search
main
0

Филармония для малышей,. или «Нескучная классика» для малышей

​В нашем детском саду одиннадцатый год существует детская филармония. Идея ее создания появилась в одночасье. Наши воспитанницы-двойняшки первый раз побывали на симфоническом концерте и делились впечатлениями. На вопрос, похож ли концерт вживую на концерт в видеозаписи, который смотрели на занятии (великолепное исполнение оркестром под управлением Е.Светланова «Картинок с выставки» Мусоргского), они воскликнули: «Совсем не похож! Все намного громче, и дирижер будто танцевал, и инструменты были другие!» Инструменты были те же, и даже зал был тот же…

Когда стало ясно, сколь огромно значение живого соприкосновения детей с музыкой: объем впечатлений и эмоциональных переживаний от концерта невозможно сравнить ни с какой – даже блестящей – записью. Уже через неделю в детском саду состоялся первый концерт нашей филармонии. Он назывался «Гений света и радости» и был посвящен творчеству Моцарта. В концерте принимали участие юные музыканты ДМШ им. М.Табакова. Эта школа – настоящий культурный центр района и округа. Ее духовой оркестр известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Тогда и завязалась дружба с коллективом школы, ставшая многолетней.Вскоре была «выстроена» сама концепция филармонии, определены ее учредители (администрация детского сада, его родительский комитет и администрация ДМШ), сформулирован устав филармонического общества, который определил права и обязанности его членов, состоящих из любителей музыки от 5 до 90 лет (слушатели наших концертов не только дети, но и их мамы, бабушки и дедушки), установил правила поведения на концертах, цену билета (одна конфета). Было разработано «Общее положение» о филармонии, определяющее ее место и значение в воспитательно-образовательном процессе. Главная задача организации – воспитание будущих ценителей и активных слушателей классической музыки. Не менее важным было и развитие у малышей способности к сопереживанию – основополагающей в формировании личности ребенка. Музыка, как никакой другой вид искусства, побуждает к внутренней работе души.Наш совместный проект мы назвали «Нескучная классика».Педагоги школы, среди которых блестящие музыканты с большим исполнительским и педагогическим стажем, стали нашими друзьями и единомышленниками. Они прекрасно понимают, что проведение музыкальных гостиных и концертов в детском саду, как никакой другой вид деятельности, развивает мотивацию у детей к занятиям музыкой (несмотря на отнюдь не крепкое здоровье наших воспитанников – а занятия музыкой требуют здоровья, – очень многие из них поступают в музыкальные школы).По словам директора ДМШ Руслана Мелаева, «…малышам нужно помочь «войти» в мир музыки, помочь ее услышать. Ведь дошкольникам с их преимущественно наглядно-образным мышлением, малым по объему запоминанием и неустойчивым вниманием не всегда легко воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. На концертах детской филармонии им помогают в этом тоже дети – ученики нашей музыкальной школы. Это очень важно: дети – интерпретаторы и исполнители музыкальных произведений. А если функцию ведущего и концертмейстера берет на себя музыкальный руководитель детского сада, лучше знающий специфику детского восприятия, то организация концерта намного упрощается».Мы отметили высокий уровень профессиональной подготовки юных музыкантов ДМШ им. М.Табакова (дошколята должны слушать музыку только в хорошем исполнении!): среди участников концертов много лауреатов и дипломантов престижных детских конкурсов. По словам завсегдатая концертов, мамы нашего воспитанника Л. Бородиной, «…дети играют, как настоящие музыканты. Они так заражают своей любовью и даже страстью к музыке и своему инструменту, что мой сын, всегда предпочитавший футбол и игры во дворе, теперь хочет учиться играть на тромбоне». Так детская логика, детское исполнение, детская непосредственность становятся ключами в большой мир серьезной музыки….За 11 лет прошло много концертов, посвященных творчеству отдельных композиторов и юбилейным датам («В гостях у дедушки Баха», «Гений света и радости», «Юбилею П.И.Чайковского посвящается»), а также знакомству с инструментами симфонического оркестра («Волшебные звуки флейты», «Медных дружная семья», «В гостях у инструментов симфонического оркестра»).Кроме учащихся школы им. М.Табакова, у нас в гостях побывали струнники из училища им. Гнесиных, ученики ДМШ им. Шуберта, наши выпускники. Дошколята также непременные участники концертов. Малыши очень любят выступать (это зачастую и повод прийти на концерт), к тому же им трудно сидеть на месте 40-45 минут. После концертов юные музыканты с удовольствием показывают свои инструменты детям, рассказывают о них.Занимаясь разработкой концертных программ, очень важно найти интересную для детей форму. Мы стараемся избегать традиционных академических форм проведения концертов, создаем незатейливые сценарии, непременно содержащие ловушки для детского восприятия. (Это особенно необходимо для нашего контингента детей, имеющих наряду с ортопедическими заболеваниями серьезные неврологические проблемы.) Для облегчения музыкального восприятия всегда используется видеоряд, включающий шедевры мировой живописи, скульптуры и архитектуры.За 11 лет совместной работы с педагогами ДМШ мы убедились в эффективности такой работы. Мы ведь несем ответственность за подрастающее поколение и не имеем права забывать о великой силе классического наследия – будь то музыка, живопись или поэзия. Иосиф Бродский в лекции при вручении ему Нобелевской премии сказал, что если мы не хотим остановиться в своем развитии, не хотим обречь себя на низшие формы существования, то улица должна говорить языком литературы, а не литература языком улицы. То же самое можно сказать и о музыке. К сожалению, сегодняшняя музыка говорит языком улицы, языком толпы. И похоже, мы почти обречены… Да, классическая музыка не развлечение. Она требует напряженной работы души. Но именно она уникальный инструмент познания – познания индивидуальности человека, его уникальности, познания величия человеческого духа и безграничного полета мысли. Поэтому мы очень рады, что наша многолетняя работа получила поддержку Правительства Москвы в виде проекта «Классическая музыка в детском саду».А классика не может быть скучной!Светлана КОЗЛОВА, заведующая детским садом №523, лауреат премии мэра Москвы, почетный работник общего образования РФ;Наталья ДОРОНИНА, музыкальный руководитель, заслуженный работник культуры РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте