Мы все оправданно ожидали, что 2021 год – первый после начала и пика пандемии коронавируса – будет сложным для многих творческих сфер, в том числе и для киноиндустрии. Однако уже сейчас можно уверенно заявить: она сумела не только выжить, но и оправиться от шока. А в каких-то направлениях даже удивить подъемом и сверхдостижениями! Вспомним успехи и попробуем разобраться в их причинах.
Космос наш!
Будет правильным начать обзор киногода с октябрьского события, весть о котором в одночасье облетела планету. Да-да, я о первой в мире киноэкспедиции, в ходе которой россияне, режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, провели съемки для российского фильма «Вызов» на борту Международной космической станции.
Впервые МКС стала съемочной площадкой, а команда «Камера, мотор, начали!» прозвучала в условиях невесомости. Клим и Юлия первыми из профессионалов киноцеха узнали, каково это – ловить свет, падающий из иллюминатора станции, или гримироваться, когда косметические коробочки и тюбики улетают то под потолок, то в угол. Ну а в прямом смысле слова космический блокбастер «Вызов», возможно, будет первым нашим фильмом, купленным для широкого проката абсолютно всеми странами мира, включая – чего уж там! – США.
К слову, Россия этим проектом опередила Америку (там тоже планировали кинопроизводство на МКС, предполагалось, что в нем примет участие Том Круз), хотя это, конечно, не самое главное. В центре всего – кино. Клим Шипенко и вся съемочная группа продолжают (теперь уже по привычному варианту, в павильонах) работать над «Вызовом». А нам остается ждать начала 2022 года, предполагается, что тогда будет оглашена дата премьеры.
Родной «Последний богатырь» vs заморская «Душа»
К земным делам, тоже воодушевляющим. Точнее, к радующим цифрам. Понятно, что точные данные о кассовых сборах за этот год появятся в начале следующего, но можно возликовать по поводу полугодовой статистики. А она, по данным Фонда кино, такова: в первом полугодии 2021 года общие кассовые сборы российского проката составили почти 22 миллиарда рублей, из которых порядка 9 миллиардов (это 41%) приходятся на продажи билетов на российские фильмы.
Для сравнения: в доковидном 2019-м за первые шесть месяцев доля таких продаж не дотягивала до 29%. Объяснения экспертов резонно сдержанны: дескать, успех во многом обусловлен переносом заявленных голливудских премьер. Трудно не согласиться. Но посмотрим на другой факт. Наибольшую кассу в целом за январь – июнь собрали отечественная сказка «Последний богатырь: Корень зла» и американский мультфильм «Душа» – тоже, в общем-то, сказочный, с высоким рейтингом. Так вот, у «Богатыря…» свыше 2 миллиардов рублей, у «Души» – почти 1,3 миллиарда рублей. О чем это говорит? Думаю, о том, что мы научились, а точнее (учитывая богатство традиций индустрии и переданный нынешнему поколению киномастеров опыт старших) вспомнили, как снимать с душой.
И снова о хорошем: «Бюллетень кинопрокатчика» летом прогнозировал, что по итогам года сборы превысят 30 миллиардов рублей. Как говорится, поживем – увидим.
100 отечественных картин и 40 комедий
Стоит отметить, что для экспертов, а также участников индустрии такие сборы не стали большой неожиданностью. Генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин предсказывал рост российского кинорынка с точки зрения бокс-офиса еще в сентябре 2020 года в интервью газете «Ведомости». Один из немаловажных факторов, по его мнению, – то, что в кризис покупательская способность населения снижается и поход в кинотеатр становится одним из наиболее доступных способов развлечения.
Он также предполагал существенное уменьшение в прокате количества российских лент (90 против 120 в предшествующие годы) и значительный рост комедий. На деле оказалось не так уж печально: на широкий экран вышло более 100 отечественных картин. Из них порядка 40 комедийного жанра, тут глава «Централ Партнершип» оказался совершенно прав. Разумеется, из сотни работ даже трети не наберется для условной группы «Качество 5 звезд». Но кто обещал такую идиллию? Для появления шедевров должна быть живая, поражающая видовым разнообразием киносреда со своими «сорняками». Все не случайно в этом мире, все для чего-то нужно.
Тем более что было много просто хорошего или качественного кино, причем в каждом жанре. Из развлекательных картин стоит отметить того же «Последнего богатыря» режиссера Дмитрия Дьяченко, «Конька-Горбунка» Олега Погодина, зрелищную экранизацию российского комикса «Майор Гром: Чумной доктор» Олега Трофима, комедии «Семейный бюджет» Евгения Абызова и «Батя» Дмитрия Ефимовича. Из драматических – «Чернобыль» Данилы Козловского, «Иван Денисович» Глеба Панфилова. В категории военно-патриотических новинок выделяется байопик «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова, спортивных драм – «Белый снег», фильм Николая Хомерики о лыжнице, трехкратной олимпийской чемпионке Елене Вяльбе.
К слову, о спорте: декабрь уходящего года обещает поклонникам так называемого шахматного кино «Чемпиона мира» Алексея Сидорова, историю о поединке Анатолия Карпова и Виктора Корчного в 1978 году.
И если говорить о байопиках, то одно из самых больших ожиданий последнего месяца этого года – биографическая драма «Декабрь» от Клима Шипенко, рассказ о последних днях жизни поэта Сергея Есенина.
Ай да мы!
Что еще хорошего, даже замечательного случилось в 2021 киногоду? Отечественный кинематограф стал часто упоминаться в мировых выпусках новостей, громко заявил о себе на международном рынке. Российский режиссер Кантемир Балагов начал работу над пилотом сериала по культовой игре The Last of Us. Его коллега по цеху режиссер Илья Найшуллер с фильмом «Никто», снятым в США, возглавил американский кинопрокат. Приключенческий фильм «Серебряные коньки» Михаила Локшина стал эксклюзивом линейки Netflix Originals. Мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», российско-американская копродукция (режиссер – Алексей Цецилин), занял строчку в лидерской части мирового рейтинга.
Эксперты, говоря о причинах такого прорыва, поясняют: долгая (с начала 2000-х) и целенаправленная работа профессионалов и с инфраструктурой, и с технологиями, и с кадрами. Выросла плеяда креативных сценаристов, сильных продюсеров, появились идеи. Мы стали интересны миру и даже, кажется, самим себе.
Фестивалим по полной программе
И снова на позитивную волну: в этом году случился настоящий бум российского кино в европейском культурном пространстве. Наши фильмы вошли в программы практически всех главных фестивалей континента – в Каннах, Венеции, Локарно, Сан-Себастьяне.
Роуд-муви «Купе №6» (Россия, Финляндия, Эстония, Германия) взяли в основной конкурс Канн, как итог – Гран-при и оскаровские перспективы. В параллельной программе «Особый взгляд» этого же кинофорума участвовали картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко (тоже Гран-при) и «Дело» Алексея Германа-младшего.
На Венецианском кинофестивале свою новую работу, драму «Капитан Волконогов бежал», представил творческий семейный тандем Наташа Меркулова и Алексей Чупов, наиболее известные российскому зрителю по фильму-притче «Человек, который удивил всех».
В Локарно кинолюбителям были показаны «Герда» Натальи Кудряшовой и «Медея» Александра Зельдовича (картины уже вышли в отечественный прокат, «Герда» доступна на онлайн-платформах). И много еще можно перечислять.
Тот же вопрос: в чем причина успеха? Продюсер Александр Роднянский считает, что прорыву способствовало, во-первых, повышение качества российского кино – не только технического, но и содержательного. «Оно старается отвечать запросам сегодняшней аудитории и отражать современные события, стрессы и проблемы. Эти запросы оказываются универсальными и волнуют аудиторию за пределами страны. Важно и то, что продюсеры стали лучше позиционировать и продвигать фильмы», – отмечает он в интервью «Кинопоиску». Кроме того, по его мнению, выросло новое поколение авторов, чей язык более близок международной аудитории. А еще возрос интерес к нашей стране из-за геополитического напряжения, большого количества конфликтов и сложностей. Иностранцы хотят понять, что такое Россия, что в ней происходит. И кино дает об этом какое-то представление.
Продюсер Илья Стюарт объясняет взлет тем, что у источников финансирования российского авторского кино сформировался структурный подход, а это в свою очередь повлияло на профессиональный уровень режиссеров и продюсеров, он стал расти.
«Впервые появилось ощущение индустрии, сообщества и наконец-то сформированной системы поддержки кино, которая способна конкурировать со многими европейскими странами», – резюмирует Стюарт и добавляет, что эпоха стриминг-платформ, желание зрителей всего мира знакомиться с международным кинематографом, усилившееся в пандемию, также способствуют интересу к российским фильмам.
Генеральный директор Роскино Евгения Маркова убеждена: победы стали возможными благодаря целенаправленному и системному продвижению российских проектов на международные рынки. А еще спросу на российский продукт помогло развитие во всем мире VOD-платформ, начавших акцентировать внимание на оригинальном контенте разных стран. «Свои плоды дают международное сотрудничество и копродукция», – подчеркивает Маркова.
Консультант Каннского международного кинофестиваля Жоэль Шапрон не скрывает, что рад такому повороту, потому что за последние лет пятнадцать на больших фестивалях было мало российских фильмов. «Мне сложно объяснить, почему бум случился именно в этом году. Интересно посмотреть, что будет в следующем. Хочется верить, что тут все-таки не исключение, а тенденция», – безусловно, такие слова приятны для российского уха.
Играй, Юра, играй!
Актер года: 2021-й имеет полное право называться годом триумфа Юры Борисова. Молодой талантливый артист побил рекорд «Кинотавра» в плане количества представленных картин с его участием. Напомню, и в предыдущие годы порой случалось так, что один актер или актриса заявлялись в нескольких лентах. Борисова на 32-м кинофестивале можно было увидеть сразу в пяти фильмах, в том числе в «Купе №6», триумфаторе Канн.
Можно, конечно, философски предсказать, что Юра при таком рвении рискует навязнуть в зубах, надоесть даже самым преданным поклонникам, как это случалось, например, с Данилой Козловским или Александром Петровым. Однако ему настолько удается избежать самоповторов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть «Быка» Бориса Акопова, «Калашникова» Константина Буслова и «Серебряные коньки» Михаила Локшина), что, возможно, получится миновать и этой участи старших коллег. Кстати, в 2019 году он номинировался на кинопремию «Золотой орел» в категории «Лучшая мужская роль». Уступил тогда Петрову, однако взял реванш – в 2020-м получил приз за работу в фильме «Калашников».
Чем он, да и другие актеры порадуют нас в будущем году? И каким вообще будет российский кинематограф-2022? Давайте дождемся, осталось совсем немного.
Комментарии