Письмо Минобразования России
от 12.08.2002 г. N 13-51-98/14
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации “О федеральном компоненте государственного стандарта общего образования” Министерство образования Российской Федерации выносит на широкое общественное обсуждение проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом “Образовательный стандарт” под руководством академиков РАО Э.Д. Днепровым и В.Д. Шадриковым.
Проект публикуется в двух частях: I часть – начальная и основная школа, II часть – старшая школа (базовый и профильный уровни).
Просим направлять замечания и предложения по проекту до 20 сентября 2002 года в Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации (с пометкой “Образовательный стандарт”).
Почтовый адрес:
Чистопрудный бульвар,
д. 6/19, г. Москва, 101990.
E-mail: avb@miem.edu.ru
Контактный телефон: (095) 923-36-19
Заместитель министра образования
Российской Федерации Е.Е. Чепурных
РЕКОМЕНДОВАНО
решением коллегии
Министерства образования
Российской Федерации
от 13 июня 2002 г.
Пояснительная записка
Объемные показатели спроектированы в целях предоставления нормативных временных параметров разработчикам федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Объемные показатели ориентированы на 11-летний срок освоения государственных образовательных программ общего образования. Они определяют перечень образовательных областей, распределяют учебное время, отводимое на освоение содержания образования по ступеням обучения, образовательным областям и учебным предметам.
Представленные объемные показатели формируются параллельно с разработкой федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Количество часов, отводимых на освоение образовательных областей и учебных предметов, определяется в соответствии с фактическим объемом и наполнением обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
Работа над стандартом показала, что предметное содержание не всегда соответствует планируемым на его изучение часам учебного плана. Приведение в соответствие объема часов и содержательного наполнения учебных предметов позволит реально снизить нагрузку обучающихся. В соответствии с Концепцией модернизации содержания общего образования разгрузка должна составлять не менее 20% содержания образования.
Объемные показатели разграничивают учебное время на освоение инвариантной части – федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и вариативной части – регионального (национально-регионального) и школьного компонентов содержания образования. Региональный и школьный компоненты выделены как объемы в часах и процентах от общего времени освоения образовательных программ.
Приведенные в объемных показателях проценты вариативного (регионального и школьного) компонента по учебным предметам соответствуют вариантам экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 6 марта 2001 г. N 834 (для 12-летней школы).
Установлено следующее разграничение:
Федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени освоения основных образовательных программ общего образования;
Региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%.
Школьный компонент – не менее 10%.
Часы, отведенные на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, поисково-исследовательскую деятельность, при определении соответствия нагрузки обучающихся санитарно-гигиеническим правилам и нормам не учитываются. Не учитываются также часы, отводимые на физическую культуру.
При разработке объемных показателей учтены опыт, традиции и тенденции развития отечественной и мировой общеобразовательной школы.
ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ Объемных показателей
В основу расчета объемных показателей положен Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Минобразованием России в 1998 году.
В Базисный учебный план 1998 года внесены следующие изменения и дополнения, отражающие Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года.
Начальное общее образование
Установлен единый нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования – 4 года.
Введен новый учебный предмет: “Иностранные языки” в объеме 2 часов еженедельно со II класса.
Кроме того, в начальных классах предполагается осваивать компьютерную грамотность в рамках изучения интегрированного курса “Окружающий мир” с увеличением на 1 час количества часов на освоение этого курса в школах с русским (родным) языком обучения.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Изучение образовательной области “Информатика” (учебный предмет “Информационные технологии”) введено с V по IX класс в объеме 1 часа еженедельно.
В образовательной области “Филология” увеличено изучение на 1 час учебного предмета “Литература” в основной школе с русским (родным) языком обучения.
Количество учебных часов, отводимых на образовательную область “Обществознание”, увеличено в совокупности на 3 часа в целях изучения экономики и права. Это изучение может проходить в виде отдельных предметов или модулей, интегрированных в учебный предмет “Обществоведение”. Данное нововведение позволяет продлить изучение “Обществоведения” на протяжении всей основной школы.
В зависимости от выбора образовательного учреждения в VI классе возможно преподавание отдельных учебных предметов “Биология” и “География” по 2 часа еженедельно или интегрированного курса “Природоведение” в объеме 3 часов еженедельно (в этом случае один час передается в школьный компонент).
В образовательную область “Искусство” добавлен 1 час в IX классе, что делает изучение этой области непрерывным на протяжении всей основной школы.
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предполагается, что старшая ступень реализуется как профильное обучение. Каждый учебный предмет федерального компонента представлен на базовом и профильном уровнях.
Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей, самостоятельно формируют профили обучения. При составлении рабочего учебного плана общеобразовательное учреждение выбирает базовый или профильный вариант количества часов по каждому учебному предмету. Часы школьного компонента могут использоваться для углубления профилизации обучения. Допускается интеграция предметов естественно-научного или обществоведческого циклов на их базовом уровне в интегрированные курсы “Естествознание” или “Обществоведение”. При этом совокупность учебных часов по всем (базовым и профильным) предметам не должна превышать предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку.
Примерные направления профилизации: гуманитарное, социально-экономическое, естественно-математическое и технологическое. Значительный объем вариативного компонента на базовом уровне позволяет общеобразовательным учреждениям на переходной период работать в рамках действующего Базисного учебного плана.
* * *
Все варианты объемных показателей представлены в годовой форме (количество учебных часов за ступень образования в целом). При расчете годовых учебных часов использованы нормы продолжительности учебного года, установленные в проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования”, а именно:
– начальная школа. Продолжительность учебного года: I класс – не менее 33 учебных недель, II-IV классы – не менее 34 учебных недель (не считая каникулярного времени);
– основная и старшая школа. Продолжительность учебного года – не менее 35 учебных недель (не считая каникулярного времени).
Введение годовой формы объемных показателей повышает мобильность образовательных учреждений при формировании рабочих учебных планов, обеспечивает возможность перераспределения нагрузки в течение учебного года, использования концентрированных курсов, модульного подхода и т.д. Одновременно эта мера препятствует сокращению реального учебного времени и объективной перегрузке детей вследствие неадекватного переуплотнения содержания образования.
Таблицы
Таблица 1.
Объемные показатели для общеобразовательных учреждений РФ с русским (родным) языком обучения
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 2.
Объемные показатели для общеобразовательных учреждений РФ с родным (нерусским) языком обучения
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 3.
Объемные показатели для общеобразовательных учреждений РФ с русским (родным) языком обучения
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 4.
Объемные показатели для общеобразовательных учреждений РФ с родным (нерусским) языком обучения
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 5.
Объемные показатели для общеобразовательных учреждений РФ с профильным обучением
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Проект разработан
Руководители коллектива: академики РАО Э.Д. Днепров, В.Д. Шадриков.
Менеджер проекта: А.Г. Аркадьев.
Ученый секретарь: Д.Д. Утешинский.
Концептуальная группа: Э.Д. Днепров, В.Д. Шадриков (руководители);
А.Г. Аркадьев (координатор), А.В. Баранников, М.М. Безруких, Л.Н. Боголюбов,
Г.В. Дорофеев, Т.В. Иванова, В.В. Краевский, В.Ф. Кривошеев, Л.Е. Курнешова, С.И. Львова,
В.А. Орлов, Е.Л. Рачевский, В.В. Фирсов, А.В. Хуторской.
Предметные группы
Начальная школа: Н.Ф.Виноградова (рук.), Г.А. Андрианова, И.Л. Бим, М.З. Биболетова, Е.А. Быстрова Г.М. Вальковская, А.Е. Глозман, Л.М. Зеленина, Л.В. Каверкина, И.Э. Кашекова, З.А. Клепинина, Е.Д. Критская, О.А. Кожина, В.С. Кузин, А.П. Матвеев, И.А. Петрова, Л.П. Стойлова, Л.В. Смирнова, А.В. Хуторской, Л.В. Школяр, при участии: О.М. Александровой, О.Ф. Вакуровой, Г.В. Дорофеева, А.А. Кузнецова, С.И. Львовой, Т.Н. Мираковой, Г.Н. Никольской, Л.М. Рыбченковой.
Русский язык: Е.А. Быстрова, С.И. Львова (рук.), О.М. Александрова, О.Ф. Вакурова,
Г.Н. Никольская, Л.М. Рыбченкова.
Литература: О.Ю. Богданова, Е.А. Зинина, М.В. Черкезова (рук.), С.В. Жожикашвили,
Г.Н. Ионин, А.И. Княжицкий, С.А. Леонов, Г.А. Обернихина, Т.Д. Полозова, Л.В. Тодоров,
А.В. Федоров.
Иностранный язык: И.Л. Бим (рук.), М.З. Биболетова, Т.К. Михайлова, Т.М. Фоменко.
Математика: Г.В. Дорофеев (рук.), Ю.П. Дудницын, Л.В. Кузнецова, Т.М. Мищенко,
Е.А. Седова, С.А. Шестаков.
Информатика: А.А. Кузнецов, А.Л. Семенов (рук.), С.А. Бешенков, К.К. Колин, А.А. Муранов,
Е.А. Ракитина.
История: Л.Н. Алексашкина, М.В. Пономарев (рук.), Н.И. Ворожейкина.
Обществоведение: Л.Н. Боголюбов (рук.), С.И. Володина, Л.Ф. Иванова, О.В. Кишенкова, А.А. Мицкевич, В.В. Спасская.
Экономика: А.А. Мицкевич (рук.), В.С. Автономов.
Право: В.В. Спасская (рук.), С.И. Володина.
Природоведение: М.Ю. Демидова, А.Н. Захлебный, А.В. Хуторской (рук.), А.Л. Бочавер,
Д.Ю. Добротин, А.Ю. Пентин, В.С. Рохлов.
География: Н.Н. Петрова (рук.), В.П. Дронов.
Биология: Т.В. Иванова (рук.), Г.С. Калинова, Г.И. Лернер, В.И. Сивоглазов.
Физика: В.А. Орлов (рук.), Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин.
Химия: А. А. Каверина (рук.), Р.Г. Иванова, Л.С. Понтак, при участии Э.Е. Нифантьева.
Искусство: Л.В. Школяр (рук.), В.С.Кузин, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова, Б.М. Неменский.
Технология: А.А. Карачев (рук.), А.Е. Глозман, В.М. Казакевич, О.А. Кожина, Г.В. Пичугина.
Физкультура: А.П. Матвеев (рук.), В.К. Бальсевич, Л.В. Каверкина, Н.Н. Назарова,
С.Д. Неверкович, Т.В. Петрова, Ю.П. Пузырь.
Продолжение содержания федерального компонента стандартов основной школы, а также образовательные стандарты для старшей школы будут опубликованы в сентябрьском выпуске “Модернизация: шаг в будущее”.
Следите за очередными номерами “Учительской газеты”. Мы всегда рады предоставить вам самую свежую информацию.
Комментарии