Юрист знает законы, психолог – детскую душу. До недавнего времени они шли своими дорогами, не пересекаясь. Страдающей стороной при этом оказывался ребенок, которого судили те, кто не был в состоянии проникнуть в мир детства, без равноправного участия тех, кто мог бы сделать этот суд справедливым, учитывающим все то, что так необходимо для понимания особенностей жизни несовершеннолетнего. До недавнего времени никто не готовил универсальных специалистов, которые бы сочетали разные знания. Этот недостаток решили в самое ближайшее время исправить сразу два московских вуза – Академия права и Городской психолого-педагогический университет.
Все началось с того, что в МГППУ стали обращаться родители: дети испытывают в школе дискомфорт, учителя «давят» на них, но при всем желании в такой ситуации очень трудно определить, действительно ли педагог нарушает детские права, ломает детскую душу. Другой случай – ребенок совершает серьезное правонарушение, и суд просит психологов объяснить, что произошло с его психикой в этот момент, почему он, скажем, поднял руку на взрослого или сверстника, покалечил или лишил жизни. Но психолог – не фигура на правовом поле, а потому все его объяснения в пользу ребенка суд хочет – примет во внимание, не хочет – не примет. Помочь правоохранительным органам и юстиции вообще могли бы педагогические вузы, которые в состоянии подготовить тех, кто комфортно себя чувствовал бы в ювенальной юриспруденции. Первую такую попытку в свое время предпринял РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге – в педуниверситете вели подготовку по специальности «Ювенальное право». Петербургские педагоги понимали: у ребенка есть права, которые по иронии нашей жизни не знают ни сам ребенок, ни семья, ни человек, защищающий его как психолог, ни судья, который принимает решения, изменяющие судьбу ребенка. Но в РГПУ готовили просто юристов определенного профиля. В Московском же городском психолого-педагогическом университете стали готовить «юристов-психологов». Такой специалист на студенческой скамье будет изучать как психологию, конфликтологию, множество специальных психолого-педагогических дисциплин, так и много юридических дисциплин. Проблема, по признанию ректора университета академика Виталия Рубцова, заключается в том, что «юрист-психолог» – специальность юридическая с большим блоком психологии. Но психология, которой этот специалист должен владеть, должна быть узкой – юридической. Такое сложное переплетение предполагает совместную работу двух профильных вузов – Академии права и МГППУ.
«Что такое психология как наука, в общем, понятно, – говорит Рубцов, – но когда требуется определить ее в том или другом случае как прикладную науку, возникают сложные межведомственные вопросы. Как готовить врача-психолога, юриста-психолога, управленца-психолога? Понятно, что мы приходим к необходимости кооперации самых различных вузов, иначе полноценного и универсального специалиста мы подготовить не сможем. В конце апреля я выступал на совещании психологов МВД. Их интересовала подготовка психологов для системы образования как таковая, потому что они всерьез заинтересованы в подготовке этих специалистов для своей системы. И если мы сегодня стараемся готовить их для каждого учреждения – школы, интерната, детского дома и так далее, то МВД нужны психологи для колонии, детской комнаты милиции, для ведения следствия и профилактической работы. Это, по сути, означает реализацию деятельностного подхода в подготовке специалиста. Мы дадим ему не просто знания в рамках формального стандарта, но и подготовим его к практической деятельности в том или ином направлении. Сейчас студенты получают подготовку на практиках в различных педагогических учреждениях. Кафедра же поствузовского образования дает профильную подготовку с учетом того рабочего места, на которое наш студент после защиты диплома попадает. Стандарт подготовки по юридической психологии есть, но это еще не ювенальное право, и нам придется много потрудиться над тем, чтобы подготовить универсального юриста-психолога».
Потрудиться педагогам высшей школы придется прежде всего над выработкой формы подготовки специалистов. Вариантов много. Например, можно подготовить психолога на уровне бакалавра, а потом на этой базе дать ему диплом магистра в области юриспруденции. Двухступенчатая подготовка практикуется во всем мире. Но во всем мире магистр – это человек, который занимается наукой, углубляя те знания, которые получены на первой, бакалаврской ступени, а тут нужно, по сути дела, обучить человека на второй ступени совсем другой специальности. Трудно, однако!
Возможен другой вариант: бакалавр-юрист будет доучиваться до магистерского диплома психолога, но тут возникнут те же сложности, что и в первом случае. Конечно, проще было бы организовать параллельное обучение будущих юристов в психолого-педагогическом университете, а будущих психологов – в Академии права с тем, чтобы они получили на выходе сразу два диплома и две полноценные специальности. Но тут возникают вопросы нешуточные. Учиться сразу в двух вузах студентам будет тяжело, возникнут немалые перегрузки, и не факт, что в результате мы получим хорошо подготовленных специалистов. Кроме того, второе высшее образование по закону должно быть платным, бесплатно давать сразу два диплома для государства – явно накладно. Но если платить за второй диплом нужно, то кто возьмет на себя такие расходы? Студент будет платить навряд ли, лично ему хватит и одного диплома, а государство, которое нуждается в юристах-психологах, пока таких прецедентов подготовки сразу в двух вузах не имеет, а следовательно, хоть и нуждается в таких специалистах, вопросы финансирования будет решать долго и трудно. Так происходит всегда, когда ему нужно раскошеливаться на какое-то новое дело.
Сейчас два вуза – и академия, и университет – напряженно работают над программой обучения юристов-психологов, составляют интегрированные и сопряженные учебные планы. В сентябре сначала стартует программа, причем в университете точно, в академии пока только возможно. Университет планирует в ближайшем будущем открыть специальный факультет «Юридической психологии», не исключено, что в академии появится факультет «Психологии юриспруденции». Пока многое два вуза держат в тайне, но уже понятно: эксперимент позволит получать специалистов универсальных и во многом снять те претензии, которые обычно предъявляют вузам, работающим по непрофильным специальностям, чтобы подготовить специалистов для той или иной отрасли. Например, министр образования неоднократно упрекал водный университет в том, что тот готовит юристов для водного хозяйства: дескать, не дело это университета, для этого есть юридические вузы и университеты. В том варианте, который предлагает Академия права и МГППУ, понятие профильности-непрофильности вообще уходит, все специальности для двух вузов оказываются профильными. При реализации совместной программы станет невозможной конкуренция вузов, при этом существенно усилятся и обогатятся их педагогические коллективы. Ведь юристы придут преподавать в психолого-педагогический университет, а психологи – в Академию права.
Виталий Рубцов предполагает, что в недалеком будущем появятся юристы-психологи, к которым родители смогут обращаться за советами и помощью, в судах права детей будут защищать адвокаты-психологи, а решения принимать судьи, имеющие очень солидную психологическую подготовку. В результате права всех детей можно будет защищать и отстаивать так, как это предусмотрено в многочисленных законах, которые приняты, но пока в должной мере не соблюдаются.
Комментарии