В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования неотъемлемой частью стала информатизация, не случайно ФГОС начинают вводить с начальной школы.
Всреднюю школу учащиеся приходят уже со сложившимися учебными и коммуникативными навыками, поэтому и ИКТ-компетентность современного ученика начинает формироваться в начальной школе. Важно, чтобы формирование того или иного элемента и компонента ИКТ-компетентнос-ти было непосредственно связано с его применением. Даже те учителя, которые на момент введения ФГОС НОО имели достаточно хорошую общую ИКТ-компетентность, оказались не готовы к реализации требований ФГОС по некоторым позициям, связанным с применением ИКТ в образовательном процессе.
Для формирования ИКТ-ком-петентности учителя важной составляющей стали курсы повышения квалификации. На наших курсах (в рамках курсовой подготовки МИОО) мы предлагаем слушателям побывать и в роли ученика, и в роли учителя, в том числе и в процессе создания мультфильма своими руками.
Представляя наш опыт работы на Форуме учителей начальной школы Москвы, мы попробовали организовать мастер-класс «Мультфильм своими руками» не только на теоретической, но и на практической основе, старались создать такие условия, чтобы каждый участник смог в конце занятия получить свой мультфильм и уйти от нас с желанием повторить полученный опыт вместе со своими учениками.
Для создания мультфильма мы использовали:
• компьютеры MacBook, программу
iMovie, программу Photo Booth, фотоаппарат;
• подручные материалы: пластилин, карандаши, бумагу, лего-конструктор и другие материалы для создания героев, декораций и постановки сюжета;
• музыку из мультфильмов или записи детских песен, которые заранее подготовили.
Мы предложили гостям работать в паре – так проще нам, ведущим, ведь приходится следить за меньшим количеством экранов, на которых происходит верстка фильма, а преподаватели имеют возможность вместе обсуждать и придумывать свой проект, это гораздо веселее и эффективнее.
Подготовительная часть занятия состояла из составления плана работы, то есть обсуждения этапов работы:
– выбираем сюжет, записываем и рисуем его, превращая в сценарий будущего мультфильма;
– создаем героев, элементы декораций с помощью различных материалов и проигрываем сценарий;
– проводим съемку всех фаз движения героев в соответствии со сценарием;
– фотографии с фотоаппарата (или из программы Photo Booth, которая могла получить их при помощи веб-камеры) переносим в папку (специально созданную) на столе компьютера;
– монтируем мультфильм;
– воспроизводим созданный мультфильм сначала у себя, а потом представляем свою работу зрителям.
Первые этапы не вызвали вопросов, поскольку в проектную деятельность уже многие погрузились, а вот этап монтажа фильма для большинства участников новый, поэтому разберем его более подробно. Можно считать это небольшой пошаговой инструкцией:
– открываем программу iMovie и создаем новый проект
(+), то есть фильм, в открывшемся окне прописываем «Имя проекта» и устанавливаем «Соотношение сторон – Стандартное (4:3)»;
– переносим фотографии со стола компьютера в окно программы;
– редактируем: удаляем ненужные фотографии или переставляем в нужном порядке;
– озвучиваем (соответствующий текст лучше подготовить заранее), нажав на микрофон;
– записываем текст;
– добавляем музыку: нажмем на значок, откроется медиабиб-лиотека, выберем нужную нам мелодию или песню и перетянем в окно с фотографиями;
– вставляем слайды с титрами в начале и в конце фильма: выберем понравившиеся слайды и перетянем один в начало, а другой в конец, слайды с титрами редактируем (шрифт, размер, цвет);
– воспроизведем то, что получилось, если необходимо что-то исправить – редактируем, если все понравилось – сохраним;
– сохраняем созданный фильм в папке «Фильм» компьютера.
Подведем итоги:
Создавая мультфильм, учителя начальных классов используют знания, умения и навыки, уже сформированные у учащихся, развивают их и открывают новые:
• знания о жанрах литературных произведений, сюжете, героях-персонажах, о диалоге и монологе, о профессиях мультипликаторов, о правилах орфографии и прочие;
• умения: читать текст, пересказывать и анализировать его, вести диалог, создавать сюжет, технологические умения и прочие;
• навыки работы с разными материалами и инструментами;
• навыки работы с ИКТ-инст-рументами для реализации творческой, но учебной задачи.
Создавая мультфильм, учителя формируют универсальные учебные действия:
• личностные – формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация к учебной деятельности – учебные и познавательные мотивы;
• регулятивные – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• познавательные – учащиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладевают действием моделирования;
• коммуникативные – ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Вывод: новая школа использует все свои достижения и методы, включая новые технологии, чтобы процесс обучения шагал в ногу со временем и отвечал требованиям современного общества.
Если вы тоже решили самостоятельно создать свой мультфильм и ознакомиться с другими интересными современными технологиями, а также с опытом московских учителей, уже использующих их в своем учебном процессе, вам стоит посетить наш сайт nachalka.seminfo.ru/ course/view.php?id=596. Копилка инструкций «Дистанционное взаимодействие педагогов, работающих по ФГОС НОО. Актуальные проблемы». «Копилка инструкций» поможет освоить вам и вашим учащимся различные программы.
Комментарии