Якутия – уникальный, неповторимый край. Вечная мерзлота, необъятные просторы, тысячи озер и рек, загадочные древние обряды, завораживающие песни и танцы. Приезжая сюда, попадаешь под обаяние северной природы и открытых, искренних людей.
Cамый большой по территории регион России обладает спецификой, которую невозможно не учитывать в образовательной политике. О ее особенностях, а также об уникальных инициативах и проектах мы говорим с министром образования Республики Саха (Якутия) Феодосией Васильевной Габышевой. Примечательно, что наша встреча состоялась в День Республики Саха, который празднуется ежегодно 27 апреля.- У нас свои этнокультурные, национальные, социально-экономические и экологические особенности, – говорит Феодосия Васильевна. – Среди 126 различных народностей особую группу занимают коренные народы Крайнего Севера, несущие неповторимую культуру, языки, традиции и обычаи. В труднодоступных и отдаленных селах единственный способ не отрывать детей от привычного образа жизни, от семьи – это кочевая школа. Ее характерные особенности – малое количество обучающихся, разновозрастной состав, вариативность учебного графика с учетом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод и дистанционная форма обучения. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта для внеурочной деятельности разработаны учебно-методические комплекты «Умение жить на Севере». В соответствии с законодательством такая школа создается в родовых кочевых общинах решением общего собрания родителей.Совместный с ЮНЕСКО проект «Кочевая школа» придал официальный статус кочевому образованию. Разработанные Министерством образования республики 7 базовых моделей заинтересовали не только российские регионы – Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Амурскую область, Красноярский край, но и кочевые школы Скандинавии, Северной Америки и Африки. Наш опыт частично подходит и для организации обучения детей-инвалидов, детей-мигрантов в крупных городах.Результаты реализации проекта о кочевой школе позволили перейти к следующему с ЮНЕСКО проекту – «Учителя Арктики». Учитель нового типа призван знать культурные и языковые особенности северных народов, поэтому проводим выездные курсы повышения квалификации педагогов в северных и арктических районах.- Пожалуйста, расскажите более подробно о базовых моделях кочевых школ.- Это кочевая школа-сад, стационарная кочевая школа, сезонная (летняя кочевая школа). С учетом официальных языков Якутии школы делятся по национальному составу: эвенкийская, эвенская, долганская, чукотская и юкагирская. Периодическая дислокация предполагает подготовку педагогов из числа представителей родовых общин. По ведению традиционных видов хозяйствования в школах может быть разная направленность – оленеводческая, охотоведческая, рыболовецкая. В этом году создали сборно-сварочный блок-модуль для кочевых школ на санях, которые также входят в комплект. Тепло обеспечивает котел на твердом топливе, имеется 100-литровая емкость для воды. Работает санузел. Учебный класс рассчитан на 16 учащихся. В перспективе хотим расширить модуль за счет блока для физкультуры, дополнительных занятий по ремеслам. Разумеется, такой модуль предусмотрен для начальной школы и для 5-6-х классов, дальше ребята продолжают обучение в базовых школах.- Феодосия Васильевна, мы знаем, что в Якутии сохранены все малокомплектные сельские школы.- Да, нам удалось сохранить все школы. Согласитесь, зимой, когда морозы минус 40-50, возить детей довольно сложно. Правда, в отдельных районах есть села, откуда дети едут на школьном автобусе в близлежащие филиалы. Так что общегосударственную задачу сохранения села мы ответственно выполняем. С другой стороны, широко развиваем вариативное образование. Сеть представлена профильными школами, в том числе гимназиями и лицеями, агропрофилированными и политехническими школами, двумя кадетскими школами, школами, реализующими дуальное обучение. Одаренные дети занимаются в специализированных организациях – Республиканском хореографическом училище, Высшей школе музыки, Школе олимпийского резерва, Чурапчинской республиканской спортивной школе-интернате. Создана также сеть физматшкол. Кстати, в этом году мы отмечаем 55-летие создания физико-математических школ в Якутии.- Феодосия Васильевна, какое место образованию отводится в разрабатываемой программе социально-экономического развития до 2030 года и каковы основные ориентиры до 2050 года?- В первую очередь отмечаем: в нашей республике складывается благоприятная демографическая ситуация, тогда как в целом по России уже с 2018 года рождаемость пойдет на спад. А у нас до 2029 года рождаемость будет расти. Мы за возрождение традиций, в том числе народной педагогики. Ведь якутская семья всегда была многодетной. Буквально недавно вышел указ главы республики Е.А.Борисова о поддержке многодетных семей. Соответственно демографический подъем потребует строительства детских садов и школ, подготовки педагогических кадров.- По темпам строительства объектов образования Якутия лидер в Дальневосточном федеральном округе.- Главой республики и правительством ведется целенаправленная государственная политика по созданию инфраструктуры в целом. К примеру, с 2002 года построены 173 школы, 142 детских сада. Причем строительство ведется не только за счет государственного бюджета, но и за счет инвестиций частных партнеров, крупных компаний. С участием Всемирного банка и при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации запущен проект «Инновационное развитие дошкольного образования», в рамках которого состоялся конкурс на разработку эскизных проектов зданий детских садов в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. При этом основное внимание уделялось созданию нового имиджа инфраструктуры с учетом требований ФГОС. Какие действительно уникальные инновационные архитектурные, дизайнерские решения и технологии тогда были представлены! По итогам конкурса сформировали банк лучших эскизных проектов. Сейчас по принципу государственно-частного партнерства строятся детские сады с мощностью 140, 200 и 240 мест. В строительство объектов вкладываются и сами муниципалитеты. Кроме того, в маленьких селах население собирает средства, закупает стройматериалы или непосредственно участвует в строительстве. Это масштабное движение добрых дел официально называется «Моя Якутия в XXI веке». Этот народный опыт тоже вызывает большой интерес в других регионах. Такое всеобщее участие помогло нам ликвидировать очередность в детсады детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сейчас приступаем к решению данной проблемы для малышей от 1,5 до 3 лет.- Еще один интересный проект – создание Международной арктической школы.- Этой задачей, поставленной главой республики Е.А.Борисовым, вплотную занимаемся. Школа будет реализовывать программы международного бакалавриата, будет подобран интернациональный коллектив. Разработан проект «умного» здания – учебный корпус по арктической тематике и принципу единения с окружающей средой будет в форме снежинки. Да и все внутреннее пространство воплощается практически в неожиданных формах. У ребят будет возможность развивать воображение, превращая стены здания в платформу для своих творений. В учебных классах-трансформерах можно будет заниматься с разным количеством детей в разных форматах, реализовывать программу индивидуального обучения. Виртуальное сетевое пространство будущей школы объединит в единое информационное образовательное пространство школы республики, страны и мира.- Скажите, по прогнозам социально-экономического развития республики какие специалисты более всего будут нужны в ближайшие годы?- У нас интенсивно развивается добывающая и перерабатывающая промышленность, поэтому будет потребность в специалистах технического направления – инженерах, связистах, транспортниках, радиоэлектрониках и т. д. Безусловно, будет развиваться и социальная сфера. Нужны будут педагоги, воспитатели. Сейчас их готовят Северо-Восточный федеральный университет и три педколледжа – Якутский, Вилюйский и Намский.- Сельское хозяйство – один из важнейших видов деятельности. В этой связи какова роль агропрофилированных школ?- Если первая агропрофилированная школа была создана в 1988 году в Диринской средней школе Чурапчинского улуса, в этом учебном году в 30 муниципальных образованиях и в Якутске функционируют 96 школ агротехнологического профиля. Ежегодно география расширяется. Нас радует, что такие школы появились и в северных районах: Аллаиховском, Анабарском, Жиганском, Оймяконском, Эвено-Бытантайском. Школа сама выбирает вид хозяйственной деятельности: оленеводство, рыболовство, охота, коневодство, разведение крупного рогатого скота или земледелие. Можно выделить такие редкие направления, как пчеловодство в Октемской средней школе Хангаласского и Бетюнской средней школе Амгинского районов. В Абыйской средней школе ведется обучение пекарскому делу, а в Урасалахе дети постигают азы звероводства. В прошлом году, объявленном в республике Годом предпринимательства, открыты школьные бизнес-инкубаторы в селах Дирин Чурапчинского и Майя Мегино-Кангаласского районов. Создан межшкольный бизнес-инкубатор на базе средней школы №21 г. Якутска.Самое важное – выпускникам этих школ, если даже они и не выберут сельскохозяйственные профессии, приобретенные навыки пригодятся в жизни.- Сейчас вы инициируете концепцию программы «Дети Арктики». В чем ее суть?- На протяжении многих веков народы Крайнего Севера создавали самобытную культуру – уникальный компонент человеческой цивилизации. Сегодня нужна школа, сочетающая лучшие традиции со всем новым. Целевая аудитория – 13 арктических и северных районов: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский.- Какова главная цель концепции?- Главная цель, как и всей государственной политики Российской Федерации в Арктике, – закрепление трудоспособного населения, занятого в развитых отраслях экономики. Безусловно, вопрос пересмотра традиционного взгляда на обучение и воспитание подрастающего поколения требует длительной и существенной структурной перестройки. Но поскольку того, кто ищет новые подходы в любом деле, почти всегда ожидает успех, мы уверены, что выполним обозначенную важную миссию по взращиванию социального капитала. Это прежде всего человеческий ресурс, человеческий капитал.- Феодосия Васильевна, в этом году в августе в Якутии запланировано проведение Ленского образовательного форума. Какие вопросы будут обсуждаться?- Продолжим обстоятельный разговор по Образовательной инициативе-2030 «Образование, открытое в будущее», принятой на XIII съезде учителей и педагогической общественности республики в октябре 2015 года. Идея данного документа – формирование открытой школы для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся. На форуме обсудим конкретные механизмы создания системы, предусматривающей выход за рамки образовательной программы. Для этого мы имеем все ресурсы – видовое разнообразие программ, инфраструктуру, технологии, интеллектуальный и творческий потенциал профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений (инженеры и техники, полицейские и юристы, музыканты и искусствоведы, художники и актеры и др.). Мы все хотим, чтобы школьники стали своими людьми не только в музеях, но и за кулисами театров, в заводских и научных лабораториях, в студиях скульпторов и дизайнеров.Форум – это замечательная возможность обменяться новыми инновационными идеями. Мы ждем участников не только из регионов Дальнего Востока, но и гостей со всей России. Уверены, каждому участнику будет что рассказать на этой открытой площадке содержательного профессионального общения.
Комментарии