Учебный год на излете. Сегодняшние первоклассники вот-вот станут учениками второго класса, и это хороший повод подвести итоги реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Как и кого готовили целый год – человека обученного или человека обучаемого? Остались ли страхи у учеников и сомнения у родителей? Все ли педагоги и руководители образовательных учреждений приняли идеологию ФГОС и изменили свою профессиональную деятельность в соответствии с современными целями и задачами образования? Завершен ли процесс адаптации? Какие идеи воплощены успешно, а какие нет? И наконец, ФГОС сегодня – иллюзия или уже реальность?
К сожалению, однозначного ответа пока нет. Практика введения ФГОС в начальной школе выявила проблемы и педагогические риски, обусловленные как упрощенным пониманием или недопониманием педагогами идей, целей, ценностей, заложенных в стандарте, так и их профессиональной зашореннос-тью, стереотипным мышлением и поведением, а иногда и элементарным нежеланием перемен и даже противоборством. Миримся ли мы с этим? Как решаем существующие проблемы? Какие рецепты предлагаем?
Один из них – реальное сотрудничество учителей начальной школы и методистов с авторами образовательных систем и систем учебников, прошедших экспертизу на соответствие ФГОС НОО. В образовательных учреждениях округа сегодня используют образовательную систему «Школа 2100» Издательства «БАЛАСС» (21 учр.) и системы учебников -«Школа России» издательства «Просвещение» (146 учр.), «Начальная школа XXI века» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» (12 учр.), «Перспектива» издательства «Просвещение» (9 учр.). Творческие встречи позволяют педагогам и методистам профессионально расти и более основательно знакомиться с особенностями учебников, их содержанием, методиками работы по новым комплектам, получать рекомендации по формированию у обучающихся универсальных учебных действий, в том числе при работе с разными детскими контингентами и в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Очень важно, что учителя -участники таких встреч становятся экспертами учебно-методических комплектов, а авторы заинтересованно и внимательно относятся к рекомендациям и пожеланиям, учитывают их в своей дальнейшей работе.
Своеобразной проверкой профессионального мастерства для учителей начальных классов пилотных школ округа по внедрению ФГОС НОО стало их участие в городской выставке в ГОМЦ «Школьная книга» (октябрь 2011 г.), которую посетили более одной тысячи педагогов Москвы. В рамках выставки были представлены метапредметные проекты, рабочие программы по всем системам учебников, методические разработки уроков, календарно-тематическое планирование и др.
Другой рецепт – выявление, изучение и распространение лучших педагогических практик. Основываясь на главном принципе ФГОС обучать в деятельности, мы обучаем учителей, объединяя их во временные творческие коллективы, то есть создаем необходимые условия для возникновения и реализации инновационных образовательных проектов и продуктов.
Весьма ощутимую помощь методическому центру оказывает один из разработчиков стандартов нового поколения – кандидат педагогических наук О.Логинова. Наше сотрудничество с Ольгой Борисовной длится не первый год, например, в прошлом учебном году, формируя творческую группу из учителей четвертых классов (в этом учебном году они приняли первый класс), нам было интересно найти ответ на вопрос: «Как надо учить, чтобы добиваться достижения требований нового стандарта?». Поиск решения этой проблемы привел группу к необходимости разработки таких учебных заданий, которые у учащихся вызывали бы осознанное желание самостоятельно приобретать знания и способствовали развитию у них познавательного интереса. Результат – создан окружной банк таких учебных заданий по всем четырем учебным комплектам и всем учебным предметам. Все задания апробированы в школах округа, и в настоящее время проводится анализ «ранее не прогнозируемых» результатов, полученных в некоторых образовательных учреждениях. Творческая группа продолжит свое исследование, ей предстоит ответить на новые вопросы: «В чем причина невысоких результатов: плохо учились, плохо учили или задания требуют корректировки?»
Организация такой работы очень важна как для педагогов, так и для педагогического сообщества в целом. Она в полной мере соответствует парадигме деятельностного развития, позволяя каждому на практике учиться проектировать тематические и текущие планируемые результаты. Работа не завершена, поиск и открытия продолжаются. Скоро должен появиться окружной методический сборник тематических и итоговых зачетов для первых классов, составленных на основе разработанных заданий. Кроме того, развернута аналогичная деятельность по разработке учебных заданий для обучающихся пятого класса с заместителями руководителей и учителями тех школ, которые планируют включиться в пилотный проект по введению ФГОС НОО в 5-м классе с 1 сентября 2012 года.
Еще один рецепт – постоянное совершенствование личных и профессиональных компетентно-стей педагогов и методистов посредством включения их в практику образовательного учреждения, носителя актуального инновационного опыта, в данном случае опыта стажировочных площадок по введению ФГОС НОО.
Поскольку каждая стажировоч-ная площадка не только инновационная и экспериментальная структура, но и осуществляет повышение квалификации работников образования в форме стажировки, она идеальное место для проектирования стажирующимися коллегами-педагогами собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям каждого конкретного образовательного учреждения. В округе стажи-ровочные площадки по введению ФГОС НОО созданы в 17 пилотных школах, расположенных в 15 районах округа. Они имеют высокопрофессиональный педагогический персонал, современные средства обучения и оборудование, вариативное учебно-методического обеспечение и научно-методический потенциал. Все 45 учителей начальных классов пилотных школ стали тьюторами по различным вопросам ФГОС, при этом 20 из них ведут курсы повышения квалификации по формированию ИКТ-компетентности, завучи этих школ стали общественными методистами по начальному образованию. На их базе для педагогов округа регулярно проводятся открытые уроки, семинары, мастер-классы, конференции, консультации и другие мероприятия. Информационно-методическую, организационную и техническую поддержку обеспечивает окружной методический центр, каждый педагог округа может воспользоваться медиатекой лучших педагогических практик. На его сайте www.voumdo.ru/omc можно найти необходимые фото- и видеоотчеты, информационно-методические материалы, а также получить своевременный ответ на любой вопрос, касающийся введения ФГОС, – посетителю сайта достаточно оставить запись в гостевой книге или обратиться с проблемой в электронную приемную.
Благодаря такой организации реализуется принцип шаговой доступности, так как адресная методическая помощь максимально приближена и доступна практически каждому педагогу, а это очень важно, принимая во внимание территориальную протяженность нашего округа.
Педагогическое сообщество Восточного округа насчитывает около 22 тысяч человек, и основная задача методической службы – найти подход к каждому из них, используя все возможные коммуникационные средства, включая виртуальные. Это дает нам возможность гибко и дипломатично проводить разъяснительную работу и готовить к предстоящим изменениям педагогов, которым только предстоит переход на ФГОС, оптимально и продуманно выстраивать индивидуальные траектории обучения этих педагогов и тех, кто уже включился в его реализацию, оперативно и креативно решать все возникающие проблемы, грамотно и профессионально использовать имеющиеся ресурсы и возможности. Например, есть личные информационные пространства, созданные на сайтах nachalka.seminfo.ru, mioo.seminfo.ru, learning.9151394.ru. Сегодня такой ресурс, ставший составной частью единого городского информационного пространства, имеют и активно пользуются им свыше 1,7 тыс. учителей и методистов округа (ежемесячно их число увеличивается). Более того, многие методисты и учителя имеют сразу по несколько ЛИП (от 2 до 5), используя их для работы как с различными педагогическими контингентами, так и с разными субъектами образовательного пространства. Особую популярность ЛИП придает возможность ведения живого диалога и обмена мнениями с участниками форумов, создания сетевых сообществ, трансляции личного опыта, получения быстрой обратной связи, проведения и участия в тематических опросах, снлайн-консультациях, вебинарах.
На самом деле новыми технологиями в масштабах округа владеют пока немногие, но, овладев, эффективно позиционируют инновационные образовательные программы и продукты, активно используют их на образовательном поле. Крайне ценен в этой связи опыт учителей начальной школы, участвующих в реализации ФГОС. Он полезен не только в среде учителей начальной ступени – там он действительно чрезвычайно востребован, но и незаменим для учителей основного звена и дошкольных работников, поскольку наглядно демонстрирует преимущества новых педагогических технологий и интерактивно обучает новой педагогической практике.
Однако далеко не все наши коллеги (и школьники, и дошкольники) эту ценность осознали, и методический центр помогает им в этом. Наряду с новыми подходами в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников мы повседневно продолжаем заниматься педагогическим всеобучем (в том числе курсами повышения квалификации) по переходу на ФГОС, хотя сегодня существует потребность не столько в повышении квалификации, сколько в переподготовке и подготовке новых, современных, креативных, модифицированных, компетентных педагогических и руководящих кадров. Именно это сможет позволить не просто успеть за происходящими системными изменениями в образовании и мире, но и создаст условия для формирования у педагогов и руководителей мотивации на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение.
Отправной точкой в этой работе служит окружной план по обеспечению перехода государственных общеобразовательных учреждений на ФГОС, который предусматривает комплексную систему мер по учебно-методическому, организационно-методическому, научно-методическому, психологическому и информационному сопровождению всех субъектов образовательного пространства. Он размещен на сайте окружного методического центра и служит проводником, указывающим вектор движения школе, руководителю, педагогу, родителю, ученику.
Введение ФГОС нового поколения – сложный и многоплановый процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Мы в начале пути и знаем, что от идеи до ее реализации нас ждет множество сомнений, заблуждений, ловушек и неудач, как, впрочем, и множество открытий, свершений, триумфов и побед. Это придает нам силы, и мы идем вперед – настойчиво, уверенно, взвешивая и сверяя каждый следующий шаг.
Комментарии