search
main
0

Феномен «Лазаревки»: о людях и встречах, которые забыть нельзя

Говорят, что физик Альберт Майкельсон встретился однажды со старым приятелем и тот спросил его, чем он занимается. Майкельсон заговорил о спектроскопии. С энтузиазмом объяснил, что спектры позволяют узнать химический состав далеких звезд. И дабы окончательно сразить собеседника, объявил ему, что именно так на Солнце был обнаружен натрий. Помолчав, собеседник спросил: «Ну а кому это важно, что там есть натрий?» Слушатели, которым Майкельсон пересказывал впоследствии случившуюся историю, наградили его смехом и аплодисментами. И, возможно, рассказали обо всем друзьям и домочадцам. Те тоже смеялись, скорее всего… Но, думается, можно уверенно утверждать, что девять из десяти, если не девяносто девять из сотни, втайне спросили себя: «А в самом деле, кому это важно, что там есть натрий?»


Если посмотреть на проблему более широко, то вполне можно задаться вопросом: «А кому важно, что существуют конкурс «Учитель года» и высокая активность участников, прошедших его?» И зачем вообще все это существует? Простые и понятные вопросы, увы, далеко не всегда ведут к столь же простым и понятным ответам. Жизнь не похожа на неуклонное осуществление заранее обдуманного плана. По словам Андрея Наумовича Иоффе, жизнь напоминает написание книги – нет никаких гарантий, что книга выйдет, но важно эту книгу писать. Прозвучало это в Лазаревском 26 марта 2024 года, во второй день Межрегионального молодежного педагогического форума «От наставничества к профессионализму молодых. Содружество. Сотрудничество. Сотворчество», о чем уже было написано в третьем спецвыпуске сетевой «Учительской газеты» и к чему хочется возвращаться вновь и вновь.

Если говорить без лукавства, всегда очень непросто вести последовательный рассказ об образовательных событиях в Лазаревском. Подстерегают рутина перечислений и гнетущая боязнь пропустить что-нибудь важное. Невольно вспоминаются слова Ирины Георгиевны Димовой: «Каждый раз, когда ставлю точку в статье, думаю, все ли сказала, правильные ли расставила акценты, а вдруг что-то упустила, а еще страшнее… не назвала, не отдала должного людям, которые этого заслужили…» Приходится аккуратно вытягивать ниточку повествования из немалого клубка событий, не позволяя последнему ускользать из общего поля зрения. И если эта нить будет вдруг обрываться, нужно стремиться как-то связать ее концы, постоянно удерживая в памяти слова Антуана де Сент-Экзюпери, произнесенные Андреем Иоффе: «Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать». Возможно, Андрей Наумович именно это имел в виду, говоря о необходимости понимания ожидаемых результатов. И образовательных результатов в том числе.

Вряд ли возможен однозначный ответ на вопрос «Какое занятие можно считать успешным?». Но вместе с тем вряд ли подлежит сомнению утверждение о том, что не все образовательные события сводятся к образовательным мероприятиям, ибо образовательное событие помимо всего прочего есть еще и создание образа. И с этой точки зрения мастер-класс Олега Геннадьевича Парамонова «Дум высокое стремленье» стал безусловным образовательным событием, поскольку автору удалось не только ярко и красочно показать изменение с течением времени гражданской позиции солнца русской поэзии, но и в очередной раз убедить аудиторию в том, что, говоря словами Захара Прилепина, «…мы имеем оберег на все времена – имя Пушкина». Парадоксально, но факт: выступая на сцене, поэт Парамонов каждый раз каким-то совершенно непостижимым образом демонстрирует то, о чем пишет писатель Прилепин: «Державина Пушкин почитал за гения. Нежнейшая дружба связывала Пушкина с Чаадаевым и сложная дружба – с Владимиром Раевским. Замечательное приятельство Пушкин водил с Батюшковым и Денисом Васильевичем Давыдовым, поэзией которых был восхищен. Катенина Пушкин принимал как первого критика в России и великолепного драматурга. В Бестужеве-Марлинском видел литератора, обучившегося в России литературному ремеслу быстрее прочих. Про его отношение к Вяземскому и говорить нечего: то была любовь, хоть и, как всякая любовь, непростая… Помним, как Пушкин и Вяземский ездили в Тверь навестить опального Федора Глинку, которого Александр Сергеевич очень ценил».

Любопытно отметить и то, что после выступления Олега Геннадьевича пушкинская тема не раз и не два поднималась в последующих мастер-классах. Звучали имена Моцарта и Сальери – Ирина Валерьевна Саутина, используя метод исключения фраз, не входящих в конкретные литературные произведения, и опираясь на словесные портреты двух «сынов гармонии», составленные нейронной сетью, рассуждала о праве автора на использование недостоверной информации, подчеркивая при этом особую смысловую роль симметрии текста и знаков препинания. Ирина Анатольевна Фоменко анализировала «ароматы пушкинской эпохи», показав, что органическую химию можно вполне успешно изучать на основе технологий парфюмерного дела. А ее коллега Елена Викторовна Нечитайлова, отталкиваясь от «Медного всадника» и других пушкинских шедевров и опираясь на личный жизненный опыт, сумела разъяснить аудитории, что воспитать в ученике человека может только разносторонне развитый педагог. Как следствие, лучше всего повышать профессиональный уровень, занимаясь развитием своей личности. И как знать, не превратится ли в дальнейшем хобби в определяющую жизнь деятельность…

На фактах биографии Елены Викторовны слушатели смогли убедиться, что высокообразованный учитель химии в состоянии достичь вершин изобразительного искусства. Стоит напомнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Изоморфизм в тесном смысле есть сходство форм по причине подобия состава». Сказано это в удивительной по содержанию и не вполне понятной по смыслу работе «О единице», вышедшей из-под его пера в конце 1870 года. Любопытно заметить, что в это же время Менделеев внимательно изучал работы передвижников и писал статьи о родстве естествознания и живописи. Живописи, в которой есть, по утверждению Дарьи Алексеевны Ивановой, своя изобразительная грамота, способная подарить ученику неподкупные эмоции от познания страны образов и представлений. Страны, расположенной в пределах огромного материка под названием «Школа для счастливого детства». Школа, могущая казаться идеальной. Школа, про которую Симон Львович Соловейчик писал: «В ней прежде всего идеальные отношения… вполне подвластные директору, у которого… сердце, способное вносить мир, у которого ум… настроенный… на детей, у которого совесть, не позволяющая отступать от идеала. Часто спрашивают: «Где же взять таких учителей и тем более таких директоров?..» Ищите их в себе. Больше их негде взять, только в себе… Если у нас что-то не получается, то чаще всего виноваты не обстоятельства, нет. У нас просто не хватает воли, не хватает веры… От веры воодушевление, больше его негде взять…»

Светлане Сергеевне Ильиной хватило воли, веры и воодушевления. Хватило на то, чтобы стать директором школы и общественно-политическим деятелем, пройти через немалое количество профессиональных конкурсов и рассказать о своей жизни и творчестве на сцене в Лазаревском. Очень сложно и даже вряд ли возможно передать на словах увиденное и услышанное. «Боюсь употребить какое-то не то слово, которое надо, а слово – формула, и в делах психологической химии спутать формулу – конец, конец всему!» – писал когда-то Леонид Леонов Максиму Горькому. Но можно уверенно утверждать, не боясь «спутать формулу», что творческий вечер Светланы Ильиной никого из пришедших не оставил равнодушным и, будучи посвященным семье и простым и понятным семейным ценностям, оказался как никогда своевременным.

«Я держу в руках первый сборник песен Светланы Ильиной «Что такое семья?» …Через все ее песни проходит тема добра в семье, в школе, между детьми и взрослыми. Мелодии простые и запоминающиеся. Мне кажется, что если в школах начнут петь эти песни, то детям и педагогам будет легче объединяться, устанавливать гуманные взаимоотношения», – отозвался о творчестве Светланы Сергеевны Артур Викторович Заруба.

«Сборник «Что такое семья?», который Светлана Ильина посвятила учителям года России, стал, на мой взгляд, ее музыкально-педагогической автобиографией… Музыка этих песен, их мелодические украшения, фигурации, ритмические рисунки, тексты, большая часть которых принадлежит Светлане Ильиной, красноречиво говорят о том, что ей бесконечно дорого, интересно и ценно все то, чему она посвятила свои песни, что для нее имеет особый смысл, ведь вся ее жизнь связана с детством, школой, образованием, конкурсным движением…» – написала Ирина Георгиевна Димова.

Можно добавить: мир чист для того, кто чист сердцем, мир прост для того, кто простодушен. Анализируя свое выступление в Лазаревском, Светлана Ильина заметила: «Удивительно, на сцене мы разбирали примеры из жизни, когда наши глаза видят совсем не то, что есть на самом деле, разговаривали про радугу, а ночью мы увидели красивую лунную радугу, которая лично меня привела в восторг». Думается, напрашивается вывод о том, что нужно во всех смыслах как можно чаще поднимать глаза к небу.

«Как-то, идя с Леоновым по берегу моря, Горький, кивнув вперед и вверх, вдруг спросил:

– Чего вы туда все время заглядываете?

– Но, если не заглядывать, «человек» вряд ли будет звучать гордо, – умело ответил Леонов» (Захар Прилепин).

В Лазаревском можно заглянуть «вперед и вверх». И все это благодаря человеку, имя которого «звучит гордо». Человеку, придумавшему и подарившему учителям России «Лазаревку», – Галине Михайловне Нестеренко. Человеку, сумевшему помочь всем причастным добиться того самого единения, о котором без ложного преувеличения можно сказать словами Даниила Данина: «…острова и материки, в каком бы отдаленье ни лежали они друг от друга, все равно омываются водами Мирового океана и существуют совместно. И с чего ни начни, вращение в конце концов приоткрывает лик всей Земли».

«Мы всегда рады друг другу. И культуру такого теплого и дружеского общения нам, безусловно, показали наши талантливые наставники – участники конкурса прошлых лет, а также друзья конкурса. Именно они в очередной раз собрались в поселке Лазаревское, чтобы вдохновить, направить и поддержать молодых учителей из разных регионов. Мне удалось вырваться на один день, но зато каким он был! – эмоционально высказалась о своем пребывании в Лазаревском Евгения Константинова. И подытожила: – Мне все больше хочется учиться у вас, коллеги, общаться и встречаться вновь! Спасибо за радость и вдохновение, за новые педагогические идеи».

Можно предположить, что после слетов в Лазаревском их участники регулярно перелистывают страницы своих «книг жизни». А кто-то, быть может, дописывает новые. И, отложив в сторону перо, критически перечитывает написанное. Что-то добавит, а что-то вычеркнет. И удовлетворенно произнесет: «Спасибо, Лазаревское!»

Игорь ИЗЮМОВ, учитель физики лицея №27, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте