В субботу, 26 октября, в колледже сферы услуг №44 ждали и готовились к встрече гостей.Уже на подходе к зданию колледжа на Кастанаевской улице прохожих встречала бодрая музыка, а вход кокетливо завернулся в гирлянды из воздушных шариков.
Но самое главное было скрыто от глаз случайных зевак стенами, поскольку предназначалось только для гостей. Для самых дорогих гостей – старшеклассников и их родителей.В нынешнем учебном году Департамент образования совместно с московскими колледжами проводит профориентацию школьников новыми методами. Вместо скучноватых дней открытых дверей, на которых старшеклассники откровенно скучали, отбывая обязательную повинность и слушая лекции на тему «Есть ли жизнь на Марсе», каждый колледж теперь должен своими силами организовать увлекательное шоу, способное донести до подростков все самое интересное, что только есть в той или иной профессии. Потенциальный абитуриент должен с головой погрузиться в игровую среду освоения профессии – в профессиональную среду. Именно такое название – «Профессиональная среда» – и получил общегородской проект по ознакомлению с азами профессий, столь необходимых городу. Необычный подход проявился уже на стадии выбора заинтересовавшего мастер-класса, на который школьнику необходимо было зарегистрироваться на интернет-сайте Департамента образования по адресу http://ps.educom.ru.Еще год назад колледж №44 готовил только поваров и кондитеров, но в декабре 2012 года были слиты три колледжа – поварской, банковский и парикмахерский, и сегодня там существуют три факультета, на которых обучают более двух с половиной тысяч студентов поварскому искусству, индустрии красоты, а также банковскому делу и финансам. В свою очередь каждый из этих факультетов предлагает абитуриентам изучить самые разные специальности. Можно стать профессионалом в области современного делопроизводства и компьютерного документооборота или в области защиты информации. Те, кто хотел бы работать в банке, могут изучить работу операциониста. Можно изучить поварское искусство, стать кондитером или технологом пищевого производства. Наконец, можно научиться делать людей стильными и красивыми. В субботу школьники могли побывать на своеобразной «экскурсии в профессию», собственными глазами увидеть, как работают студенты, преподаватели, и даже поучаствовать в этой работе, став моделью или «пощупав» профессию руками. Стоит отметить неформальный подход организаторов к работе со старшеклассниками. Был тщательно продуман процесс ознакомления с профессией, причем обдумывание проводилось с точки зрения юного гостя, с учетом самых неожиданных решений и фантазий, бесконечно далеких от формальной логики, но постоянно роящихся в голове подростка. Честно говоря, это адов труд для взрослого человека. Краеугольным камнем программы стала полная свобода передвижения гостей между мастер-классами, общее количество которых перевалило за два десятка. Никакого давления на ребят, никаких обязательных посещений. Маршрут был, но движение посетителей направлялось исподволь, с помощью студентов-волонтеров, переодетых… цыганами и пиратами. Кроме того, по этажам постоянно шастала «криминальная парочка» – Кот Базилио и Лиса Алиса, придавая мероприятию дополнительную интригу. Волонтеры явно обладали артистическим талантом, действовали раскрепощенно, смотреть разворачивающийся спектакль было любопытно даже вполне взрослым классным руководителям. Глаза же подростков округлялись регулярно: то клад, спрятанный на этаже, ищем, то на очередном мастер-классе оказываемся, то французские канапе пробуем, запивая молочным коктейлем, приготовленным по авторскому рецепту, то перемещаемся в кресло клиента салона красоты. В коридоре слышится голос: «Дашка, беги на временные татуировки – там твоя очередь подходит, а я буду в уходе за ногтями. Смотри, какую мне косичку забабахали…» Все больше вокруг становилось девочек с разрисованными мордашками. Они вдохновенно вертелись перед зеркалами, ревниво следя за соседками: а вдруг те нашли еще какой-нибудь мастер-класс? Индустрия красоты заработала на полную мощность. Р-раз… И из комнаты выходит небольшая группка преображенных подростков. Р-раз… И в холле, где перед мольбертами сидели подрастающие художницы обычного школьного вида, сидят те же девчушки, но уже с модными затейливыми косичками.«Не получилось!» – яркая пиратка хоронит мечты очередного «кладоискателя». Ничуть не расстроившись, он устремляется в соседнюю аудиторию, где рассказывают о современных банковских технологиях. «…Кладем ваши деньги в специальный пакет, – ведущая мастер-класса демонстративно укладывает учебную пачку купюр и показывает сам пакет, – и заклеиваем его. Теперь вскрываем и снова заклеиваем… Вот здесь появляется надпись – СТОП, ПАКЕТ БЫЛ ВСКРЫТ! Это специальная технология, гарантирующая сохранность перевозимых денег». Рядом студентка третьего курса дает пояснения по многочисленным средствам защиты банкнот от подделок. После такого мастер-класса гости снисходительно смотрят на вороватую парочку – Алису и Базилио.Было представлено и перспективное направление работы колледжа – швейное. Школьники могли проявить творческие задатки и попробовать выжигание по ткани. Несколько совсем юных детишек, просочившихся в ряды старшеклассников и, судя по раскрашенным носам и щекам, прошедших все этажи, тихо спорили о самом для них интересном – кто первый сядет за аппарат. «Ну и ладно, – обиженно говорит невезучая вторая, – а я пойду ленточками вышивать…»На первом этаже две студентки, помогавшие мастеру карвинга, устало присели в углу и съели по кусочку отработанного реквизита. Рядом, на столе, стоят две тыквы, превращенные умелыми руками в две корзины с цветами и фруктами, у корзин лежат осенние листочки, вырезанные из дыни. Ах да! За окном-то – осень. Мысль медленно покидает сферу уроков волшебства и так же медленно возвращается к реальности. В раздевалке худенький паренек в форме кадетского корпуса Следственного комитета России не спеша надевает шинель, хотя по глазам видно, что мысленно он еще где-то там – на этажах. Объясняет, что пришел узнать правила поступления, что собирается поступать на банковский факультет, что о колледже узнал от отца, что праздник знакомства с профессией ему понравился… Недалеко одевается стайка девочек с разноцветными носами и кошачьими усами, нарисованными на щеках. Классные руководители пишут отзывы – обратная связь. Или учителя – люди добрые, или действительно им понравилось, но признаков недовольства в отзывах нет. «Нет, не перехвалим, – смеется одна из учительниц. – Организовано все было здорово. Главное – понравилось детям. Теперь они придут в школу и расскажут тем, кто остался дома, что на «Профессиональную среду» стоит ходить. Тут очень интересно». Школьникам действительно понравилась легкая, непринужденная, почти игровая атмосфера встречи. Очень понравилась коммуникабельность студентов и их доступность для неформального общения. Студентов-волонтеров действительно было много, они могли без ущерба для других посетителей обстоятельно рассказать об особенностях учебы на языке, понятном подросткам. Несомненно, прочитать брошюрку о правилах поступления, официально проконсультироваться в приемной комиссии, посмотреть презентацию о колледже и зайти на сайт – дело полезное, но живого общения не заменит. Один из студентов сказал, что поступать в колледж он шел «с открытыми глазами», что его сосед, возрастом чуть постарше его, окончил колледж и устроился на отличную работу. Теперь и он сам идет проторенной дорогой, в свое будущее смотрит с энтузиазмом и оптимизмом. Родители тоже весьма внимательно знакомились с возможностями колледжа. Им нравилось, что огромное внимание в колледже №44 уделяют дополнительному образованию. Студенты могут освоить и смежные специальности, например бухгалтера. Наберешься опыта, захочешь открыть свое дело – вот тут знание бухгалтерии и пригодится. Можно будет проверять, контролировать работу своего бухгалтера, можно квалифицированно подобрать себе на должность бухгалтера отличного специалиста, а можно вести бухгалтерию малого предприятия самостоятельно. В сорок четвертом колледже есть все условия для изучения иностранных языков. Хочешь – учи английский, хочешь – французский; прямо не колледж, а филиал Университета им. Мориса Тореза. Услуги дополнительного образования пользуются большим спросом не только у студентов, но и у взрослого населения районов, прилегающих к восьми зданиям колледжа, расположенным в Западном округе. Люди хотят овладевать компьютерной грамотой, иностранными языками, профессиональными навыками в кулинарии и наведении красоты. В настоящее время в колледже работают 16 кружков, спортивных секций и курсов дополнительного образования, в планах раза в два увеличить их количество. Многие гости внимательно ознакомились с возможностями дополнительного образования, предоставляемого сорок четвертым. Некоторые студенты-повара планируют продолжать свою учебу и после окончания колледжа. В совокупности их взгляды на жизнь можно изложить в виде следующего монолога: «Окончив колледж и устроившись на работу, я думаю поступить в группу выходного дня в университет, чтобы получить специальность менеджера. Со знаниями, полученными в колледже, и с опытом практической работы, получив высшее образование, я смогу лучше устроиться, чем просто с дипломом вуза. Кроме того, я не буду нуждаться в деньгах – ведь стипендия в вузе невелика. Да ее и получить еще надо. А после колледжа я самостоятельный человек. Могу выбрать любой вуз и оплатить свое образование. И не так просто поступить в хороший вуз. Много зависит от твоих оценок по ЕГЭ и проходного балла установленного вузом на этот год. А если пролетишь? Идти на строительный рынок тюки таскать? Поступать в первый попавшийся университет, только бы диплом получить? А потом искать работу и… вновь оказаться торговцем на рынке? Это не для меня». Рассуждения очень здравые. Выпускников московских учреждений среднего профессионального образования принято называть – «умелые руки Москвы». В колледже сферы услуг №44 к умелым рукам добавляют и светлую голову. «Профессиональная среда», проведенная на Кастанаевской, блестяще доказала, что «первый блин вовсе не обязательно должен быть комом». Но на лаврах почивать никто не собирается, будут двигаться дальше.
Комментарии