search
main
0

Фильмы-путеводители

Особенности влияния кинематографа, посвященного событиям Великой Отечественной войны, на массовое сознание

Вторая мировая война и ее различные аспекты продолжают играть заметную роль в мировой политике, несмотря на то что она закончилась более полувека назад. Причин этому великое множество, начиная от того, что современное устройство Европы сложилось, основываясь на результатах послевоенного устройства мира, и заканчивая различными манипуляциями в СМИ с целью достижения определенных пропагандистских целей.

Современный информационный XXI век располагает широкими инструментами для влияния на массовое сознание. История Советского Союза, образ советского человека нередко становятся объектами для определенных искажений в массмедиа, а опасность формирования ложной исторической памяти дополнительно создается для жителей Российской Федерации благодаря широкой интеграции, ставшей возможной из-за развития интернет-технологий и различных гаджетов. Это не только открывает возможности для манипулирования массовым сознанием россиян, но и может разрушать духовные ориентиры, связанные с памятью о подвиге своих предков, отстоявших Родину в борьбе с врагом. Для современной России вопрос достоверного подхода к историческому знанию, сохранения культурного наследия остается особо важным, об этом высказывался и лидер страны В.В.Путин: «Чем сильнее, самостоятельнее становилась Россия, чем последовательнее она отстаивает свои национальные интересы, тем больше стремление со стороны ее ослабить, дискредитировать ценности, которые объединяют общество, подчас оболгать и извратить то, что дорого людям, на чем воспитываются и обретают характер, взгляды новые поколения наших граждан».

Я размышляю об особенностях влияния кинематографа, посвященного событиям Великой Отечественной войны, на массовое сознание школьников как особо уязвимой группы в российском обществе. Ни для кого ни секрет, что школьники, которые являются в большинстве несовершеннолетними, обычно обладают еще не до конца сформированными кругозором и аналитическим мышлением, поэтому для них представляет опасность насаждение ложной исторической памяти и превращение их в объект для манипуляций. Исторический процесс дает нам богатое представление о том, что дети нередко выступали в различных странах в качестве ресурса для удовлетворения недобросовестных политических амбиций и замыслов. Примеров тому великое множество – от привлечения подростков в крестовый поход на Иеру­са­лим до использования их как военнослужащих в гитлеровской Германии. Необходимо помнить, что в наш технологичный XXI век оказывать отрицательное влияние на людей в целом стало еще проще, а дети во многом являются больше визуалами, что придает проблеме их рационального и объективного подхода к прошлому страны стратегический характер. Чтобы этот процесс был более действенным, представляется важным показать его в динамике идейно-политического развития нашей страны.

Известно, что в Советском Союзе, правопреемницей которого является Российская Федерация, значительный период времени существовала весьма строгая цензура, которая нередко не пропускала излишне противоречивые, необъективные или подрывающие внутреннюю стабильность с точки зрения официальной коммунистической идеологии фильмы. После трансформации советской политической системы в сфере культуры появилось как больше пространства для различной художественной деятельности, так и больше вызовов для гармоничного развития общества. В РФ официально действуют возрастные ограничения на просмотр ряда фильмов, но с учетом не самого сложного доступа к ним детей ограничение может сходить частично на нет в зависимости от среды, в которой находится ребенок.

Мы хотим рассмотреть некоторые фильмы, которые, на наш взгляд, необходимо проанализировать детально. Один из них, получивший широкую известность, – «Сволочи», посвященный созданию специального диверсионного отряда НКВД, состоящего из детей-уголовников, которые отбывали наказание в местах лишения свободы за свои преступления и были приговорены к смертной казни. Фильм вызвал не только противоречивую реакцию в российском обществе, но даже привлек внимание Федеральной службы безопасности. Ведь режиссер фильма Александр Атанесян заявлял о том, что все события были подлинными. Эти факты были специально проверены ФСБ и опровергнуты. Более того, на основании архивных документов Центр общественных связей ФСБ России резюмировал, что подобная практика использования детей существовала как раз-таки в гитлеровской Германии. Полагать, что школьник, не очень грамотный в анализе информации, увидев даже небольшую нарезку эпизодов на какой-нибудь видеоплатформе, не сделает негативных выводов, весьма наивно.

Еще одна картина, которую мы бы хотели рассмотреть, – «Однажды в Германии». Как и «Сволочи», она входит в число ста самых популярных исторических фильмов в Интернете. Посвящена очень непростой тематике – холокосту. Особенностью картины являлось то, что она обозначена как «первая комедия о холокосте». Сама подобная идея, мягко говоря, весьма неэтична. Как утверждает известный историк и кинокритик М.Трофименков, она появилась на свет вообще только благодаря одному обстоятельству: «Оставалась лазейка, основанная на претензии, некогда предъявленной еврейскими интеллектуалами всем опусам о холокосте. Заключалась она в следующем. Изображение жертв как сплошь симпатичных людей – тот же антисемитизм, если не хуже. Геноцид ужасен не потому, что убивают хороших людей, а потому, что убивают всех. Отображенные в сюжете действия, где, например, главные герои, зарабатывая на жизнь в Штатах, обманом продают товар немцам – родителям погибшего солдата в СССР, входят в образ его однополчан и антисемитов, такие мотивы создатели фильма используют как попытку показать юмористический контент». Вряд ли среднестатистический россиянин, имеющий представление о Великой Отечественной войне, оценил бы это. Однако в детском сознании это может сформировать упрощенное смехом восприятие одного из самых трагичных эпизодов за все время существования человечества. Известно, что вообще смех может подрывать практически любые авторитеты и нормы, об этом неоднократно высказывались и ученые. Поэтому оценить воздействие таких «юмористических» фильмов как положительное не представляется возможным. С другой стороны, система запретов может только поощрять желание увидеть то, что нельзя. Поэтому особо важным выглядит значение работы с детьми школьного возраста на предмет формирования тщательного осознания духовно-нравственной идентичности своей страны, а также общечеловеческих ценностей. Нельзя утверждать, что такая работа не ведется, например, в Москве, в ГМЦ, уже некоторое время действует специальный проект – кинолекторий, целью которого является создание у школьников грамотного представления о кино как о составляющей российской и мировой культуры и, что особо важно, формирование умения анализировать кинокартины. Позволит ли этот проект улучшить восприятие киноискусства российскими школьниками? Вполне возможно, однако тот факт, что фальсификации, с которыми может столкнуться ребенок, имеют весьма широкое распространение, позволяет сделать вывод о ключевом значении подобных проектов, участие в которых должно носить более системный характер. Ведь именно современные школьники в дальнейшем будут поддерживать духовно-нравственные ценности нашего государства. Смогут ли они это сделать, если привыкнут относиться к прошлому страны с критических позиций и упрощенно?

Полезно будет рассмотреть и позднесоветский опыт отрицательного влияния картин на массовое сознание. Как пишут известные историки А.С.Барсенков и А.И.Вдовин, краху СССР и коммунистического режима способствовала также киносфера в годы перестройки: «С начала месяца в кинотеатрах страны началась демонстрация фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Формально посвященная осуждению абстрактного «Диктатора», лента не оставляла сомнений в том, о ком идет речь на самом деле. Физиономическое сходство главного героя с Л.П.Берией, воссоздание атмосферы ужаса, порожденного бессмысленными кровавыми репрессиями, давали такую художественную версию событий, которая далеко выходила за рамки официальной трактовки истории 1920-1950‑х годов. Выход на экраны фильма впоследствии назвали началом обвала коммунистической идеологии». Если не брать фигуры первых лиц государства того периода, чья оценка противоречива в библиографии, то сам факт резкой перемены в сознании людей образа власти, а также лидеров сталинского периода мог вызвать в обществе серьезные противоречия и катаклизмы. Рассмотрение подобного влияния в культурном поле позднего СССР представляется полезным и в условиях нынешней российской государственности.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
1) кино является до сих пор одним из самых популярных направлений в искусстве, востребованным у детей, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы каждая кинокартина, появляющаяся в российском медиапространстве, получала определенную историческую экспертизу на предмет откровенных фальсификаций, а отход от действительности отображался бы для зрителей в информации о фильме;
2) важно понимать, что некоторые киноматериалы, например запрещенная в РФ картина «Смерть Сталина», все равно появляются частями в различных приложениях, которые могут смотреть школьники. Поэтому учителям истории необходимо уделять на уроках время или проводить отдельные занятия, посвященные фальсификации истории в искусстве и ее противодействию;
3) нужно устраивать специальные мероприятия для повышения исторической грамотности родителей, где будут разбираться самые противоречивые темы;
4) следует продолжать развивать такие проекты, как кинолекторий ГМЦ, а также способствовать популяризации в образовании его и проектов, близких по замыслу.

Анатолий СИВОВ, учитель истории Школы имени В.В.Маяковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте