией;
– быть коммуникабельным и коммуникативным.
Комментарии