“Российскому джазу – 80 лет…” Под таким названием проходил Московский международный джаз-фестиваль. К счастью, Московская филармония смогла вместить всех желающих: и настоящих ценителей джаза, и тех, кто купил билеты по случаю. Впрочем, всех объединяла музыка. Она, в принципе, не могла оставить кого-нибудь равнодушным своей эксцентричностью и радугой импровизаций.
Если вы смотрели замечательный фильм “Мы из джаза” с Игорем Скляром и Александром Панкратовым-Черным, то история отечественного джаза, за исключением некоторых имен и событий, вам известна. Все именно так и начиналось – с любителей, энтузиастов, не имеющих ни сцены, ни дома. С американских джазовых пьес в стиле “Старого доброго юга” Дюка Эллингтона. В 1922 году со сцены Московского института театрального искусства впервые зазвучал джаз.
“Концерт вызвал сенсацию – ничего подобного Москва прежде не знала. Именно тогда я впервые увидел, как он танцует свой знаменитый номер “Жирафовидный истукан”. Это были движения вдоль и в глубь сцены – с размеренными механическими подергиваниями. Представьте себе танцующий оживший манекен. В определенный момент он падал на пол и продолжал свой танец уже лежа на спине”, – это цитата из книги Аркадия Петрова “Джазовые силуэты”. Так он описывает легендарное выступление танцора Валентина Парнаха и его ансамбля. Честно говоря, начинаешь не доверять автору. Вытворять такое на советской сцене! Так или иначе, но первый отечественный джазовый коллектив Парнаха не только собирал аншлаги в московских залах, но и стал первой в мире джаз-бандой, принятой на работу в государственный академический театр. История полна парадоксов. Не правда ли?
Еще немного о прошлом, которое, в общем-то, является прелюдией к настоящему. Оркестр Олега Лундстрема – старейший биг-бенд в России. Год его основания – 1934-й. Студент Харбинского музыкального техникума Олег Лундстрем собрал свой первый ансамбль из таких же, как и он, юных энтузиастов джаза. Играли на танцах, в местных кабаре, записывали пластинки на харбинских студиях. Только что появилось звуковое кино, и многие популярные мелодии музыканты заимствовали из американских фильмов. Несколько позже, в 1936 году, в Шанхае стали продаваться первые партитуры. Они шли нарасхват, потому что в шанхайских танцзалах конца 30-х годов играло уже два десятка оркестров, включая американские…
За 68 лет через лундстремовский коллектив, ставший своего рода российской “джазовой консерваторией”, прошли Николай Панов, Георгий Гаранян, Вячеслав Назаров, Станислав Григорьев… В репертуаре оркестра – классика свинга, а также современные партитуры, многие из которых принадлежат перу одного из лучших российский аранжировщиков – Виталия Долгова.
Если биг-бенд чаще всего воспринимаешь как одно целое и предаешься наслаждению музыкой на фоне фраков и бабочек, то джазовые трио и квартеты заставляют обратить внимание на самих исполнителей: на их одежду, манеру двигаться и музицировать. Подчас забываешь о музыке, любуясь выкрутасами джаз-мена в костюме оттенка “кофе с молоком”. Джаз – это своеобразное шоу, во время которого музыканты разыгрывают характерный спектакль. Главная роль, равно как и первый выход, разумеется, принадлежит солисту. Заканчивая соло, он кланяется и уходит на задний план, как бы наблюдая за своим ансамблем со стороны. В это время лидерство подхватывает другой музыкант, демонстрируя, на что он способен, затем – третий. Настоящее состязание: кто быстрей, виртуозней, изобретательней. Особая роль достается контрабасисту. Беготня рук по грифу и пританцовывание возле инертного и флегматичного контрабаса выглядят весьма комично и не могут не вызвать улыбку. Хочется даже как-то помочь музыканту в его нелегкой борьбе с контрабасом.
Должен заметить, что не всем джаз-бандам удается этот спектакль. Вспомнилась мне статья Кена Франклинга, критика из газеты “Джаз таймс”. Вот что он пишет об Игоре Бутмане и его квартете: “Это исполнитель, твердо уверенный в том, что он делает…”. Действительно, техника, отточенная до предела. Возможно, это и вносит в его манеру исполнения некоторый неодушевленный оттенок. Так, по крайней мере, мне показалось.
Нужна ли уверенность в искусстве? Музыкант, как, впрочем, и любая творческая личность, должен сомневаться, искать, спорить с самим собой. Как известно, в споре рождается истина.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии