С 1 сентября 2021 года в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в школах начинает реализовываться новый ФГОС.
Первое поколение ФГОС было принято в 2004 году. Основной целью стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, во главу ставился набор информации, обязательной для изучения, ввиду чего стандарт быстро устарел.
ФГОС второго поколения реализовывался до 2020 года. Акцент в стандартах был сделан на развитии универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось проектной и внеурочной деятельности.
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения начнется с 1 сентября 2021 года. Чем новый ФГОС ООО принципиально будет отличаться от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к результатам освоения программы ООО обучающимися. Результаты по-прежнему делятся на личностные, метапредметные и предметные, но каждая их группа сформулирована более подробно и развернуто в сравнении с предыдущим поколением ФГОС. Так, например, личностные результаты включают такие направления, как гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание, ценности научного познания, адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Каждое направление детализировано и конкретизировано.
Метапредметные результаты включают:
– освоение понятий, которые используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных областей, в том числе внеурочной деятельности;
– способность использовать межпредметные понятия в различных видах деятельности (учебной, познавательной, социальной);
– готовность к самостоятельному планированию, осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, участие в построении индивидуальной траектории;
– овладение навыками работы с информацией.
Предметные результаты ФГОС ООО ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися как в учебных ситуациях, так и реальных жизненных условиях. В разделе «Требования к результатам освоения программы основного общего образования» подробно указан перечень предметных результатов и форматы работ для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, выступление с научным сообщением, представление прослушанного текста в виде таблицы). По таким предметам, как математика, информатика, физика, химия, предметные результаты сформулированы для базового и углубленного уровня отдельно, что существенно облегчает работу учителя.
Изменения требований к результатам обучения, содержащиеся в новом ФГОС, влияют на содержание рабочих программ по предметам. Так, рабочие программы и учебные курсы (в том числе внеурочная деятельность) должны включать следующие разделы:
1) содержание учебного предмета (курса, внеурочной деятельности, учебного модуля);
2) планируемые результаты освоения;
3) тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на изучение каждой темы, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов (мультимедийные программы, электронные учебники, электронные библиотеки, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания (в новом ФГОС расширено содержание воспитательной деятельности, увеличено количество направлений воспитательной работы).
Помимо вышеперечисленных изменений в новом ФГОС указано, что обучать второму иностранному языку станут по заявлению учащихся или родителей и только при наличии в школе необходимых для этого условий. Таким образом, второй иностранный язык перестает быть обязательным предметом.
Кроме этого, одной из гарантий качества основного общего образования в новом ФГОС является функциональная грамотность, формирование которой способствует решению учебных задач и жизненных проблемных ситуаций на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Функциональная грамотность включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Таким образом, новый ФГОС конкретизирует, что именно школьник будет знать, чем овладеет, что освоит. Обновленный ФГОС обеспечивает личностное развитие учащихся, уделяя большое внимание воспитательной работе. Кроме того, новые стандарты в большей степени направлены на практическую реализацию результатов обучения в социальной среде.
Евгения ЯКУБСОН, учитель истории и обществознания школы №2053
Комментарии