Я поступаю в магистратуру на философский факультет Саратовского государственного университета, будучи профессором кафедры философии и методологии науки этого же факультета. Это необходимый шаг, он вызван не моей прихотью, не намерением перманентно учиться.
Дело в том, что в России действует профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 г., согласно которому преподавать в вузе можно, имея базовое образование по соответствующей специальности, то есть такое, профиль которого соответствует преподаваемым учебным курсам. Для доцента или профессора это означает, что необходимо иметь диплом об окончании специалитета, магистратуры или аспирантуры по профилю (п. 3.9, 3.10). Требование слегка смягчается вставочкой «как правило», но сами правила стандартом не определены, так что возможны разночтения, но ученая степень доктора наук и звание профессора в расчет не принимаются. Профессиональный стандарт применяется при разработке кадровой политики, аттестации преподавателей и заключении трудовых договоров, а вступил в силу с 1 января 2017 г. Я физик по образованию, кандидат физико-математических наук, это значит, что у меня нет базового образования. Не имеет значения, что я окончила философскую докторантуру, написала докторскую по философии, что под моим руководством защищены несколько кандидатских и докторская диссертаций, что имею звание профессора, являюсь автором десятка монографий и полутора сотен статей по специальности, преподаю философию уже 18 лет, имея в некоторых семестрах по семь лекционных потоков. По закону я неполноценный специалист, потому что согласно существующему стандарту степень профессионализма определяется только базовым образованием, но не педагогическими или научными достижениями. Я не одна такая, нас по стране тысячи. В лихие девяностые, когда приказали долго жить и советская «оборонка», и система отраслевых НИИ, многие специалисты-естественники ушли в гуманитарные области, заниматься естествознанием тогда было практически невозможно, а наукой – хотелось. А ведь есть еще и научные интересы, и вкус, которые с годами иногда меняются. Но ведь никто и не запрещал: не в обход закона, а согласно ему такие люди защитили свои кандидатские и докторские. Мой же профессиональный опыт свидетельствует в пользу того, что профессионалы в естествознании нередко успешно подвизаются и в гуманитарных науках, внося в них свежие идеи и успешно решая их проблемы. И очень часто приобретают высочайшую квалификацию в новых сферах, обогащают их научными достижениями – знание математики, физики, биологии, химии еще никому не повредило, напротив, иногда дает определенные преимущества. Однако нынешний крайне формализованный профессиональный стандарт на это внимания не обращает. Администрация же вуза обычно стремится к неукоснительному исполнению всех образовательных нормативов, именно этого в первую очередь требует лицензирование. Вот и получается, что доктора наук, стремясь к обязательному «стандартному профессионализму» и подчиняясь требованиям или пожеланиям руководства, вынуждены идти в магистратуры, иначе им может грозить увольнение. Философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили два доктора философских наук, которые были до этого уволены из других саратовских вузов из-за отсутствия базового образования. Четыре доктора наук учатся и сейчас, трое из них – профессора СГУ. Все они пытаются хоть как-то обеспечить себе профессиональную безопасность – впереди аттестации, конкурсы, постоянные сокращения. Учиться поступившим в магистратуру докторам порой приходится у своих бывших студентов, нынешних коллег, которые нередко менее, чем они сами, обременены регалиями и знаниями. Словом, у тех, кого они сами так «непрофессионально» обучили, причем именно тем дисциплинам, которые сами же и читают. Странная, мягко говоря, ситуация. Конечно, учиться нужно всю жизнь, это бесспорно, но по доброй воле и тому, чего еще не знаешь. Изучать же то, что сам не только преподаешь, но иногда и создаешь своими научными изысканиями, как минимум нелепо. Абсурднее было бы только преподавать самим себе.Есть и практические соображения. Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стоит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что, поступая на бюджетное место, я забираю примерно те же деньги из государственного кармана. Займу же я место какого-нибудь бедняги-бакалавра, которому учиться дальше хочется, а нередко и необходимо. А он вместо учения пойдет в армию или продавцом в «Пятерочку». Займу, если, конечно, поступлю, говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго, пятерки редкость и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но самое интересное – отечественные образовательные стандарты в последние годы постоянно меняются, это самые переменчивые стандарты в мире. Вполне возможно, что, поступив сегодня в магистратуру, профессор или доцент выяснит через год-другой, что сделал он это совершенно напрасно, поскольку профессиональные нормы снова изменились и теперь для служебного соответствия нужно что-то совсем иное. Абсурд? Несомненно. Образовательный абсурд, что еще бессмысленнее. Кто в этом виноват? Возможно, какой-нибудь недальновидный чиновник, не подумав или не зная ситуации в высшей школе, поместил в федеральный документ норму, перечеркивающую тысячи кандидатских и докторских дипломов, и заставил тем самым государство так глупо тратиться на понижение квалификации очень образованных людей. А их – участвовать в бредовом фарсе. Но вполне возможно и то, что появление такого профессионального стандарта – результат хорошо продуманной образовательной стратегии. Не секрет, что Болонская система в нашей стране дает очевидные сбои – приживается в России не лучше, чем кактус в Заполярье. Магистратуры, которых в погоне за студентами и в угоду образовательным модам вузы явно перепроизвели, недостаточно востребованы. Вот и придумывают чиновники от образования все новые и новые способы их заполнения – теперь вот доцентами и профессорами. Но ведь, учась в магистратуре, любой доктор тех же наук не только бездарно повышает энтропию Вселенной, но еще и парадоксальным образом тратит время на понижение своего академического статуса – из доктора за два года становится магистром. Что ж, наше государство богатое, ему не привыкать швырять на ветер миллионы. А заодно и докторов наук, послушно и старательно умаляющих свою квалификацию. В результате все дружно занимаются профанацией. На эту профанацию уходят государственные деньги, которых так не хватает школам и университетам, и время. А ведь учеба в магистратуре не отменяет положенную учебную и методическую нагрузку, которая сегодня и без того чудовищная, учиться приходится после работы, в ущерб подготовке к собственным лекциям и занятиям наукой. Есть и еще одно очень важное обстоятельство. Требование базового образования может служить (и служит!) удобным средством манипуляции, механизмом сведения счетов с неугодными преподавателями, способом устранения тех, на чью должность претендуют «свои». То самое «как правило», фигурирующее в стандарте, позволяет вузовским администрациям по собственному усмотрению оставлять на местах одних и увольнять других, что иногда и случается в реальности. Требование базового образования наверняка послужит и легитимным предлогом для будущих массовых сокращений, которые, как известно, не за горами. А ведь есть в нынешних университетах специальности и курсы, для которых базовое образование и подобрать-то нельзя, – междисциплинарные, редкие или недавно изобретенные опять же в попытках привлечь следующего за модой студента. Вот кто, например, должен преподавать курс инноватики? А синергетики? А иудаизма (он читается, например, на кафедре теологии и религиоведения СГУ)? Словом, оснований для произвола предостаточно.Что делать? Да об этом давно уже говорит вся страна: убрать чрезмерную бюрократизацию и формализацию образования, изменить Федеральный закон «Об образовании в РФ», не только несовершенный, но и, по мнению многих экспертов, губительно сказывающийся на развитии российской высшей школы, устранить в образовании излишний чиновничий контроль и административный произвол, дать вузам реальное, а не формальное самоуправление. Пусть кафедры, факультеты, университеты сами решают, кто профессионал, а кто – нет, это всегда можно определить и по научным результатам, и по успехам в преподавании. Пусть деканы и ректоры демократически, на альтернативной основе избираются, тогда им несподручно будет сводить счеты с подчиненными с помощью профессиональных стандартов или как-то еще. Сделать образование свободным и творческим – почему это невозможно, ведь именно таким оно должно быть? Что касается моей магистратуры, буду поступать, не хочу возможного увольнения. Поступлю – буду учиться, постараюсь с радостью и толком для себя, не все же я знаю. Говорю же постоянно студентам: для того чтобы узнать философию, и ста лет мало. Не самое, конечно, плохое занятие на свете. Не хотелось бы только, чтобы дальше в бакалавриат отправили или ЕГЭ заставили сдавать. Но что такое «философия абсурда», я уже знаю.Не секрет, что Болонская система в нашей стране дает очевидные сбои – приживается в России не лучше, чем кактус в Заполярье. Магистратуры, которых в погоне за студентами и в угоду образовательным модам вузы явно перепроизвели, недостаточно востребованы. В результате все дружно занимаются профанацией. На эту профанацию уходят государственные деньги, которых так не хватает школам и университетам, и время.Вера АФАНАСЬЕВА, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Комментарии