search
main
0

Феодосия ГАБЫШЕВА, заместитель председателя Правительства РС (Я): Учитель нового времени должен быть готов к изменениям и способен меняться сам

Крупнейший регион России – Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Здесь зимой -60, летом +40. Однако суровые климатические условия Севера не помешали созданию необходимых условий для получения качественного образования детей. Об особенностях региональной образовательной политики, о том, как идет реализация нового Закона «Об образовании в РФ», наш разговор с заместителем председателя правительства республики Феодосией Васильевной Габышевой.

– С 1 сентября мы начали учиться по новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», которым определены новые векторы развития на долгосрочную перспективу – меняются уровни образования, расширяется разнообразие образовательных программ, предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в рамках сетевого взаимодействия, модульных технологий обучения и т. д.Федеральный закон нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен и уверен в успешном трудоустройстве. Только тогда образование выступает как общественно значимое благо в интересах человека, семьи, общества и государства. Для этого в государственных стандартах образования закреплен переход от предметного обучения к компетентностному, что требует значительных изменений не только в содержательном, но и в структурном плане. Здесь особо следует учесть все организационно-экономические и инфраструктурные механизмы, обеспечивающие максимально равную доступность и эффективность образовательных услуг.При этом обеспечение гибкости образовательных программ в зависимости от требований современного, высокотехнологичного и быстро развивающегося мира делает необходимым интеграцию всего информационного пространства, обеспечивающего возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.- Феодосия Васильевна, расскажите о тех моделях интеграции, которые реализуются у вас в республике.- Остановлюсь на трех моделях интеграции (кооперации) с учетом эффективности управления качеством услуг.Первая модель – это внутриотраслевая интеграция дошкольного, общего, дополнительного, в том числе внеурочной деятельности, и профессионального образования.На сегодняшний день главной целью совместной деятельности должно стать создание образовательных комплексов, сетевых объединений, которые дают возможность получать образование одновременно в нескольких образовательных организациях. Перспективный опыт в этом направлении имеется в Сунтарском, Чурапчинском, Амгинском, Томпонском улусах, городах Нерюнгри, Ленск и Якутск с учетом стратегических планов развития и высокого образовательного уровня населения. На данном этапе необходимо разработать четкие механизмы реализации, так как именно такая индивидуализация образования в соответствии со склонностями и потребностями детей при сохранении ее массовости требует системного внедрения цифровых и дистанционных технологий в инновационную образовательную среду школы. Внедрение образования без барьеров расширит возможности погружения детей из отдаленных малокомплектных и малочисленных групп районов и образовательных организаций с различным уровнем и направленностью образовательных программ в современную IT-cреду. При этом особую актуальность приобретает работа с детьми, которые выпали из социально и культурно обусловленного образовательного пространства в связи с нарушением здоровья и другими барьерами. Нам необходимо максимально использовать инновационные технологические ресурсы и профессиональный потенциал Северо-Восточного федерального университета и предприятий, ведущих инновационную деятельность. Многие инициативы университета уже реализуются: резиденции технопарка «Якутия», Арктический инновационный центр, создание электронной школы совместно с Якутской городской национальной гимназией и другие.Вторая модель интеграции – межотраслевая интеграция образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения и производства.С учетом успешного опыта кластерного принципа развития экономики в Южной, Западной, Северо-Восточной Якутии перспективным представляется создание образовательных кластеров (округов), в которые должны быть интегрированы производственные предприятия, социально-культурные учреждения и образовательные организации. Именно кластерный подход эффективен в развитии различных форм дуального образования, партнерства крупных организаций, предприятий с муниципальными образованиями в организации многофункциональных центров профессиональной подготовки, бизнес-инкубаторов. К примеру, Мирнинский индустриальный техникум, Светлинская и Вилюйская гидроэлектростанции, АК «АЛРОСА» реализуют проекты, в которых предприятие и учебное заведение выступают как равноправные участники.В ближайшей перспективе с участием работодателей будут созданы учебные центры прикладных квалификаций в Алданском политехническом техникуме и Региональном техническом колледже в г. Мирном. Начата работа по подготовке подобных центров в Якутске, Алдане, Ленске и селах. Реализация этих проектов придаст новый импульс социально-экономическому развитию региона.Кластерный принцип является оптимальным и при создании многофункциональных социокультурных центров, в том числе спортивных и культурно-образовательных комплексов. Такими примерами являются интеграция Черкехского музея с образовательными учреждениями в Таттинском улусе, Сунтарского политехнического лицея с народными мастерами, деятельность республиканского Центра оздоровления и отдыха детей «Сосновый бор» с предприятиями по научно-техническому и гуманитарному направлениям, школ пос. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса, на территории которого проложена железная дорога, и т. д.Третья модель – глобальная интеграция культурных, исторических, образовательных систем, программ, практик, опыта на международном уровне.Примером развития данного направления является проект создания Международной арктической школы, разработанный по поручению президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова и успешно представленный в мае этого года на заседании Постоянного форума коренных народов ООН. По замыслу эта школа, направленная на мировой стандарт образования, откроет Якутию мировому образовательному сообществу, создаст уникальные возможности для развития республики. В будущем нужны подобные проекты по обеспечению достойной жизненной перспективы детей и молодежи, целенаправленной подготовке специалистов по новым профессиям с учетом внутреннего и внешнего рынка труда.Сегодня весь мир заинтересован в развитии образования, получении кадров высокого качества для ключевых отраслей экономики. Интеграция призвана вывести образование за пределы ведомственных и территориальных границ и обеспечить его мобильность, конкурентоспособность и доступность. – В этом году впервые вводится федеральный государственный стандарт в дошкольном образовании. Готова ли система дошкольного образования республики к его введению?- В целом мы готовы к введению нового стандарта. Вместе с тем предстоит решить задачи обеспечения всеобщей доступности качественного дошкольного образования для детей с 3 до 7 лет к 2016 году, передачи финансирования с муниципального уровня на региональный, предоставления равных гарантий дошкольного образования в частных организациях наравне с государственными и муниципальными. Мы должны довести заработную плату воспитателей до средней по отрасли в республике.- Согласитесь, главную роль в модернизации школы играет учитель…- Несомненно, в его руках самое ценное, что у нас есть, – это развитие наших детей. Новый закон об образовании рассматривает учителя, педагога как высококвалифицированного специалиста, имеющего право на достойную зарплату, комфортные условия работы и поддержку со стороны государства и общества. Однако мы понимаем, что традиционная позиция учителя как транслятора знаний и информации в эпоху масштабных изменений в современном производстве и обществе уже неэффективна. Интеграцию креативного информационного и интеллектуального пространства может обеспечить только учитель-навигатор, учитель-творец, учитель-проектировщик, учитель-автор, учитель-лидер, учитель-тьютор индивидуальных образовательных траекторий. Нам нужно создавать основы конкурентоспособности наших воспитанников в глобальном мировом сообществе. Учитель нового времени должен быть готов к этим изменениям и способен меняться сам.Светлана РУДЕНКОP.S. Коллектив редакции «Учительской газеты» от всей души поздравляет Феодосию Васильевну Габышеву с юбилеем, который она недавно отметила. Счастья, здоровья, удачи во всем, дорогая Феодосия Васильевна!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте