В МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Школьное образование в эпоху фейков». Участники мероприятия постарались всесторонне осветить тему и ответить на ряд вопросов: сколько соотечественников интересуются новостями образования и каким источникам доверяют, откуда чаще всего поступает недостоверная информация и какие риски несет, каковы механизмы защиты детей от лжи в информационном поле?
Всероссийский центр изучения общественного мнения в августе провел исследование, как взрослые жители нашей страны относятся к проблеме информационной безопасности школьников. Об этом рассказал участникам пресс-конференции генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Сотрудники опросили 1600 респондентов из 80 регионов России, включая 500 городов и поселков городского типа, а также 100 сел.
По словам Абрамова, более трети респондентов (37%) отметили, что за последние 2‑3 года их дети и внуки сталкивались с недостоверной информацией, получаемой по тем или иным каналам. Чаще всего подобная информация находилась на интернет-сервисах и сайтах (22%), реже – в социальных сетях (19%) и на телевидении (11%). В 10% случаев она исходила от сверстников и друзей, в 6% – от знакомых. Примечательно, что при этом около половины опрошенных (45%) ответили отрицательно.
Исследователи спросили 1600 россиян, интересуются ли те новостями о школьном образовании в нашей стране. Действительно, коль скоро огромное количество жителей России либо учатся, либо учат, либо являются родственниками тех и других, это в той или иной степени интересует большую часть граждан (86%). Из них 29% внимательно следят за информацией такого рода, а 57% хоть и не ищут ее специально, однако часто смотрят и читают, если она им попадается.
Очень интересными оказались результаты ответа на вопрос «Каким источникам информации о школьном образовании вы доверяете больше всего?». Несмотря на далеко не идеальные отношения многих семей со школой и педагогическим сообществом, 52% респондентов заявили, что больше всего доверяют как раз учителям и администрации образовательных организаций, 43% – официальным информационным ресурсам, включая сайт и аккаунты Минпросвещения в социальных сетях. Чуть более четверти (27%) самыми достоверными источниками информации считают своих близких, друзей и знакомых, а 16% не доверяют никому, кроме неофициальных каналов – независимых СМИ, негосударственных образовательных сайтов, форумов, групп в соцсетях и пр. И только 4% признались, что телевидение для них по-прежнему остается главным источником новостей, которым можно верить. Кстати, 3% опрошенных ответили, что никаким источникам они не доверяют.
«Доверяй, но проверяй» – принцип, испытанный временем. 73% опрошенных на вопрос, как они поступят, если та или иная информация кажется им сомнительной, ответили, что, конечно же, постараются ее перепроверить. А вот каким образом? 45% из них пойдут на официальные сайты (Минпросвещения, Рособрнадзора и пр.), 31% обратятся к учителям и школьной администрации, 16% спросят у друзей и знакомых, 10% постараются узнать правду из неофициальных источников в Интернете, 9% – в чатах родительских сообществ, мессенджерах и пр. А вот 23% сказали, что, даже если что-либо кажется им недостоверным, они не станут ничего перепроверять, потому что им все равно.
Практически все опрошенные (за ничтожным исключением (<1%) считают, что детей надо не просто защищать от недостоверной информации, но и за это кто-то должен нести ответственность. 70% граждан на первое место в списке таких ответственных лиц поставили родителей и семью, 36% – учителей и школу, 25% – федеральные власти в целом, 14% – Минпросвещения, 10% – правоохранительные органы.
И вот тут, как говорится, хотелось бы поподробнее.
– Обратите внимание: впервые за последние годы так много опрошенных назвали главным источником информации именно учителей и администрацию школ, – отметила заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова. – Уверена, далеко не в последнюю очередь это стало результатом комплекса мероприятий, проводимых в рамках Года педагога и наставника. Что же касается ответственности, то мы прекрасно понимаем: прежде чем возлагать ее на семью и родителей, необходимо научить самих взрослых, рассказать им об основных угрозах, исходящих из Интернета, дать инструкции, как можно защитить детей от кибермошенников, кибербуллинга, как распознать фейковую информацию и пр. Мы со своей стороны делаем все, что от нас зависит, в этом плане. Например, у нас уже не первый год проходят по стране уроки «цифры», посвященные в том числе и информационной безопасности, пользуется большим успехом просветительский проект «Цифровой ликбез», огромное количество педагогов регулярно проходят курсы повышения квалификации, в которых обязательно предусмотрены также и темы безопасности. Минцифры запустило проект «Цифровая грамотность», мы вместе с ними создали федеральную государственную информационную систему «Моя школа», и с 1 сентября этого года все учителя могут воспользоваться огромной библиотекой цифрового контента. Мы гарантируем, что учителя, ученики и родители найдут на этой платформе исключительно проверенный цифровой образовательный и воспитательный контент (более 13000 уроков), расписания, домашние задания, оценки, журналы и т. п. По подсчетам специалистов, использование ресурсов ФГИС «Моя школа» позволит педагогам-предметникам в течение учебной недели сэкономить не менее 17 часов драгоценного времени, которого всегда не хватает.
Представитель Академии Министерства просвещения Российской Федерации Максим Костенко подтвердил слова Анастасии Владимировны. Все курсы повышения квалификации, которые Академия просвещения реализует по более чем 60 программам, позволяют ежегодно не только обучить порядка 140000 педагогов по всей стране, но и дать каждому необходимый минимум в плане цифровой грамотности и информационной безопасности.
– Также мы рассказываем нашим учителям и представителям органов руководства образованием об отечественных разработках, призванных в рамках импортозамещения обеспечить переход с иностранного софта на российский, – отметил Костенко. – Речь идет не только о платформе «Сферум», которая позволяет учиться и общаться онлайн школьникам, учителям и родителям, но и о многих других программах и системах. Мы также создали реестр программ повышения квалификации и теперь можем ручаться, что любой педагог, который приходит в наши учреждения, будет проходить обучение исключительно по верифицированным программам, ему будут предоставлены только те материалы, методическая ценность которых подтверждена нашими экспертами.
Учитель истории московской школы №854, учитель-блогер, член Всероссийского сообщества наставников-просветителей Александр Оджо заметил, что каждый педагог хочет, чтобы дети интересовались его предметом и учились с интересом. В этом смысле современные технологии (прежде всего информационные) позволяют с максимальным эффектом привлечь внимание к тем же истории, химии, географии или литературе, распространив образовательный процесс еще и на цифровую среду.
– Каждому педагогу необходимо быть в тренде, понимать, что сегодня наиболее актуально то, что интересует наших детей и чем можно успешно пользоваться в процессе обучения и воспитания, – сказал Оджо. – Но современный мир постоянно меняется, и нужно все время следить за новинками, за тем, что появилось на рынке и в информационном пространстве. Поэтому созданный при Министерстве просвещения Совет учителей-блогеров довольно скоро превратился во Всероссийское сообщество наставников-просветителей, ибо настоящие учителя – это больше, чем просто блогеры. Мы вместе со своими учениками и коллегами создаем проекты, изучаем источники, выявляем фейки. И эта деятельность дает и нам, и нашим ученикам те самые компетенции XXI века, которые так необходимы для успешного развития.
…В сухом остатке этого мероприятия можно выделить следующее: доверять надо только официальным источникам, которые можно проверить с помощью других официальных источников; учителям, директорам и завучам верят все больше, и это хорошо; настоящий педагог – тот, который владеет цифровой грамотностью и способен отличать ложь от правды; совместная деятельность учителя и ученика, в том числе в цифровой среде, идет на пользу обоим.
Единственное, чего не хватило лично мне, – это валидного (годного, действительного, законного, весомого, обоснованного) определения слова «фейк», вокруг которого, собственно, и была выстроена вся пресс-конференция. Вскользь прозвучало, дескать, «фейк – это целенаправленная ложь с элементами правды». И даже словарь трактует это слово так: «Фейк – что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение».
Между тем, когда мы рассуждаем о фейках, это практически всегда имеет негативный контекст, что вполне справедливо. Грубо говоря, кто-то нас хочет обмануть, и это, разумеется, очень плохо. Почему? Да потому что фейк, как правило, преследует цель навредить человеку, а не просто ввести его в заблуждение и сделать это на пользу кому-то.
А вот тут как раз кроется ущербность трактовки. Ведь ровно тем же самым, получается, занимается огромное количество людей, включая и учителей, и журналистов, и писателей, и художников, и скульпторов, и актеров, и политиков… Мы ведь часто даем людям (и детям в том числе) представление о чем-либо в сильно упрощенном, отредактированном варианте, но делаем это вовсе не со зла и не во вред, а чтобы им было проще прочесть и усвоить, а нам – легче донести до них главную мысль. Как говорил Пабло Пикассо: «Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду». Абсолютная и неискаженная правда может быть мало интересна, потому что слишком суха и сложна, а вот в отредактированном виде она приобретает совсем другие черты. Поэтому люди охотнее смотрят художественные кинофильмы, а не хронику, читают статьи, а не стенограммы.
И что, прикажете все это называть фейками? Нет, тут нужно какое-то другое слово…
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии