Если обратиться ретроспективно к полувековой творческой деятельности выдающегося философа и психолога, замечательного лектора и талантливого телеведущего Феликса Трофимовича Михайлова (1930—2006), то в первую очередь поражает его футурологичность. Причем постоянное опережение мыслью времени, внутренний прогностизм не являлись для мыслителя чем-то искусственным, специальным. Напротив – образ будущего, его идеалы и ценности совершенно естественно оказывали всегда внутреннее влияние на все, что создавал философ. Наверное, Призвание и Долг каждого истинного мыслителя – стремиться заглянуть в будущее. Туда, где, как считается, оно уже существует и в значительной степени влияет на развитие современности.

Путь в философию
Феликс Трофимович родился 12 апреля 1930 года в г. Чимкент (ныне Шымкент) Казахской ССР. В 1954 году окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Учился на одном курсе с Раисой Титаренко (будущей Горбачёвой) и «грузинским Сократом» Мерабом Мамардашвили. Во время обучения судьба свела его с теми, с кем ему предстояло затем делать главное дело своей жизни — с Э.В. Ильенковым и В.В. Давыдовым. С 1952 по 1957 годы Феликс Трофимович в одной из московских школе преподавал психологию и логику.
Первоначальный период философской деятельности Михайлова приходится на десятилетний этап с 1957 по 1971 год, когда он преподает, а с 1959 года заведует (заметим в 29 лет и не являясь даже кандидатом наук) кафедрой философии во 2-м Московском медицинском институте (сейчас – РГМУ).
Лекции для Феликса Трофимовича были способом исследовательской работы, он продумывал и проговаривал многие темы и решения, которые потом превращались в тексты. А публикации были очень разнообразны по тематике — от истории психологии и педагогики до философии самосознания.
В это время и сложился авторский стиль лекций Михайлова — свободный полет мысли, когда речь шла о примерах или аналитических построениях, но при этом строгая композиция и логика. Не забывал преподаватель и о просветительском пафосе своих лекций — он умел их выстроить и увлекательно, и понятно, и глубоко и в нужные моменты умел поднять тон, артистично подать текст, завершить лекцию на такой ноте, после которой долгие и продолжительные аплодисменты были само собой разумеющейся реакцией аудитории.
Характерно, что Феликс Трофимович несколько лет был ведущим передачи «Философия» на Центральном телевидении в программе «Ленинский университет миллионов».
За порогом сознания
Уже первые работы Ф.Т. Михайлова удивляли своей новизной и оригинальностью. В 1963 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Гносеологические корни фрейдизма», которая заполнила вакуум содержательной литературы о психоанализе.
Философ опубликовал цикл работ, посвященных проблеме бессознательного в творчестве З. Фрейда. Феликс Трофимович одним из первых в нашей стране написал книгу о нем – «За порогом сознания» (1961). Главное было сделано – З. Фрейд в пересказе Михайлова пришел к массовому советскому интеллигенту, лишенному возможности изучать оригинальные работы австрийского психоаналитика.
Сейчас, перечитывая Феликса Трофимовича, отчетливо видишь – насколько же была пунктирна ритуальная критика и как точно были донесены важнейшие идеи Фрейда. Причем дело заключалось даже не в том, что психоаналитик был тогда, мягко говоря, не моден – вся направленность системы идей и взглядов отца психоанализа, обращенных к иррациональной человеческой личности, к бессознательному, кардинально расходилась с материалистической диалектикой, определявшей философию, психологию и педагогику того времени.
Характерно, что мысленное путешествие Феликса Трофимовича за порог сознания привлекло внимание знаменитого английского философа и историка философии Бертрана Рассела.
Загадки самосознания
В конце 1960-х – в 70-е годы происходят значительные изменения как в судьбе самого Ф.Т. Михайлова, так и в направленности его творческой деятельности. И опять он опережает время. Теперь в центре внимания оказывается «Загадка человеческого «Я». Так называлась самая известная книга философа, бесспорно, вошедшая в золотой фонд советской гуманитаристики и впоследствии переведенная на английский, французский, болгарский, чешский и другие языки. Целью ставилось создание книги, которая позволила бы студентам-нефилософам войти в напряженное проблемное поле философского сознания, помочь им увидеть в философии не специализированную форму оперирования общими понятиями, а живую душу культуры.
Изданная в уже очень далеком 1964 году книга абсолютно современна. Потому что она – о достоинстве мысли. И о достоинстве личности, отваживающейся быть собой. И о достоинстве философа, который реализует свою свободу как свободу, необходимую для других.
В этой книге мыслитель решал загадку, тревожившую его всю жизнь – загадку самосознания. Феликс Трофимович в поисках разрешения этой загадки обращался из сферы бессознательного в область, где происходила встреча общественного сознания и самосознания личности. Эта книга представляла собой самое искусное и доступное изложение философской концепции, получившей название теории культурно-исторической деятельности.
Самосознание и культура
В 1972–1984 годах Феликс Трофимович заведовал лабораторией в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР и лабораторией теоретических проблем психологической деятельности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Он один из самых ведущих психологов-теоретиков, продолжатель традиций отечественной «философской психологии».
В это же время Михайлов включается в исследования, проводимые отечественным философом Эвальдом Ильенковым, который, работая со слепоглухонемыми воспитанниками Загорского детского дома, подготовил их к поступлению на психологический факультет МГУ, а затем к защите кандидатских и докторских диссертаций. Это было настоящей сенсацией. Включившись в исследования Ильенкова не с самого начала, Михайлов сделал для себя немало важных выводов, позднее во многом определивших его творчество. Мыслителя интересовало под влиянием каких факторов развивается уникальное самосознание индивида и какую роль в этом играет общественное сознание.
Ф.Т. Михайлов осуществил ряд исследований истоков и способов развития сознания и самосознания, бессознательного, креативных способностей самосознания, природы психического и ментальности человека, психологии человеческого «Я». Центральная идея — стремление отождествить индивидуальное самосознание и общественное сознание. Это достигается способностью личности к творчеству и ее ориентацией на человечность-нравственность. А происходит все это в особом социокультурном пространстве.
Именно исследование форм общественного сознания и занимает Михайлова на протяжении 1980-х годов. В 1988 году ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Общественное сознание и самосознание индивида». Итоги осуществленного на протяжении этого периода исследования получили воплощение в коллективном труде «Культура, образование, развитие индивида» (1990) и монографиях «Общественное сознание и самосознание индивида» (1990), «Самосознание: мое и наше (1997).
Культурно-образовательные центры
В поисках организационной формы, где могло бы осуществляться воспитание личности через культуру, Михайлов в 1980-е годы обращается вновь к своей давней мечте – «выращивания» своеобразных интеллигентских поселений — культурно-образовательных центров (КОЦ), как альтернативы существующим учебным заведениям. Они могли создаваться в городском районе, в небольшом городе, на селе силами местной интеллигенции: учителей, врачей, адвокатов, музейных работников, опирающихся на свою ассоциированную собственность на землю и строения.
Смена видов продуктивно-учебной деятельности, опора на личный интерес позволяли, по замыслу Михайлова, членам КОЦа активно и деятельно приобщаться к основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом среднее общее, специальное или даже высшее образование.
Как отнестись сейчас к этому проекту Ф. Михайлова? Проще всего оценить как утопию, вспомнить Платона, «Город Солнца», фаланстеры, американские культурные поселки – сеттльменты, израильские кибуцы. Но такие центры реально и успешно действовали в нашей стране на протяжении многих лет. Как знать, может быть, именно они и станут когда-то подлинной школой XXI века.
Формирование личности в культуре
С 1984 года Ф.Т. Михайлов работал в Институте философии АН СССР (ныне РАН): главным научным сотрудником и заведующим проблемной группой «Философия самосознания». В этот период появляется ставшее в дальнейшем ключевым для философа понятие – Культура. Задачей ставилось исследование развития сознания в материале истории культуры, истории мышления как творческой деятельности человечества. Философ приходит к важнейшему для себя открытию: сознание личности творит окружающая ее культурная среда.
Ученый исследовал комплекс проблем, связанных с формированием личности на материале истории культуры, создания специального комплекса человековедческих знаний, включенных в виде предметов в учебный план высшей школы.
Основные идеи социокультурно-образовательной концепции, выдвигаемые и развиваемые в этот период в трудах Михайлова, связаны с поиском культуры, истоков и способов развития главных креативных способностей самосознания. Этот поиск велся Феликсом Трофимовичем в двух предметных областях — психологии личности, развитии личностных потребностей и тех средств и способов обращения личностей друг к другу, которые составляют корпус «надличностной ментальности культуры».
Вместе с друзьями и сподвижниками Феликса Трофимовича – Генрихом Батищевым, Эвальдом Ильенковым, Мерабом Мамардашвили, Марком Туровским, которых привлекал и восхищал его философский гений, безудержное остроумие и добродушие, он осуществил еще один «подвиг бытия» – философского погружения в систему советского образования. Для того, чтобы изнутри выйти на ее пределы и сделать так, чтобы сама школа почувствовала потребность в предельном саморазвитии, благодаря которому школа выходит за пределы узкофункционального инструмента по трансляции «знаний-умений-навыков», превращаясь в социокультурное пространство практической философии, решающей фундаментальный вопрос о сущности, предназначении и самой возможности человека.
Легендарный в 1970-е годы методологический семинар в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, заслуженно получивший имя «давыдовского», во многом организовывался и проводился силами лаборатории Ф.Т. Михайлова. «Голосами» сотрудников лаборатории – известных философов Ф.Т.Михайлова, В.С.Библера, А.С.Арсеньева, ее доброго друга Э.В.Ильенкова психология заговорила о человеке не на языке специализированных понятий (чем занималась привычная «психологическая теория»), а на языке категорий, выражающих всеобщий смысл и суть человеческого бытия. Семинар превратился в своего рода оазис живой свободной мысли в самом центре Москвы, куда по понедельникам стекалась интеллектуальная публика для того, чтобы услышать Э.В. Ильенкова и В.В. Давыдова, А.С. Арсеньева и В.С. Библера, В.А. Лекторского и Г.С. Батищева, М.К. Мамардашвили и Г.П. Щедровицкого. К этому источнику чистой воды жадно тянулось молодое, растущее психологическое сознание. Большой зал, рассчитанный на 400 человек, никогда не мог вместить всех желающих.
Весь этот интеллектуальный потенциал был воплощен в выдающейся книге с тяжелой судьбой «Философско-психологические проблемы развития образования» (1981), где Феликс Трофимович был соредактором и автором трех принципиальных глав. Именно эта книга во многом предвосхитила, а точнее, создала идейную почву для той «революции» в российском педагогическом сознании, которая произошла позже, уже на волне «перестройки».
В центре всего находится Личность
В 1990-е годы Феликс Трофимович органично переходит к новому творческому этапу. Он становится академиком Российской академии образования. В данной связи мыслитель сформировал философские основы новой педагогики. Ее смысл в том, что предметом образовательной деятельности являются культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто, так или иначе, включается в пространство образовательной деятельности.
Мыслитель предлагал убрать все промежуточные дидактические звенья и напрямую соединить две главные категории педагогики: цель и личность. Главное, что провозглашал тогда Феликс Трофимович, – в центре всех педагогических исследований должна находиться Личность.
В социоориентированной советской педагогической науке это звучало подлинным и смелым откровением. Было несколько ключевых философских вопросов, которые задавали в то время координаты творческого поиска: «Как возможен человек?», «Как возможно образование человека?», «Как возможна внутренняя свобода человека?». Но мало было задать все эти вопросы и развернуть некоторую сумму изящных интеллектуальных построений. Надо было осознать эти вопросы как ключевые для современной культуры.
На этой основе и строил Феликс Трофимович Михайлов свою фундаментальную теорию образовательной деятельности. Обсуждал ее в поездках по стране, в диалоге с авторами культурно-образовательных инициатив. Вот так и создавалась им на деле подлинная культурно-историческая педагогика будущего. Михайлов резко выступал как против авторитарных подходов в воспитании, сводящихся к манипулированию личностью на основе априорно навязываемых ей стереотипов, так и свободного воспитания, когда процесс саморазвития личности обуславливается исключительно его индивидуальным самосознанием.
Концепция обращений
В начале ХХI века для Феликса Трофимовича наступает время синтеза. Происходит его возвращение в Медицинскую академию. Он занимается созданием комплекса пособий, связанных с перестройкой высшего образования на основе обращенности к проблемам человека. С 2004 года ученый преподавал в МГУ, где был профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии психологического факультета, читал курсы на философском факультете и факультете повышения квалификации.
Более всего мыслителя в начале ХХI века занимали проблемы человековедения. «Соль» философии и квинтэссенция философской и теоретической психологии Ф.Т. Михайлова едина – все посвящено человеку и способам его познания. На этом, завершающем, этапе своей научной биографии мыслитель создает свою «концепцию обращений», которая, по его мнению, была призвана лечь в фундамент «общего человекознания». По Ф.Т. Михайлову, любое человеческое действие приобретают культурную форму в силу того, что наполняется смыслом общезначимого обращения к другим людям.
С точки зрения мыслителя культура представала как сфера воплощенных обращений людей друг к другу. В логике этих обращений понимался процесс как творения культуры в истории, так и ее освоения в ходе индивидуального развития.
И примечательно, что внутренний дискурс философа-психолога-культуролога вновь приводит Феликса Трофимовича к размышлению над проблемами образования. Это отражается в его завершающих и главных книгах: «Избранное» (2001), «Самоопределение культуры» (2003) и уже посмертном труде «Самосознание и культура» (2009). В них содержится конструирование «предельных оснований» мышления о духе и душе, сознании и самосознании, культуре и истории, мышления о самом мышлении.
Философия воплощенная в жизни
Феликс Трофимович отдал философии всю жизнь. Но дело не только в этом – он сам был воплощенной философией! Попыхивая неизменной трубкой, он вел свой бесконечный сократовский диалог, показывая, как истина рождается в размышлении, свободном полете мысли.
Феликс Трофимович был человеком с абсолютным слухом. Он вслушивался в своего собеседника и когда слушал, то получал истинное наслаждение. И самое главное в том, что он по-настоящему слышал саму мысль. Разумеется, в том случае, если эта самая мысль была в наличии. И вступал в мгновенный диалог с этой мыслью, актуализируя собственное поле смыслов, но ни в коем случае не подавляя мысль собеседника, не навязывая ему свое понимание, а создавая для него и его мысли дополнительное пространство развития. И оттого диалог с Михайловым никогда не унижал, но всегда возвышал достоинство собеседника.
…Феликс Трофимович умер 22 февраля 2006 года. Россия потеряла великого философа, последнего в этом эпохальном ряду отечественных мыслителей. Спасибо, что у нас был Феликс Трофимович Михайлов. Но кто, сейчас выполняет его миссию?
Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии