В прокат вышел фильм-фэнтези «Школа волшебства» режиссера Паолы Ранди. Картина – приквел к другому фильму – «Колдунья приходит ночью». Однако тем, кто не смотрел предыдущую часть, любопытно будет увидеть и «Школу волшебства», ибо это экранное фэнтези – отдельное и самостоятельное произведение.
Фильм изобилует всем, чем так богаты не только европейские сказки и Средневековье, но и вся мировая культура. Мы увидим безутешную мать, пытающуюся спасти маленького ребенка от гибели путем сплавления его по лесному ручью: «Бог даст, выплывет, спасется… Быть может, добрые люди возьмут к себе». Нам откроются таинственный лес и деревянный сруб, полный снадобий и старинных книг по магии и приготовлениям различного употребления зелий и лекарств. Мы пройдем по узеньким улицам городков Италии, по которым бродят сварливые и жестокие бароны, отдающие приказы сжигать ведьм на кострах… Мы даже вспомним латинскую пословицу «Nolite mittere margaritas ante porcos», а также волшебницу Цирцею и многострадальную команду отважного Одиссея. Все будет в фильме-фэнтези – от Античности и христианства до поверий и современных танцевальных мелодий, знакомых каждому из нас. Мы столкнемся с жестокостью, несправедливостью, местью, впрочем, иронией тоже, а в итоге победит, конечно, доброе начало. Но обо всем по порядку.
Кто знает, для чего и зачем ты родился на свет? Хотелось бы думать, что все же жизнь окажется счастливее, чем случается. Вероятно, так и думала маленькая Паола (Зои Массенти), мать которой не смогла оставить у себя дочь: злой барон (Фабио Де Луиджи) истреблял не только женщин (как ему казалось, ведьм), но и их детей. На то у него были свои причины, но спасаться от преследований барона все равно нужно. Паола, озорная девчонка-подросток, промышляла кражами, на большее сирота и претендовать, казалось бы, не может. Самое «заветное желание» – стащить из церкви Мадонну с колокольчиками и колесить по Италии. Куда уж ей быть мамой, воспитывающей много-много детишек, даже если в тебя влюблен преданный тебе дружок?! Вот только в этом ли призвание маленькой Паолы? И Паола ли она на самом деле?
Много приключений придется отведать бесстрашной Паоле, пока она не станет доброй феей Бефаной, приносящей подарки к Рождеству всей итальянской детворе. Тут уместно сделать небольшой экскурс в итальянскую мифологию. Бефана – аналог наших Деда Мороза и Бабы-яги. Иногда подобный персонаж народного итальянского фольклора изображают в виде злой старухи, но чаще – молодой женщины. Нередко она проходит в дома через дымоход, принося послушным детям подарки в чулке, плохим же – угольки. День Бефаны итальянцы отмечают накануне Богоявления (6 января). Именно у нее согласно преданию волхвы не получили отказа в ночлеге, уж больно домик у Бефаны был аккуратным и чистым. Однако женщина отказалась последовать дальше с волхвами, надо было еще много сделать по хозяйству. Когда же спохватилась, взяв подарки, было поздно. Так и одаривает добрая фея детишек, разыскивая того самого младенца… За день до Богоявления в Риме и Флоренции сооружают большое тряпичное чучело – куклу, которую носят по улицам и площадям, затем сжигают. Вот такое смешение язычества и христианства, существующее на Апеннинском полуострове еще со времен древних римлян. Вернемся все же к фильму. Перевоспитание и обретение себя, какой ты замыслена, полезно, знаете ли. В домике у доброй феи Долорес (Моника Беллуччи) все спасенные ею от костра дети занимаются не только уроками доброй магии, но и трудом. Долорес добра и справедлива, красива и мудра, временами, правда, разговаривает по-французски, будто бы вспоминая что-то из своей прежней жизни. Быть может, у нее тоже был ребенок?..
Попала в тот домик Паола по стечению обстоятельств, которые, конечно, происходят не просто так, она одна из спасенных детей. Пришлось и ей поработать – кормить скотинку – совершенно чудную коровку, ворошить сено, успокаивать маленького мальчика, который никак не мог заснуть, зовя маму. Доброй магии Паола также обучается, впрочем, не без ошибок (у кого их нет!), но тем не менее в итоге становится той самой доброй феей Бефаной, не только спасающей множество детей из коварных лап и заточения барона, но и дарящей целые фейерверки из конфет.
Картина полезна как для детей, так и для взрослых, настоящее семейное кино. Детям понравятся и сюжет, и работа художника: Франческо Фриджери работал не только над такими известными картинами, как «Легенда о пианисте», «Страсти Христовы», «Малена», но и над сериалами «Великолепные Медичи», «Медичи: Повелители Флоренции». Кроме этого, надеюсь, что подростки узнают и себя – озорных, временами непослушных, но тем не менее способных на благородные поступки, милосердие, ответственность за свои поступки (да-да, добрая фея Долорес учит в том числе и этому). Взрослым же стоит тоже присмотреться к себе повнимательнее. Конечно, мы желаем детям добра, вот только против воли осчастливить родное чадо не получится. Мало того, подобное «осчастливливание» приведет к еще более пагубным последствиям. Злой барон не просто так стал злым и мстительным, но свою порцию угольков получил по заслугам. Шанс стать другим предоставляется каждому. Воспользоваться или нет – дело человека. Но никакие дети не должны оставаться забытыми и брошенными, кто-то должен о них заботиться и приносить радость, вероятно, и не родители (всякое в жизни случается, бывает, что и от кинжала погибнуть можно). Главное, чтобы был тот, кто тебя может спасти.
Комментарии