Цели: знакомство с творчеством поэта Серебряного века К.Д.Бальмонта, формирование интереса к читательской деятельности, формирование нравственной личности ребенка.
ЗадачиОбучающие:- ознакомить с книгой К.Д.Бальмонта «Фейные сказки»;- активизировать и расширять словарный запас у школьников.Развивающие:- способствовать развитию познавательного интереса у детей, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;- создавать условия для развития всех типов каналов сенсорного восприятия информации.Воспитательные:- формировать сознательную установку на ответственное отношение к окружающему миру: природе и людям;- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);- совершенствовать навыки совместной деятельности.Оборудование:- выставка книг К.Д.Бальмонта;- рисунок Феи;- цветы из бумаги с ароматами духов;- снежинки розового, желтого, красного и черного цвета по 15 штук;- кусочки ситца, драпа и атласа по 5 штук;- стебли укропа (замена – соломинки для коктейля) в количестве 25 штук, мыльный раствор;- диск со звуковыми фрагментами;- мультимедийная установка.Ход мероприятияВедущие: Дорогие друзья! Сегодня мы проведем с вами познавательно-игровое занятие. Мы будем путешествовать по сказкам, но сказкам необычным – «Фейным сказкам», которые написал великий поэт земли Ивановской Константин Дмитриевич Бальмонт. Впервые сказки были изданы в Москве в 1905 году. К большому сожалению, эту книгу очень трудно найти на наших книжных полках. Но мы смогли отыскать ее в Интернете и предлагаем вам с ней ознакомиться. В сборник вошло 71 стихотворение. Константин Дмитриевич Бальмонт написал их для своей четырехлетней дочки Нины (сам он ласково называл ее Ниникой). В этих сказках он хотел показать дочке красоту родной природы, многообразие живого мира, доброту русской души. Хотел научить ее представлять, ощущать, слышать окружающий мир.А вы любите сказки?Дети: Да!Ведущие: Если книга называется «Фейные сказки», то какой сказочный персонаж здесь будет встречаться чаще других?Дети: Фея.Ведущие: А кто может рассказать нам про Фею?Ответы детей.Ведущие: Если Фея волшебница, значит, мы будем путешествовать с вами по каким сказкам?Ответы детей.Проводится физкультминутка.Ведущие: А как вам кажется, ребята, все цветы пахнут одинаково или каждый по-своему?Ответы детей.Ведущие: Мы даем вам понюхать цветы. Аромат какого цветка вы почувствовали?Ведущие дают детям возможность почувствовать аромат цветочных духов. Для этого на цветах в серединках вклеены «пробники» незабудки, жасмина, ландыша….Ответы детей.Ведущие: Сейчас, ребята, мы предлагаем вам внимательно послушать стихотворение Бальмонта «Прогулка Феи» и почувствовать ароматы цветов и растений, о которых здесь пойдет речь.Запахи каких растений вы смогли почувствовать?Ответы детей.Ведущие: Молодцы, ребята! Действительно, в этом стихотворении можно было почувствовать запахи рябины, повилики, анютиных глазок, васильков, незабудок, хмеля.Константин Дмитриевич Бальмонт очень любил родную русскую природу. «Фейные сказки» можно по праву назвать энциклопедией природы нашего Ивановского края, читая, вы встретите в них около 30 названий растений и 10 деревьев и кустарников.Проводится физкультминутка.А вы знаете, ребята, что в природе не существует двух одинаковых снежинок? Несмотря на то что все они имеют шесть лучей, каждая из них имеет свою форму.Часто перед сном детям родители читают сказки, чтобы малышам приснились красивые разноцветные сны. И мы предлагаем вам чуточку отдохнуть. Итак, закройте глаза и послушайте стихотворение «Фея и снежинки».Просыпайтесь! Красивая сказка?Дети: Да!Ведущие: Какого цвета сны могут увидеть ребята, прослушав эту сказку?Дети: Белого.Ведущие: Действительно, в природе снежинки белые. Но мы же с вами в сказке! Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам сделать эту сказку цветной, чтобы нашей Фее было радостно и весело.Для этого вам необходимо выбрать понравившуюся снежинку и разместить ее около Феи.С подноса ребята выбирают разноцветные снежинки, приготовленные заранее, желтого, красного, розового и черного цвета и размещают их вокруг рисунка Феи на доске.Дети выполняют задание.Ведущие: Посмотрите, ребята, вокруг Феи порхают снежинки желтого, красного, розового цвета. Почему большинство из вас выбрали эти цвета?Дети объясняют.Ведущие: Да, ребята, вы правы. Эти цвета – цвета радости, веселья, хорошего настроения. А какие еще цвета вы можете добавить к этой группе?Дети называют.Ведущие: А как вы думаете, почему нет (или мало) черных снежинок?Дети объясняют.Ведущие: Правильно, черный цвет – мрачный цвет, и у нас он ассоциируется с плохим, грустным настроением. А какие цвета можно добавить в эту группу?Ответы детей.Ведущие: Ребята, нашу Фею окружают снежинки трех (четырех) цветов, а если вы прочтете все «Фейные сказки» Бальмонта, то сможете встретить в них около двадцати цветов и их оттенков (алый, золотистый, пурпурный, лазоревый, бирюзовый, изумрудный).А сейчас мы отправляемся в новую сказку, где будем учиться слушать. Но для этого нужно немного потренироваться. Предлагаю вам сейчас превратиться в жуков и пожужжать «ж-ж-ж». А сейчас представьте, что вы кукушка – «ку-ку, ку-ку».Нам предстоит попасть в лес, а в лесу может случиться всякое, можно заблудиться. Давайте вполголоса крикнем «ау», ведь нас целый хор.Крикнули, теперь нам ничего не страшно. Кричать мы умеем, а слушать?Предлагаю вам послушать стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «За грибами» и запомнить, о каких звуках в нем пойдет речь.Какие звуки смогли вы здесь различить?Ответы детей.Ведущие: Молодцы! Отличились самые внимательные. В этом стихотворении автор передает многообразие звуков: гул, хор, бас, тенор, шуршание, стрекотание и другие.Конечно, это задание было очень трудным. Но умение слушать – очень важное качество, которое нужно развивать, и я предлагаю вам поиграть.Детям предлагается прослушать звуковые фрагменты. После каждого они должны дать ответ, что это было: гром, журчание воды, звуки ветра, птичье пение.А может, кто-то определил, какая птица поет?Ребята, сейчас мы прослушали, как поют птицы. Вам понравилось? Как вы думаете, можно ли определить птиц по их пению?Ответы детей.Ведущие: Действительно, мир птиц тоже многообразен, порядка 10 их названий можно встретить в сказках Бальмонта. (Стрижи, журавли, снегири, воробьи…) Давайте послушаем, как поет трясогузка, а сейчас давайте ознакомимся с соловьиной трелью.Проводится физкультминутка.Ведущие: Вот мы уже и в следующей сказке, где нас ждет новое задание. Предлагаем вам потрогать кусочки ткани и определить, какая из них самая грубая и самая приятная на ощупь.Детям предлагается пощупать кусочки ситца, драпа и атласа. Дети отвечают.Ведущие: Да, ребята, кусочки ткани были совершенно разные. Наиболее грубая ткань – это драп, из него шьют пальто, куртки. А это кусочки ситца. Именно из этой ткани чаще всего шьют постельное белье, поскольку оно доступно каждому. А вот постельное белье из атласа можно встретить не так часто, поскольку это дорогая ткань. Какую же из этих тканей вы предложили бы Фее для постели, чтобы ей снились красивые, приятные сны?Ответы детей.Ведущие: А теперь давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение с мнением Феи из сказки Константина Бальмонта.Читается стихотворение «Шелковинка» (название не читается).Совпало ли ваше мнение с мнением Феи? Чем же была застелена постель Феи?Ответы детей.Ведущие: Правильно! Из атласа. Но сказка, ребята, называется «Шелковинка». Потому что атлас – это плотная шелковая, с гладкой блестящей лицевой поверхностью ткань.Вы любите забавы? Послушайте, какие забавы были у нашей Феи.Читается стихотворение «Забавы Феи».Чем же любила забавляться Фея? И почему ей это нравилось?Ответы детей.Ведущие: А кто сам пробовал пускать мыльные пузыри, поднимите руки?Дети поднимают руки.Ведущие: Конечно, это так весело и здорово! Наша игра-путешествие, как и все сказки, должна закончиться хорошо! И мы предлагаем вам игру «Чудо-пузырики».Детям раздаются соломинки и мыльный раствор. Они пускают пузыри.Ведущие: Итак, предлагаем вам занять свои места. Сегодня мы с вами использовали информацию, полученную с помощью органов чувств: глаз, носа, кожи, ушей. Скажите, ребята, какой орган чувств не был задействован?Дети: Язык.Ведущие: А с помощью языка какую информацию вы получаете?Дети: Вкусовую.Ведущие: Вы не поверите, но в «Фейных сказках» можно найти произведения, которые помогают развивать воображение, связанное с вкусовой информацией. Вспомним несколько строк из стихотворения «Осень».Кто пробовал ягоду бруснику, согласится с нами, что вкус ее горьковато-кислый.Всем нравится такой вкус?Ответы детей.Ведущие: А какой вкус предпочтителен для многих из вас?Дети: Сладкий.Ведущие: Фея тоже любит сладкий вкус. И сегодня она за ваше внимание, старание, любознательность вручает вам свой сладкий подарок (конфеты).Ведущие: Сегодня мы с вами не только играли, но и учились. Учились слушать, запоминать, понимать, ощущать, представлять, включали воображение, «Фейные сказки» Константина Дмитриевича Бальмонта помогали нам в этом. А воображение – это путь к творчеству. Мы очень надеемся, что все вы будете творческими людьми, а значит, не будете равнодушными и совершите много открытий, которые смогут сделать наше государство крепким, могущественным, красивым и успешным. И пусть девизом в вашей жизни станут слова Константина Дмитриевича Бальмонта: «В бесконечности стремленья бесконечность достиженья».Прим. ред. Полностью текст игры-путешествия, а также презентация к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/211Людмила ИВАНОВА, ведущий библиотекарь филиала №1 МУ ЦБС детских библиотек администрации Иванова и Ивановской области; Светлана ПЕЧНИКОВА, учитель начальных классов гимназии №44 Иванова, фото из школьного архива
Комментарии