Ученые в Томском государственном университете с помощью нейрооборудования выяснили, что при чтении русскоязычного текста студенты-билингвы используют техники, отличные от применяемых носителями русского языка. При этом восприятие содержания текста для билингвов затруднено. Выявленные филологами факторы эффеквтиности восприятия информации станут основой совместной научной работы Центра исследования чтения ТГУ и лаборатории киберпсихологии Университета Лобачевского (Нижний Новгород).
Результаты совместного исследования планируется использовать для преподавания русского языка как иностранного. Ученые обнаружили, что эффективность восприятия текста зависит от читательской стратегии и характера использованной иллюстрации к этому тексту. В исследовании использовали нейрооборудование Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ: айтрекер и биобраслет. Айтрекер фиксировал движения глаз участников эксперимента, скорость и продолжительность задержки внимания на различных частях текста. Биобраслет позволял отметить реакцию испытуемых на содержание и эмоциональную составляющую текста на уровне физиологии, в частности, изменение сердечного ритма.
Как показали результаты работы, билингвы из Китая, в отличие от русскоязычных студентов, читают текст более последовательно, не отрываясь. Они сильнее реагируют на эмоциональную составляющую текста, чем на содержательный вопрос в конце. Результаты усвоения информации у китайских студентов были выше, когда они использовали стратегии чтения, похожие на стратегии носителей русского языка. Под стратегиями чтения понимаются способы чтения текста: по диагонали либо не дочитывая до конца. Китайские студенты читали текст подряд и при ответе на вопросы возвращались к его отдельным частям. Билингвам было сложно уловить главное и ответить на вопрос своими словами.
Десяти студентам филфака ТГУ из Китая и десяти из России предложили два аутентичных текста на русском языке. После прочтения они отвечали на вопросы на понимание содержания и запоминание текста. Один текстов был рассчитан на эмоции, второй – более официальный. Сайт вуза сообщает, что другим аспектом исследований стало изучение результатов влияния иллюстрации на восприятие текста. Выяснилось, что качественная иллюстрация повышает эффективность усвоения материала.
Комментарии