Последние месяцы учебы совпадают у многих студентов с полноценной работой в той или иной фирме. На поиск места они не тратят ни одного дня, потому что во время учебных практик успевают завести обширные деловые связи, их ждут как перспективных сотрудников. Конечно, не все с первых шагов получают должность руководителя. Но именно с такого события началась трудовая биография Сергея Давыдова, который уже на пятом курсе Ульяновского госуниверситета стал редактором университетского еженедельника “Вестник”.
Несмотря на свой возраст, ему недавно перевалило за двадцать, Давыдов в журналистике не новичок. Уже в седьмом классе он носил первые заметки в газету Майнского района “Ленинец”. Школу Сергей закончил с серебряной медалью и с тех пор считает: этот металл приносит ему удачу. Когда получал аттестат, твердо знал, что будет журналистом. На его счастье, в УлГУ объявили первый набор на эту специальность.
Поступил сразу и тут же начал искать, где можно подрабатывать. Причин было две: нужны деньги и без постоянной практики не стать мастером. Печатался везде, где брали. Скоро университетская газета “Вестник” пригласила его в штат, правда, платили минимальную ставку, ведь высшего образования у него еще не было. Но шестьсот рублей к стипендии были очень кстати.
Работал и на телевидении, вел передачи на частной радиостанции – надо все попробовать. Телевидение не пошло, слишком громоздко строятся репортажи. Радио поначалу нравилось. Но однажды один сменщик заболел, второй не пришел, Сергею пришлось быть в эфире почти двое суток подряд. “Я “объелся” микрофоном и не могу на него смотреть”, – вспоминает и сейчас с дрожью те события Сергей.
А вот газета ему нравится. Сергей умеет найти редкий факт. У него отличная тренированная память, если три года назад была заметка о каком-то любопытном событии, он помнит не только ее содержание, но и место в газете и кто ее написал.
Назначение редактором было для Давыдова полной неожиданностью. Но руководство университета не против выдвижения своих студентов на значимые посты.
– Я помню, еще не было 25 лет, меня назначили директором школы, – вспоминает проректор по внешним связям, маркетингу и социальному развитию, декан факультета культуры и искусства УлГУ, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Никитина. – Считаю, что молодежи надо доверять, и тогда из нее вырастут настоящие специалисты. Вот пример – за три месяца Сергей привлек в редакцию больше средств, чем за весь прошлый год.
Сергей, конечно, обрадовался назначению: открылась редкая в судьбе журналиста возможность сделать издание в соответствии со своими представлениями: яркое, умное, популярное. Однако не все складывалось так просто. В редакции его встретили хмуро. Люди хоть и знали Давыдова со второго курса, но были связаны с печатью не один десяток лет. И вдруг подчиняться студенту, заметки которого могли еще вчера и не поставить в номер? “Ветераны” в первый же день созвали собрание, на котором приняли резолюцию против молодого руководителя. Сергей растерялся. Тогда он выбрал единственно верный в данной ситуации путь – побежал на лекции. Потом, успокоившись, вечером проверил план очередного номера и стал уточнять, в каком состоянии материалы. На следующий день на лекции уже почти не было времени, а заботы редакции требовали все больше и больше внимания и сил.
Его кредо – газета должна быть интересной. Правда, все издания стараются быть интересными. Но что под этим понимать? Большинство газет не имеют четкого направления, а их материалы напоминают пересказ сумасшедшего. То редакции “залазят” в постель к Сталину, то описывают “кремлевских жен”, то отдают полосы под убийство сторожа или пожар на складе. Мода на секс и “ужасненькое” Сергея не волнует, он думает, как написать интересно о рутинном заседании какой-нибудь кафедры, ученого совета того или иного факультета, где никого не убили и не изнасиловали.
С приходом Сергея у “Вестника” появился девиз – “Путь к успеху”. Лозунг газеты, ориентированной в первую очередь на студентов, получился на редкость удачным, ведь каждый вступающий в жизнь грезит сделать карьеру. Есть у “Вестника” и другие особенности. Например, с приходом Давыдова здесь упорно ведут специальную страницу “Димитровград”. И в самом деле, как обойтись без освещения жизни второго по величине города области, где есть к тому же филиал университета.
…С весной подошло горячее время писать дипломную работу. Сергей выбрал тему, которая была ему близка и понятна: “Организация работы редакции еженедельника”. На днях сдал текст на рецензию научному руководителю. Перед этим несколько суток почти не спал. Особенно трудно дался раздел о том, как премировать сотрудников. Ни в одном учебнике не прочитать, как поднять заработную плату. До этой жгучей темы солидные доктора и профессора в столицах, где рождаются эти учебники, еще не дошли. У Сергея есть свой рецепт решения проблемы. Хочешь больше получать – больше работай.
На практике “Вестника” дело выглядело так. Сергей познакомился с директором кондитерской фабрики “Волжанка”. Он и предложил Давыдову издавать специальную газету для кондитеров. Взялись делать ее сотрудники “Вестника”, что и позволило в конце концов повысить им заработную плату. А это в свою очередь успокоило недовольных выдвижением студента, ведь работы прибавилось, на пересуды времени почти не осталось. Нельзя сказать, что руководство университета выбрало талантливого студента на непростой участок работы, да и забыло о нем. Недавно в университете студенты многих факультетов получили учебное задание разработать концепцию “Вестника”. Такие “мозговые атаки” уже проводились по другим поводам, по заказам фирм. Давыдов надеется, что ребята не только предложат свежие идеи, но помогут их воплощать. Сам он хочет укрепить связи с предприятиями города. Вот недавно беседовал с директором ЗАО “Фирма “Русь” Зинаидой Измайловой. Это предприятие обеспечивает 10% бельевого трикотажа России, и там давно поняли, что продажей надо заниматься серьезно, что рынок нуждается в постоянном и глубоком изучении. Как обойтись без маркетологов! Многие директора уже поняли, что исследовательский труд студентов стоит мало, а польза от него огромная…
О чем же договорились редактор и директор предприятия? Никаких секретов: все можно увидеть на страницах студенческой газеты, которая о производстве пишет глубоко и профессионально. За последние три месяца тираж университетского “Вестника” вырос на 20 процентов. Любой руководитель, если ему удается увеличить выпуск своей продукции, доволен. Сергей Давыдов уверен, что это только начало.
И все-таки нелегка жизнь редактора. Вот мнение федерального инспектора по Ульяновской области Александра Иванова.
– Мне нравится, как пишет “Вестник” о попечительских советах, ведь без них сейчас образованию подняться на ноги будет просто невозможно. Читаю материалы о студентах, которые уже чего-то добились. Но нет статей о правах студентов. Сейчас идет процесс объединения университетов в единые центры. Одни это одобряют, другие против. Вот и надо провести открытое обсуждение этой сложной проблемы. В Ульяновске не принято учитывать опыт других, любят на своих ошибках учиться, а это очень дорого. Много зависит от газет…
Вера ДУЮН
Ульяновск
Комментарии