Все большее количество школьников принимает участие в олимпиадах различного рода. Выстроенная вертикаль Всероссийской олимпиады школьников имеет внушительное число участников от школьного до заключительного этапа.
Успехи команды Москвы на заключительном этапе олимпиад по русскому языку и литературе в последние годы объясняются грамотной подготовкой учащихся. Эта подготовка не исчерпывается регулярными школьными занятиями, хотя в первую очередь участники олимпиады обязаны успехами своим непосредственным учителям.В ЦПМ действуют два постоянных кружка, а также систематически проводятся профильные семинары, в том числе выездные. Кружки по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе открыты для всех (занятия свободные и бесплатные, не требуют предварительной записи), а к участию в выездных семинарах команда тренеров отбирает определенных учеников, хорошо зарекомендовавших себя ранее. За последние четыре года кружковые занятия и семинары посетили более 500 человек из сорока с лишним московских школ.Занятия кружка и профильные семинары ведут преподаватели московских вузов и школ, методисты, студенты филологических специальностей. Тренеры команды сопровождают школьников на заключительный этап олимпиады. Подготовка ведется в трех направлениях: расширение, углубление и систематизация знаний. Регулярные кружковые занятия и семинары предлагают также систему практических заданий, выполнение которых поможет справиться с любой олимпиадной задачей.Общеизвестно, что олимпиада не контрольная работа. Цель олимпиадного задания – активизировать знания, полученные из разных источников. Первое необходимое условие плодотворной работы – свобода и заинтересованность. Свобода проявляется в непредвзятом отношении, в доверии друг к другу, в откровенном профессиональном разговоре. И тогда преподаватель может сделать интересным все, будь то рефлексы второй палатализации или эволюция ритмики четырехстопного ямба в лирике Ломоносова. Опытные педагоги считают, что любой урок должна украшать изюминка: любопытный факт, неожиданный поворот темы, прием работы. Безусловно, было бы ошибкой полагать, что занятие кружка состоит сплошь из таких изюминок, но, выражаясь образно, изюм должен быть отборным.На кружковых занятиях рассматривается текст как целое, а филология предстает как «служба понимания». Текст может быть рассмотрен вне любого контекста, главное – объяснение (а не простая фиксация) его художественных особенностей. Вводится понятие «интерпретация», причем подчеркивается, что любая интерпретация, доказанная текстом, имеет право на существование. Понятие доказательности также очень важно в этом возрасте, поскольку именно в 7-8-м классах хочется начать не соглашаться, спорить с учителями и одноклассниками. Одной из популярных форм работы в устной форме может стать дискуссия. Она позволит школьнику овладеть основными риторическими приемами, приучиться уважать собеседника и вести грамотную полемику. Популярные формы письменной работы – рецензия и эссе – помогут выразить личностные качества. Умение искать в тексте авторскую позицию, а также соотносить ее со своей – задача школьника в это время. А преподаватель подскажет, какими способами позиция автора может быть выражена в тексте – это средства композиции, языка и стиля.В 9-11-х классах можно привлечь новых участников, заинтересовав их новыми знаниями, новым форматом творческих заданий. Поскольку мы имеем дело с текстом, встраиваемым в контекст творчества автора, литературного направления, эпохи, то может быть проявлена историко-литературная эрудиция школьника. Соответственно и подготовка в рамках занятий кружка или элективного курса направлена в сторону углубления этих знаний, расширения кругозора школьника, усложнения представлений о литературном процессе. Усложняется и письменная речь: проявляется умение владеть разными стилями, употреблять профессиональную филологическую лексику, пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Выделение и объяснение функциональной роли образных средств подчинено анализу идейного своеобразия произведения. На олимпиаде становится главным жанр собственно целостного анализа художественного текста во всем многообразии его составляющих. На занятиях кружка проводится систематическая тренировка, устная и письменная: разбираются тексты разных жанров, разные тексты группируются тематически и исторически, проводится их сравнительный анализ. Цель занятий – подготовить школьника, способного написать филологически грамотную работу аналитического характера. Выполнение олимпиадных заданий приучит школьников верно рассчитывать свое время: сколько отвести на составление плана, сколько, собственно, на написание текста. Важно внимательно изучить задания прошлых лет.Как показывает анализ заданий по литературе, составители предпочитают давать для анализа тексты XX века, в том числе авторов русского зарубежья, а в творческих заданиях дают возможность проявить участникам как профессиональные знания в области теории и истории литературы, так и фоновые.На наш взгляд, необходимо привлекать современную литературу не только в виде иллюстраций к тем или иным поэтическим явлениям, но и как предмет самостоятельного изучения. Рассматриваемая в контексте литературного процесса новейшая отечественная литература – прекрасный материал для работы с языком, стилем, преемственностью жанров и поэтической традицией. Одна из ключевых идей занятий – изучение не чего-то застывшего, а живой литературы в ее развитии и многообразии форм.В любом классе помимо собственно литературных (а в старшей школе – литературоведческих) заданий, помимо работы с текстом обязательно должна вестись общепросветительская работа: посещение музеев, театров, экскурсионные выезды. Однако не в рамках школьного кружка организовать такую работу довольно сложно, приходится ограничиваться виртуальными экскурсиями.Существуют ли программы кружковых занятий? Конечно, такие программы имеются в изобилии, но нет единого варианта на все случаи жизни. Руководитель филологического кружка должен проявлять известную гибкость в подборе текстов, учитывать уровень индивидуальной подготовки школьника, быть готовым к изменению первоначального плана в ходе занятий в зависимости от обстоятельств. Нередко преподаватель, к собственному удивлению, отмечает, что даже материал, уже изученный по школьной программе, воспринимается по-иному, чем на уроке.Выездной семинар строится несколькими преподавателями, каждый из которых читает свой мини-курс или раздел курса (например, по русскому языку «Трудные вопросы морфологии в олимпиадных заданиях» или по литературе «Новелла как жанр русской и зарубежной литературы XVIII-XX вв.»). Однако между курсами есть определенная связь: преподаватели обсуждают между собой успехи и особенности группы, сообща планируют следующие занятия. В деле олимпиадной подготовки весьма важна слаженность тренеров: они тоже составляют команду, и это немедленно чувствуют школьники. Все курсы сопровождаются практическими занятиями: их наполнение и реализация также совместное дело преподавателей. Здесь встречаются ученый-специалист и классный руководитель, методист, лектор, психолог (нередко наши тренеры совмещают эти амплуа). Важно разделить учащихся на группы, продумать расписание и последовательность теоретических и практических занятий так, чтобы они были наиболее емкими и эффективными.Кружок близок по своим задачам к творческой мастерской, где важно не передать определенную сумму знаний, а научить приемам и методам работы. Кружок – это не собрание случайных людей, а сообщество единомышленников. Важно, что кружок предполагает камерность и даже при всей открытости определенную элитарность. Уже после первых встреч, как в любом коллективе, определяются роли, вырабатываются свой язык общения, свои крылатые фразы, своего рода мемы. Мем – единица культурной информации, а культура служит объединению людей. Становятся важны самостоятельные инициативы школьников, их непринужденное общение, чему помогают социальные сети.Владимир СПЕРАНТОВ, методист Центра педагогического мастерства, тренер команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе
Комментарии