Сон управленца. Владимир Николаевич Аверкин, председатель Комитета образования Новгородской области, читал критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и учителей для получения Премии Президента Российской Федерации с особым чувством. Сначала ему даже показалось, что он видит прекрасный сон – все, что с таким трудом внедрялось в образование Новгородчины последние десять лет, меняло его «лицо», вдруг превратилось в президентскую инициативу в масштабе всей страны. Нет, не сон, написано черным по белому, что конкурсный отбор образовательных учреждений на премию осуществляется на основании обязательных критериев, один из них – в школе «разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации». А вот критерии отбора педагогов на получение стотысячной премии: «…результативность внеурочной деятельности по преподаваемым предметам», «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта…».
Досье «УГ»п.2.2.1. За третье место в областном или российском профессиональном или методическом конкурсах;п.2.2.2. За выполнение учащимися 4-го кл. аттестационного тестирования 2005 года по русскому языку и по математике;п.2.2.3. За получение учащимися при сдаче ЕГЭ за 2003/2004 учебный год: по непрофильному предмету от 90 до 100 баллов (за каждого ученика); по профильному предмету не менее 25% учащихся класса от 90 до 100 баллов;п.2.2.4. За лучший результат уровня физической подготовленности учащихся класса (за каждый кл.);п.2.2.5. За лучший результат уровня физической подготовленности учащихся ОУ;п.2.2.6. За победителей областных предметных олимпиад, конкурсов, смотров, финальных соревнований-спартакиад по Северо-Западному федеральному округу (за каждого победителя);п.2.2.12. За трудоустройство на 01.06.2005 года выпускников 2004 г. по полученной профессии;п.2.3.1. За победителей российских и международных мероприятий: олимпиад, конкурсов, смотров, проводимых Минобрнауки РФ, официальных первенств и чемпионатов Российского комитета ОФСО «Юность России», Минобрнауки РФ, ФА РФ по физической культуре, спорту и туризму, официальных первенств и чемпионатов Европы и мира (за каждого победителя);п.2.4. За второе место в профессиональных или методических областных, российских конкурсах;п.2.5. За первое место в профессиональных или методических областных, российских конкурсах.
Но ведь эти же требования предъявляются к общеобразовательным школам и учителям Новгородской области, если они хотят получить солидные прибавки к небогатому школьному бюджету и скромной зарплате педагога!
Оказалось, что «сон» снится не одному руководителю новгородского образования, но и рядовым педагогам области. Совсем недавно Владимир Аверкин встречался с учителями школ, ПТУ, воспитателями детских садов Крестецкого района в рамках информационного дня. Одна из слушательниц подняла руку, встала. В руках у нее была «Учительская газета» с публикацией проекта. «Я думаю, те, кто разрабатывал критерии конкурсного отбора, читали бумагу Владимира Николаевича хоть сколько-нибудь». И зачитала пункты. Тогда Владимир Аверкин признался крестецким учителям: «Это такую помощь Новгородской области в развитии наших проектов оказал президент! Я прикинул, некоторые наши учителя уже давно получают 50-60 тысяч в год по нашему положению о материальном стимулировании. Кто получает надбавки, поднимите руки. Раз, два, три… девять». Реплика местного управленца: «Здесь не все, у нас 36 человек получают». Владимир Аверкин: «А какое место занимает Крестецкий район в рейтинге? 19-е?» Его поправили: «14-е!»
Все включено
Пожалуй, вышеперечисленное нашему читателю, только если он не является жителем Новгородской области, покажется «темным лесом». Пора объяснить, что такое рейтинг районов и школ, какие надбавки и за что получают образовательные учреждения и учителя.
Все началось в 1993 году, когда была разработана первая в Новгородской области программа развития образования. Она была рассчитана на три года и считалась программой стабилизации образования в территории. Следующие пять лет, с 1996 по 2000 годы, прошли под знаком развития образования. Наконец, в этом году завершается программа, стартовавшая в 2001 году и предполагающая достижение качественных изменений в системе образования области.
Учтено все. Причем направления выделены не только для того, чтобы структурировать повседневную деятельность районов. Программа развития образования опирается на мониторинг, который помогает отслеживать результативность и оперативно принимать управленческие решения. Мониторинг проводится по району в целом, подсчитывается результативность образовательной политики по всем направлениям. В итоге по каждому направлению выстраивается рейтинг, который четко показывает, в какой сфере район «выигрывает», а в какой отстает от соседей. И существует общий рейтинг по реализации областной программы развития образования. По итогам выполнения очередного плана программы главам городов и районов области, руководителям муниципальных органов управлений образованием, специалистам, курирующим отдельные направления, выплачивается материальное вознаграждение. Кстати, сейчас в лидерах «красуется» Парфинский район, на втором месте – Великий Новгород и на третьем – Старая Русса.
Районные показатели складываются из показателей деятельности образовательных учреждений. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений тесно связаны с основными направлениями программы образования. Оценивают школы в соответствии с критериями и показателями. Критерий – конкретный признак, на основе которого производится оценка, показатель – количественная характеристика, отражающая достигнутый уровень. Например, вот каковы показатели важнейшего критерия «Качество образования»:
– процент успеваемости в 5-9-х классах;
– процент выпускников основной школы, получивших аттестаты без троек;
– средний процент выполнения выпускниками 9-х классов тестовых заданий при аттестации школы:
русский язык,
история;
– наличие призовых (1-3-х) мест на городских и районных предметных олимпиадах;
– наличие призовых (1-3-х) мест на областных предметных олимпиадах;
– процент учащихся 6-х классов, подтвердивших хорошие и отличные отметки по итогам обучения в 5-м классе.
По результатам аттестации и государственной аккредитации школа получает высшую, первую категорию или аттестуется без категории. Если образовательному учреждению присвоена высшая категория, то фонд надбавок и доплат ему увеличивается до 35%, если первая – до 30%. Между прочим, в этом году надтарифный фонд в области увеличили, и счастливчики-школы с высшей категорией получат 39,5%. Существует отдельный рейтинг школ Новгородской области.
Учителя тоже проходят процедуру аттестации, которая учитывает малейшие достижения. А еще в Новгородской области действует Положение о стимулировании особых достижений в профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. О нем стоит рассказать особо.
Золотой век
В Новгородской области педагогам предоставлен уникальный шанс подзаработать прямо на рабочем месте, и брать дополнительные часы не обязательно. Достаточно написать заявление по форме и приложить к нему документ о результатах сдачи ЕГЭ учеников его класса или диплом о победе в областном или российском профессиональном или методическом конкурсе (например, в «Ста друзьях», организованных «УГ»). Экспертная комиссия, состоящая из педагогов, директоров, работников научных, методических учреждений, специалистов органов управления образования, представителей Профсоюза работников народного образования и науки, проверяет достоверность представленных материалов и выносит заключение – сколько процентов к зарплате учитель будет получать целый учебный год. Единственное ограничение – общее количество надбавок не может превышать восьмидесяти процентов. Впрочем, для директоров, учителей физкультуры и классных руководителей, чьи ребята показали высокий уровень физической подготовки по итогам весеннего тестирования, процент может быть намного выше. В этом году три физкультурника из Новгорода получают за свой педагогический талант еще полторы зарплаты. А учитель химии СШ №26 Великого Новгорода Анатолий МАЛЯКИН, если бы не ограничения, мог получать 220% надбавки. Из них 140% рекордсмен заработал за подготовку победителей областных предметных олимпиад, конкурсов, смотров, финальных соревнований-спартакиад, спартакиад по Северо-Западному округу – за каждого, по Положению, педагогу начисляется 20% премии.
Из досье «УГ» понятно, за что новгородские педагоги могут получить свои 20, 30… 80 процентов.
В среднем прибавка в год составляет от 30 до 60 тысяч рублей. Получают ее 1200 педагогов, внушительная группа из девятитысячной армии новгородских учителей. Владимир Аверкин признается, что если бы ему дали неограниченный фонд надбавок, то в образовании Новгородчины наступил бы «золотой век».
Звездная сотня
В этом году экспертная комиссия, наделив всех заслуженными надбавками, разошлась на каникулы до мая. Но появление президентских проектов заставило экспертов собраться вновь. Ведь на федеральном уровне предлагалось не что иное, как новгородский вариант поощрения учителей за особые заслуги! Только критерии более общие, еще не разработанные, и сумма повыше.
Оказалось, что новгородцам не надо искать лучших. Они уже есть – в списках отмеченных надбавками. Остается дождаться объявления о квоте, которую даст Новгородской области центр. Сколько учителей данного субъекта Федерации получат по сто тысяч? Пока эта цифра не названа, будет сформирована комиссия по национальным премиям школам и учителям (куда войдут в качестве костяка экспертная комиссия по надбавкам, а также различные гражданские институты). Задача комиссии – отобрать сто лучших педагогов – с высшей категорией, наибольшим количеством надбавок и соответственно достижений. Впрочем, у обладателей первой категории тоже есть шанс получить заветные сто тысяч. На этот раз «фавориты» новгородских надбавок – учителя физкультуры и те, кто создает здоровый образ жизни для школьников, – получат равные права с остальными. 81 предметник в первоначальном списке – представлены и математики, и историки, и преподаватели искусства, и многие другие. Рассматривая кандидатуры, новгородская комиссия, конечно, учтет критерий, указанный в проекте, – у обладателя президентской премии должна быть «положительная динамика за последние три года». Но самым главным критерием будет качество образования. Не разовые акты – нежданная победа в олимпиаде или отдельная статья в методическом сборнике – характеризуют хорошего учителя, а стабильные показатели… Дети бы сказали проще: на уроке всегда интересно!
«Сотня» педагогов, отобранных комиссией, будет опубликована в средствах массовой информации Новгородской области. Оценить, прокомментировать этот список смогут и коллеги номинантов, и выпускники, и родители. Таким образом будет выполнено требование президента об общественной экспертизе претендентов, выдвинутых на премию. И будет легче сократить сотню до квоты, которая к той поре уже будет известна.
Вручение президентской премии станет торжественной церемонией, похожей на оскаровскую. Чтобы никому не было обидно, что из сотни не попал в 35-40 избранных, всех номинантов назовут со сцены, всех будут чествовать. И, конечно, для тех, кто не получит президентские сто тысяч, найдется конвертик с местной премией… например, от губернатора! На встрече с директорами городских школ Владимир Аверкин пообещал издать книгу, которая будет называться «Сто лучших учителей Новгородской области».
Заказал – плати!
Руководитель новгородского образования – один из немногих, кто не сомневается в необходимости президентских проектов, не критикует их за то, что количество счастливчиков-педагогов и избранных школ не слишком велико… У Владимира Аверкина взгляд на ситуацию нелицемерный: «Нереально сделать всех счастливыми. Бюджетная сфера стала бездонной. Сейчас надо бюджетные деньги не увеличивать, а нацелить на результат. Сразу пойдет движение вперед». Эксперимент с физкультурниками это доказал.
Сначала в области провели так называемое президентское тестирование – дали детям американские тесты, которые оценивают общий уровень физического развития человека по пяти показателям. Выявили и поощрили десять учителей, которые добились этого результата. А затем планку требований немного понизили. Идеальный старшеклассник-юноша подтягивается 16 раз, а по сниженным требованиям ему надо подтянуться 14. Девушки должны отжаться не 50, а 35 раз. И так далее. Супервысокий уровень превратился в просто высокий, а учителя физической культуры получили возможность, ориентируясь на государственный заказ, выданный Комитетом по образованию, добиться результатов и получить приличную надбавку к зарплате.
По такой же схеме, считает Владимир Николаевич, можно развивать и другие предметы: «Если бы мы сегодня заказали реализацию государственного стандарта в основной, полной средней школе и сказали, как мы это оцениваем и оплачиваем, то образовательный процесс сразу бы стал эффективным. А если этой системы нет, если мы не нацелены на результат, во имя чего все реформы?»
Комментарии