search
main
0

Филологическое образование в условиях многоязычия: проблемы и прогнозы

​12-13 декабря 2014 года Московский институт открытого образования принимал участников Международного научно-практического семинара «Филологическое образовательное пространство в современной школе: изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия. Состояние, проблемы, прогнозы»

Организатором мероприятия стал Московский институт открытого образования в тесном контакте с Общественной палатой Российской Федерации, школой №1251 имени генерала Шарля де Голля, общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка», региональной общественной организацией «Единая независимая ассоциация педагогов», региональной общественной организацией «Независимая ассоциация словесников».Первая часть семинара (в формате круглого стола) прошла в Общественной палате Российской Федерации, вторая часть (в формате мастер-классов) – в школе №1251 имени генерала Шарля де Голля.Целевая аудитория: заведующие кафедрами русского языка в России и за рубежом, преподаватели вузов, педагоги общеобразовательных организаций.Количественный состав: более 100 человек. Большая часть – гости столицы, приглашенные из других регионов России (Томска, Ульяновска, Ярославля, Казани), из стран ближнего и дальнего зарубежья (Армении, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Великобритании).На круглом столе обсуждали актуальные вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурного пространства:- Особенности развития международного партнерства образовательных учреждений на современном этапе.- Современные практики и технологии трансляции передового педагогического опыта.- Опыт и перспективы развития билингвального и полилингвального образования, расширение информационных и методических обменов на данном направлении.- Проблемы и перспективы развития образования на русском языке в зарубежных странах.- Новая система государственной поддержки образования на русском языке в зарубежных странах.Среди докладчиков и содокладчиков были:    Валерий Морозов (д. ф. н., профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования).    Елизавета Хамраева (д. п. н., профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета).    Борис Ланин (заведующий лабораторией литературного образования РАО, д. ф. н., профессор).    Антонина Грек (д. ф. н., в. н. с. кафедры филологического образования Московского института открытого образования).    Татьяна Исаченко (д. ф. н., в. н. с. ФГБУ «Российская государственная библиотека»).    Сергей Буланов (к. п. н., генеральный директор АНО «Центр современных образовательных технологий»).    Татьяна Кравец (директор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, заслуженный учитель РФ).    Анастасия Ковалева (помощник заместителя секретаря Общественной палаты Российской Федерации, адвокат, председатель совета МОО «ЗВОН»).    Людмила Курамшина (сопредседатель КС ОО «АССУЛ», руководитель регионального отделения ОО «АССУЛ», отличник народного просвещения, учитель высшей категории, МБОУ «СОШ №143» г. Казани).В принятии итоговой резолюции активно участвовали коллеги из зарубежья:    Эвелина Баятян (к. п. н., доцент кафедры русского языка Педагогического университета имени Х.Абовяна).    Олег Кадочников (к. ф. н., доцент Винницкого института Межрегиональной академии управления персоналом).    Людмила Хван (к. п. н., профессор кафедры русской филологии Каракалпакского государственного университета имени Бердаха).    Ирина Козлова (магистр русской филологии, преподаватель Международной высшей школы бизнеса и экономики, Латвия).    Татьяна Гаврилова-Хардисти (к. э. н., Phd-philosofy doctor в русской школе г. Ньюкасла).    Фаина Тимошенко (магистр филологии, докторант кафедры языкознания, преподаватель русского языка как иностранного Даугавпилсского университета; Варкавская основная школа).    Леэна Мельс и Лариса Панова (председатель и член правления Общества преподавателей русского языка и литературы Эстонии, члены правления Эстонского союза учителей иностранных языков, старшие учителя русского языка как иностранного).    Людмила Рычкова (к. ф. н., доцент, заведующая кафедрой общего и славянского языкознания Гродненского государственного университета имени Янки Купалы).    Оксана Филина (д. п. н., профессор Балтийской международной академии).Некоторые зарубежные коллеги по объективным причинам не смогли приехать и приветствовали участников семинара официальными письмами. Так, заместитель министра образования и науки Республики Армения Мкртчян Манук Ашотович и президент Армянской ассоциации учителей русского языка и литературы Баласанян Лилия Гургеновна обратились к участникам семинара со следующими словами: «Велением времени стали выдвинутые современным обществом и школой новые требования к качеству подготовки педагогов, к уровню их профессиональной педагогической деятельности. Реализация этих требований возможна только при активной включенности в процесс модернизации педагогического образования профессионального сообщества. Формат международных научно-практических конференций особенно ценен, так как позволяет наладить конструктивное взаимодействие педагогических коллективов всех стран и организовать сообщество нормотворческих органов, специалистов-исследователей и специалистов-практиков, внедряющих законодательные новации в конкретных жизненных условиях».В завершение круглого стола его участники, рассмотрев имеющиеся в образовательных организациях лучшие практики работы в полилингвальной среде, посчитали необходимым и целесообразным рекомендовать следующее:Совету по русскому языку при Президенте РФ, Совету по русскому языку при Правительстве РФ:- признать недостаточную эффективность государственной политики РФ, направленной на укрепление позиций русского языка и русской культуры в России и за ее пределами;- поручить профессиональному сообществу определить наиболее эффективные, перспективные пути укрепления позиций русского языка и русской культуры в России и за ее пределами;- разработать федеральную целевую программу поддержки русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.Государственной Думе РФ и Совету Федерации:- провести анализ законов, принимаемых на региональном уровне, с точки зрения наличия в них образовательного дуализма (с одной стороны, закрепляется право человека на выбор языка обучения, с другой стороны, однозначно предполагается изучение языка субъекта РФ, подобная ситуация обнаружена, в частности, в Республике Калмыкия и ряде других регионов).Министерству иностранных дел РФ:- совершенствовать систему открытого информирования граждан по вопросам защиты прав российских соотечественников в сфере образования, в том числе языкового;- оказать реальную помощь сети международных лагерей по изучению русского языка, в частности, детскому лагерю Правительства Москвы в Камчии (Болгария), детским лагерям, находящимся на территории России;- инициировать открытие международной школы по изучению русского языка на базе школы №1251 имени генерала Шарля де Голля;- поддержать инициативу о создании единого портала «Планета русского языка», благодаря которому учителя и преподаватели русского языка за рубежом могли бы черпать передовой опыт русистов со всего мира.Министерству образования и науки РФ:- активно развивать наряду с традиционными формами (технологиями) дистанционное образование как инструмент сохранения, совершенствования различных форм изучения и популяризации русского языка в системе общего, дополнительного и семейного образования;- в Год литературы запланировать в Российской Федерации и странах СНГ и Балтии цикл мероприятий, ориентированных на популяризацию современной российской литературы;- объявить конкурс на разработку качественных интерактивных учебных пособий, плакатов, технических средств обучения для специалистов в области русского языка как иностранного;- шире внедрять в образовательные организации, обучающие иностранных граждан, современные методики преподавания русского языка как иностранного;- возвратить в Федеральный перечень учебников УМК по литературе под ред. М.В.Черкезовой; продумать механизмы включения в учебные планы образовательных организаций РФ учебный модуль «Литературное краеведение».Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:- разработать критерии оценки эффективности реализации программ по поддержке и продвижению русского языка в национальных республиках Российской Федерации и за рубежом;- провести совместно с группой специалистов АНО «Центр современных образовательных технологий» широкомасштабный мониторинг деятельности школ с русским (неродным) языком обучения, а также русских школ и в целом русскоязычного образования за рубежом.Общественной палате РФ:- осуществить общественный контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, направляемых на поддержку и развитие русского языка за рубежом;- принять активное участие в экспертизе законопроектов, а также целевых программ, связанных с поддержкой и развитием русского языка в национальных регионах Российской Федерации и за рубежом.Образовательным организациям системы повышения квалификации педагогических кадров:- разработать новые подходы и технологии повышения квалификации учителей-предметников, методистов, администраторов зарубежных учебных учреждений с преподаванием на русском языке;- учесть при разработке лучший мировой опыт и хорошо зарекомендовавшие себя отечественные национальные модели билингвального образования.Практическая часть семинара прошла в стенах школы №1251 имени генерала Шарля де Голля в рамках реализации гуманитарного проекта «Мысли о мире», посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Надо отметить, что 10 декабря в школе уже состоялись торжественная церемония «Посвящение в деголлята», а также прием в посольстве Франции, связанный с 70-летием приезда Шарля де Голля в СССР, а 11 декабря стартовали ежегодные Международные де Голлевские чтения «Культура и мир: эксперимент и традиция».Встречали гостей выступления творческих коллективов школы №1251 имени генерала Шарля де Голля. Участники международного семинара посетили мастер-классы. Бинарный урок по теме «Образование причастий» дали учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия» (г. Ульяновск) Ирина Григорченко и студентка 3-го курса факультета иностранных языков Ульяновского государственного педагогического университета Анастасия Полканова. О малых формах устного народного творчества шла речь на уроках учителя английского языка школы №1251 Татьяны Кошельковой. Работу над пониманием исходного текста в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку продемонстрировала учитель русского языка и литературы школы №1251 Лариса Лагуточкина. О литературной неделе в школе как средстве популяризации русского языка и литературы (опыт проведения Лермонтовской недели, посвященной 200-летию юбилея писателя) рассказали учителя русского языка и литературы школы №1251 Наталья Каморзина и Мария Соловьева. Преемственность дошкольного и начального общего образования в изучении русского языка стала центральной темой мастер-класса учителей русского языка и литературы школы №1251 Зои Аныгиной, Светланы Гуляевой и педагога дошкольного отделения школы №1251 Альфии Насретдиновой.Продолжение в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте