search
main
0

Филологический десант. На ежегодном послеконкурсном семинаре в Лазаревском гвоздем программы стал русский язык

В начале октября в Москве завершился федеральный этап конкурса «Учитель года России»-2017, а в первых числах ноября, во время школьных каникул и в праздничные дни, из разных регионов страны в поселок Лазаревское стали съезжаться те, кто, однажды пройдя через конкурс, остался в нем навсегда. Прибыли и новички, планирующие оказаться в недалеком будущем в числе его участников и, быть может, победителей. Приехала встретиться с коллегами лауреат Всероссийского конкурса в 2011 году Лариса ТУТОВА, тогда учитель истории из Ростовской области, теперь депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по образованию и науке.

Магия талантаЧетырнадцатый по счету ежегодный семинар, который все эти годы проводится усилиями Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, был посвящен теме из разряда вечных и одновременно принципиально важных для всех участников профессионального педагогического конкурса: «Межрегиональный опыт обучения русскому языку – инициативы, инновации, творчество». Ведь известно, что педагогика считается сферой «повышенной речевой ответственности», поскольку учителя – это лучшие проводники элитарной языковой культуры. По крайней мере, они должны стать таковыми для укрепления позиций русского языка как основы национальной и культурной самоидентичности. В этом и есть главный посыл федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016‑2020 гг., которая успешно реализуется уже два года Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в статусе стажировочной площадки.Учитывая, что профессиональный конкурс «Учитель года России» и послеконкурсное движение все более становятся богатым ресурсом для презентации инновационных идей, для продвижения новых образовательных технологий, ростовские организаторы нашли удачный формат для обсуждения столь важной темы. Они позвали сюда филологов-«пеликанов», а мы, «Учительская газета», как давний партнер ростовчан (8 лет в проекте вместе) помогли им в этом. Представьте, в течение полных четырех дней участники семинара напрямую общаются со звездными словесниками, с учителями русского языка и литературы. И они интересны не только коллегам по предмету, но и всем присутствующим в зале. Олег Парамонов из Брянска (1993), Михаил Нянковский из Ярославля (1994), Александр Шагалов из Армавира (2016). Трио абсолютных победителей! В команде филологов и Ирина Добротина, которая получила титул лауреата Всероссийского конкурса в 2002 году. Сегодня она, кандидат педагогических наук, возглавляет Центр филологического образования в Институте стратегии развития образования РАО. Представители разных поколений, разных периодов в новейшей истории страны и нашей школы. Суперфилологи, высокие профессионалы, яркие педагоги и незаурядные личности! Михаилу Нянковскому под силу оказалось вместить в краткие 30 минут суть и алгоритм изучения великого романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», которому отведено в программе 8 уроков (4 сдвоенных занятия). Блистательно, пусть и крупными «мазками», он показал учителям то, что нужно делать, чтобы донести до ребят своеобразие жанра романа-эпопеи, почувствовать языковую манеру писателя, его драматургические принципы, приоткрыть духовный мир донского казачества, характер, трагедию Григория Мелехова, других персонажей и образов, углубиться в проблему «общей» и «частной» правды, конкретно-исторического и общечеловеческого в произведении. Учитель-мастер шаг за шагом создает пространство диалога со зрителями, включая их в обсуждение деталей и эпизодов текста, за которыми улавливаем дух эпохи, характер народа, отдельного человека, его переживаний и страданий. Полчаса – как один миг. Ты во власти шолоховского шедевра. И возглас из зала на заключительной, тридцатой, минуте: «Продолжайте, пожалуйста!..»Олег Парамонов на сцене – это всегда исключительно тонкое, интонационно выразительное, пронзительное чтение стихов. Как правило, по памяти, без «бумажки». Потрясающее понимание текста, собственное осмысление творчества великих поэтов, невероятно бережное отношение к слову и повышенное внимание к точности и подлинности каждой фразы, факта, связанного с историей создания представляемого произведения.Ираклий Андроников нашего времени! Не побоюсь сравнить его с выдающимся мастером художественного рассказа, ярким чтецом, который обладал потрясающим талантом перевоплощения, импровизации, умением говорить со слушателями по душам. Вот и педагог из Брянска несет в общении с публикой позитивный поток энергии. Благодаря огромному литературному кругозору, диапазону и силе голоса, краскам речи, жестам, мимике, органичному передвижению по сцене, манере общения, внутренней свободе. А ведь это уже не только педагогическое, но и актерское мастерство, дар свыше (оканчивал педагогический, а не театральный вуз). Его способность увлекать, завораживать, зажигать зал проявилась на сей раз и на мастер-классах, посвященных творчеству русских поэтов, в том числе недавно ушедшего нашего современника Евгения Евтушенко, и на собственном поэтическом вечере, который завершился овациями и нескончаемыми фотосессиями, и когда вместе с Александром Шагаловым они поочередно, каждый по-своему, читали пушкинского «Пророка». Идея провести своего рода эксперимент, соединив двух абсолютных победителей разных поколений в одном мастер-классе, замечу скромно, пришла в голову еще перед конкурсом, потому и предложила «большим пеликанам» реализовать ее на сочинском семинаре для членов жюри, а затем повторить это здесь, в Лазаревском. Ведь главное для экспертов на конкурсе – не пройти мимо Моцартов в педагогике, для чего и встретиться нужно с ними вживую, чтобы оценить соревнующихся с позиции заданных «вершин». А такой формат – и поиск нового, что всегда полезно для развития конкурсного дела, и хороший шанс в диалоге услышать голоса педагогов разных поколений по волнующей проблеме, и возможность посмотреть глазами молодых и зрелых профессионалов в рамках выбранной темы на главные смыслы и вечные ценности в образовании и жизни.Пророческая темаИсторики Игорь Карачевцев и Сергей Кочережко, словесники Олег Парамонов и Александр Шагалов идею неожиданного формата поначалу осторожно, но все же приняли. Все получилось. Их выступление в Сочи имело большой резонанс. На лазаревском семинаре потрясающий дуэт филологов получил развитие. После прочтения Олегом Парамоновым первоначальной версии стихотворения Александра Пушкина «Пророк», а Александром Шагаловым той, которую знаем все мы, окончательной, а она родилась у Александра Сергеевича после беседы с императором Николаем I, вывод очевиден: первый вариант зовет к бунту и революции, второй – к просвещению. Педагоги идут дальше, продолжая тему пророка в русской литературе. И снова поочередно вдохновенно, ярко и выразительно читают по памяти одноименное лермонтовское стихотворение, а затем некрасовское, сопровождая свои выступления картинами Крамского, Репина, Глазунова. Все более и более погружаясь в смысл и значение этого образа, узнаем, что Некрасов посвятил своего «Пророка» Николаю Чернышевскому, а у Достоевского в романе «Братья Карамазовы» пророческая тема отражена в главе «Легенда о великом инквизиторе». По сути, сдвоенный мастер-класс явился ответом на вопрос, что побудило Александра Шагалова прочитать это стихотворение в Кремлевском дворце год назад, в 2016‑м, когда ему вручали Хрустального пеликана. «Глаголом жги сердца людей!» – призыв не только к поэтам, но и к учителям!А свой новый мастер-класс молодой педагог из Краснодарского края назвал так – «Гений места», поставив задачу понять личности писателей, поэтов через анализ среды, места, того окружения, в которых они жили и уходили из жизни, создавали свои шедевры. Связь человека с местом его обитания загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, что значит «гений места», связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Об этом писал Петр Вайль в книге с таким же названием, пытаясь уловить новую, неведомую реальность, возникающую на линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества: Верона – Шекспир, Севилья – Мериме, Буэнос-Айрес – Борхес, Мадрид – Веласкес, Лондон – Конан Дойл, Париж -Дюма и т. д. Победа на конкурсе позволила Александру за прошедший год побывать во многих российских городах. Москва, Елабуга, Санкт-Петербург, в котором питерский директор гимназии №166, его собрат по абсолютной победе на Всероссийском конкурсе Игорь Карачевцев, подарил ему книгу «Душа Петербурга» Николая Анциферова, блестяще образованного историка, краеведа, посвятившего свою жизнь изучению города на Неве, человека, сотворившего из него целый мир, живущего своей самодовлеющей жизнью. Вот что вдохновило и стало отправной точкой для новой темы, которую Александр Шагалов блистательно представил на мастер-классе в Лазаревском. Уникальные находки, примеры, мысли, неожиданные повороты в освещении творчества писателей, поэтов, их голоса, строки, предметы быта, несущие особый смысл. Невидимые на первый взгляд нити связи места проживания писателя с его творчеством: Тула – Толстой, Санкт-Петербург – Достоевский, Москва – Маяковский, Елабуга – Цветаева.Слово годаДругая тема ближе к нашему времени. С ней сталкиваются сегодня не только филологи, но и учителя других предметных областей. Речь идет о так называемых новых текстах, которые появились в современном образовательном пространстве. Изотекст, инфографика, плакат. Что стоит за этими понятиями? Ирина Добротина и как ученый, и как педагог (она принципиально продолжает работать в школе, чтобы не отрываться от практики) напоминает, что Оксфордский словарь ежегодно определяет слово года, которое отражает или называет наиболее актуальные социальные явления. В 2013 году это было, например, «селфи».Словом 2015 года стала не одна из основных структурных единиц языка, а эмотикон, или иначе смайлик, изображающий «лицо со слезами радости на лице». Каждому современному учителю важно знать об изменениях, которые происходят в природе текста. К таким новым формам можно отнести, по ее мнению, гипертекст, нелинейные текстовые структуры, мультимедиатекст, инфографику как разновидность графиков, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности, в сочетании графического изображения и текста, а также изотекст – так называемые рисованные истории и др. В ее весьма глубоких и научно обоснованных выступлениях, в том числе и еще по одной теме – формирование лингвокультурологической компетенции учащихся, есть важная доминанта, без которой не обойтись в системе современного преподавания русского языка: необходимо соблюдать баланс традиций и новаторства во всем, что происходит в образовании. Говоря о побудительных факторах обновления содержания образования, педагог-ученый отмечает такие, как: изменение информационно-образовательного пространства, миграционная ситуация (рост количества учащихся-инофонов, главным образом из стран СНГ), необходимость социальной адаптации и саморазвития на протяжении всей жизни, задача повышения уровня языковой и читательской грамотности. Решить ее силами только учителей русского языка и литературы вряд ли возможно. Развивает поднятую тему Игорь Ратке, заведующий кафедрой филологии и искусства Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат филологических наук, и подчеркивает роль комплексной работы по созданию единой языковой среды образовательного учреждения, объединяющей руководителей, учителей-предметников, методистов. В основе этой языковой среды должны лежать орфоэпические нормы современного русского литературного языка, которые воспринимались бы как эталон устной речи в ее повседневном варианте. По его мнению, особую значимость работа, направленная на укрепление позиций русского языка, приобретает в регионах, отличающихся многонациональностью населения. Здесь на первый план выходит повышение мотивации к освоению русского языка как средства межнационального общения, основы единого образовательного пространства в масштабах всей страны. Опыт сотрудничества с педагогами и сотрудниками системы дополнительного профессионального образования Чеченской Республики и Республики Дагестан, в том числе через создание сетевого сообщества, накопленный РИПК и ППРО в ходе реализации федеральной целевой программы «Русский язык», свидетельствует о серьезном потенциале, накопленном учителями-словесниками, методистами в сфере педагогического творчества, направленного на максимально полное приобщение школьников к русскому языку как средству общения.В то же время работа по укреплению позиций русского языка не может ограничиваться только рамками урока и школы. Ее нужно вести с использованием различных форм внеурочной деятельности, о чем рассказала инициатор и организатор лазаревских межрегиональных семинаров заслуженный учитель РФ Галина Нестеренко. В их числе, например, продемонстрировавшие свою эффективность и вызвавшие живейший интерес школьников, родителей, широкой общественности литературно-художественный пленэр, проводимый в Ростовской области, передвижная книжная выставка, посвященная творчеству и биографиям донских писателей. Кстати, на семинаре были представлены творческие мастерские, на которых педагоги из разных регионов показывали возможности развития языковой культуры, обращаясь к творчеству писателей-земляков, порой мало известных широкому кругу читателей, а иногда и просто незаслуженно забытых, но вместе с тем ярких и самобытных, оставивших заметный след в литературе. Например, Петр Лебеденко, о ком поведала учитель русского языка и литературы из азовской школы №15 Елена Гончарова, организовав для слушателей литературную экскурсию по городу и показав одно из лучших его произведений – «Сказки Тихого Дона». Или ныне живущий в Брянске 95‑летний поэт, писатель Валентин Динабургский (его «Соната ля минор» одно из впечатляющих произведений), на творчестве которого построили свои мастер-классы две брянские словесницы – Татьяна Ткаченко из лицея №2 и Алевтина Копьева из школы №9 Брянска, открыв для многих из нас новое имя в литературе.Педагогическая акварельХотя на нынешнем семинаре главными героями были филологи, их коллеги по другим дисциплинам не отставали от них, демонстрируя свои находки и технологии, зачастую выходя за рамки профиля. Например, Елена Нечитайлова из лицея №1 г. Рос­то­ва-на-Дону, победитель Всероссийского конкурса в 2008 году, с недавних пор народный учитель РФ, мощный и высокопрофессиональный учитель химии, показала мастер-класс «Учитесь видеть красоту» на примере своего творчества, теперь уже в изобразительном искусстве. Два года назад открылся новый ее талант. В ней проснулся художник, начала писать, да как! Ботаническая, архитектурная акварель, победа проекта «Степные травы» и представление его в виде постера на выставке «Экостиль в иллюстрации» в Москве, портреты пожилых людей, известных личностей. Рисунок и живопись стали способом ее внутреннего обновления. «Пусть взрослому человеку, – рассказывает Елена Викторовна, – это кажется ерундой и не приносит финансового дохода (одни расходы), но это мое жизненное пространство с богатством эмоций. Погружаюсь в процесс, как в иную реальность, и нахожу именно себя настоящую. Мой рисунок – это частичка моего «я», это моя открытость миру, это и моя уязвимость, которой не страшусь, но она есть. Рисунок помогает мне справиться с негативными эмоциями, которые порой генерирует в душе суровая реальность».Новое увлечение стало украшением и жизни ее мамы. Они вместе обсуждают сюжеты, композиции, цветовые решения. Самый дорогой на свете человек ищет для нее теперь растительную натуру и долго может сидеть, глядя на понравившийся рисунок. А ее ученики не перестают радоваться подаркам от нее – их портретам. Да, учитель химии рисует лица своих учеников, а они присылают ей, как Катя, фото в рамке ее рисунка в интерьере своей комнаты. Кстати, в этом году практически весь 9-й класс Елены Викторовны записался сдавать химию по выбору. Нужны ли еще комментарии?Такого вот талантливого педагога, удивительного человека, глубокого, цельного, невероятно одаренного и целеустремленного, открыл нам конкурс «Учитель года». Потому и так ценно то, о чем написала она, покидая Лазаревское:«Улетают самолеты, отправляются поезда, пустеет наш отель «Гренада»… Спускаюсь к морю, любуюсь его красками… Иду в «Ботаник», любимое кафе участников семинара, где все столики, за редким исключением, пусты. Сажусь на веранде, заказываю штрудель с яблоками и размышляю. Да, в этом году семинар мне понравился особенно. Причин несколько. Насыщенность программы. Работа все четыре дня. Большую часть времени занимали выступления мастеров, которые уже имеют свой профессиональный почерк, опыт которых интересен и востребован. Ведь мы приезжаем на семинар, не для того чтобы наблюдать первые шаги учителя в профессии (для этого есть другие площадки), а для получения импульса к собственному развитию через диалог (пусть даже внутренний) с Мастером. Полное отсутствие формальных выступлений по «бумажке» о вопросах теоретических и абстрактных, об околонаучных изысканиях. Снова порадовали встреча с «Учительской газетой», выступление Ирины Димовой о конкурсе с новым ракурсом и подходом. Превышение доли рабочего времени над временем культурно-массовых мероприятий, разделение этих действий во времени и пространстве, что дало возможность свободы выбора. Для меня это важно, хотелось сохранить в душе как можно дольше те ощущения, которые генерируют прекрасные выступления мэтров. Не расплескать, не упустить то вдохновение, за которым как раз и приехала сюда…И благодаря семинару вспыхнули множественные идеи! Загорелись маячки, и сегодня в «Ботанике» фиксирую их, делюсь с вами. Ведь если загадать желание в необыкновенном месте («Ботаник» именно такое), то оно должно сбыться… Итак, есть планы обобщить материал по участию в международных конференциях по когнитивным исследованиям за пять лет, сделать что-то по теме «Когнитивное моделирование для учителя». На конференциях много идей, выводов, но до школы они не доходят, к сожалению. Участники заняты наукой, а хотелось бы еще получить связь с практикой. Попробуем? Есть планы поработать над темой «Работа с текстом на уроках химии». Здесь не обойдусь без помощи филолога и моего замечательного друга Ирины Добротиной. Спасибо за нашу встречу! Есть план обобщить все, чем живу в профессии, на сайте «Цифровая дидактика», потому как много разработок, идей и уже требуется систематизация имеющегося для старта к новым работам…Спасибо за семинар! До встречи в 2018 году! Уже и мне надо спешить на поезд Адлер – Ростов. 5.11.2017».Добавить нечего!Лазаревское, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте