Общее снижение грамотности, развитие клипового мышления, «тестовость» обучения, снижение интереса к чтению – это самые общие проблемы, становящиеся препонами развития подрастающего поколения. Реалии современной жизни призывают нас к поиску новых форм приобщения школьников и их родителей к родному языку как средству их решения.
В районе Сокол на базе двух школ с углубленным изучением иностранных языков действуют центры филологического образования.Интересен опыт организации внеурочной деятельности школы №1252 имени Сервантеса, ядром воспитательной и образовательной деятельности которой является культурный центр «Сервантинос», изначально объединявший в себе музыкальные ансамбли, студию испанского танца «Фламенко», секцию гидов-переводчиков, музей «Палома», а к настоящему моменту выросший в Городской гуманитарный центр дополнительного образования, в котором реализуются программы филологического, лингвистического, художественного и спортивного профилей. Особенно интересен опыт клуба «Юный филолог». Он работает уже пять лет, его двери открыты для всех желающих. В ходе занятий ребята получают расширенное представление о разных областях лингвистики, об истории и теории литературы, учатся грамотно анализировать художественный текст, знакомятся с современными научными тенденциями в области филологии. Стоит отметить внимательное и вдумчивое изучение устного народного творчества. Занятия в гуманитарном центре охватывают все классы, а также дошкольников. Важным фактором успеха является сотрудничество с МГУ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, ИМЛИ РАН, ИРЯ им. А.С.Пушкина, МИОО, МГПУ, Петровской Академией наук и искусств, Союзом писателей РФ.С целью обеспечения развития одаренных обучающихся и педагогов, мотивированных на углубленное изучение дисциплин филолого-лингвистического профиля, в школе №1251 имени генерала Шарля де Голля организован Центр филолого-лингвистического образования, деятельность которого направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, обеспечение повышенной потребности мотивированных обучающихся в предметной подготовке к олимпиадам и конкурсам, развитие билингвального образования на основе русского и других европейских языков. Изучение иностранных языков начинается на уровне дошкольного образования. Начиная с 8-го класса французский язык для обучающихся билингвального отделения становится не целью обучения, а средством познания мира, языком профессионального общения. По окончании билингвального отделения обучающиеся 11-х классов защищают дипломные работы в посольстве Франции в РФ. Участники центра могут посещать занятия по русскому языку и литературе в рамках внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить самый широкий спектр познавательных потребностей, принимать участие в работе межшкольных ученических конференций, профильных конкурсах, лингвистических лагерях, познать счастье понимания замысла литературных произведений, красоту и мелодичность русского языка.Регулярное участие в работе центров помогает школьникам с легкостью справиться с требованиями школьной программы, сдать экзамен, в какой бы форме он ни проходил, удовлетворить потребность в восприятии живого слова. Успешность работы подтверждается результатами: ежегодно обучающиеся школ являются призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе, русскому и французскому языкам; получают высокие баллы на ЕГЭ и ОГЭ; поступают в высшие учебные заведения на специальности по профилю центров.Таким образом, задача вовлечения обучающихся и их социального окружения в деятельность, направленную на овладение нормами русского языка, развитие филологической культуры, решаема образовательными организациями, готовыми организовать и реализовать систему привлекательной познавательно-обучающей коллективной деятельности, отвечающей потребностям детей.Евгений ПОДАРЦЕВ, руководитель гуманитарного центра «Сервантинос», кандидат филологических наук, почетный работник общего образования РФ, действительный член ПАНИ;Марина РЫЧКОВА, заместитель директора школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, почетный работник общего образования РФ
Комментарии