Вплоть до 1776 г., до окончания владычества британской короны над североамериканскими колониями, они управлялись напрямую. Нетерпимое отношение к принципу жесткого централизма лежало в основе объединения североамериканских колоний и такой первоначальной модели отношений центра и штатов, в которой права штатов не нарушались бы центром. Однако первоначальные, скорее конфедеративные объединительные модели все в большей степени уступали место принципу федерализма. На протяжении истории США было немало случаев, когда центру приходилось принимать законодательные и судебные решения, дабы «уточнить» свою юрисдикцию и ограничить сферу компетенции штатов.
Свою государственную историю Соединенные Штаты начали как конфедерация. Слабая центральная власть руководила страной с 1783 по 1789 год. Каждый штат располагал равным правом голоса в конгрессе, однако конгресс не мог собирать налоги и не имел реальной власти. В конфедерации не существовало главного исполнительного лица и никакого центрального органа, который мог бы укротить штаты. В результате США стал угрожать глубокий экономический кризис, для разрешения которого, однако, не было никаких рычагов, поскольку не существовало мощной центральной власти. В 1787 г. политическая элита США созвала Конституционную конвенцию, во время которой была принята нынешняя конституция Соединенных Штатов и принцип разделения полномочий между центральным правительством и штатами.
Американский федерализм пережил четыре этапа своего развития. Первый этап получил название «двойственный федерализм» (действовал с 1790-х по 1930-й г.). Его главным принципом был следующий: федеральное правительство и власти штатов имеют равные права. В этой интерпретации конституции, федеральное правительство имеет полномочия по какому-либо вопросу, только если такие полномочия даны ему конституцией. На смену «двойственному федерализму» пришел «кооперативный федерализм», который подразумевал, что властные полномочия федерального правительства обладают верховенством по отношению к полномочиям штатов. Эта идеология доминировала с 1930 по 1960 г. После этого США вступили в эпоху «креативного федерализма» (1960-1981) – федеральный центр и штаты активно сотрудничали, однако ряд их властных функций пересекались. Ныне США переживают период «нового федерализма» – несмотря на то, что штаты получили больше властных полномочий, влияние федерального центра значительно выросло.
С момента принятия конституции (1789 г.) вопросы о границах прерогатив центральных и региональных органов власти неоднократно приобретали форму острых споров и конфликтов. В 1819 г. несколько штатов поставили под сомнение правомочность решений центрального банка США. Верховный суд США, как основной третейский судья в спорах между штатами и центром, не только подтвердил правомочность решений центрального банка, но и проинтерпретировал некоторые конституционные положения в пользу более широкого толкования компетенций федеральных властей. Впрочем, вплоть до гражданской войны (1861-1865 гг.) штаты активно и часто успешно отстаивали собственные широкие прерогативы.
На основании конституционно закрепленных «прав штатов» южные штаты отнесли к прерогативе местных властей законодательное регулирование системы рабовладения. На труде черных невольников держалась сельскохозяйственная экономика Юга, в то время как индустриальные северные штаты требовали отмены рабства. В 1860 г. 11 южных штатов объявили о выходе из состава союза, что стало причиной начала гражданской войны. В историю эта война вошла под названием «Война Севера и Юга», хотя в большей степени это была война между федеральным правительством и правительствами штатов, ратовавшими за конфедеративное устройство государства.
После победы Севера («федералистов» над «конфедератами») наступил период активного законодательного укрепления власти федерального центра. На протяжении этого периода верховный суд США неоднократно выносил вердикты, упрочившие власть Вашингтона. Одним из конституционных оснований для толкований спорных ситуаций, возникавших в отношениях между штатами или между центром и штатами, было положение конституции США о праве федерального правительства регулировать коммерческие отношения между штатами: «Конгресс США имеет право регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами» (ст. 8, пункт 3). Это положение истолковывалось верховным судом очень широко и применялось к спорам о качестве продуктов, детском труде и другим темам, которые лишь косвенно относились к проблеме торговли между штатами.
На протяжении 1930-х гг., в период Великой депрессии, это конституционное положение также активно использовалось для проведения жесткой политики центрального регулирования – «Нового курса» президента Франклина Рузвельта. На статью конституции о праве федеральной власти регулировать торговые вопросы верховный суд ссылался для подтверждения легитимности законов о введении минимальных стандартов условий труда, защите профсоюзов и регулировании производства сельскохозяйственных продуктов.
После Второй мировой войны Вашингтон внес в законодательство положения, отменяющие сегрегационные законы, направленные против гражданских прав чернокожего населения США. Тогда идея получения штатами дополнительных полномочий оформилась в политическое движение, получившее распространение в южных штатах, чьи власти были негативно настроены в отношении антисегрегационных инициатив федеральных властей. В 1962 году на территорию Университета Миссисипи, во исполнение решения верховного суда о справедливости антисегрегационных решений конгресса, были введены федеральные войска, чтобы ограничить действия демонстрантов, протестующих против допущения чернокожих студентов в аудитории.
Текст десятой поправки к конституции США звучит следующим образом: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом» – этим подразумевается, что у отдельных штатов есть право принимать решения, которые изначально не запрещены основным законом страны. Когда некоторые южные штаты пытались опротестовать законодательные решения конгресса, ссылаясь на десятую поправку, которая якобы дает им право на сохранение расовой сегрегации, верховный суд США в 1964 г. вынес вердикт, что решение конгресса о запрете сегрегации имеет законную силу, поскольку сегрегация может препятствовать торговле между штатами.
В 1965 г. президент Линдон Джонсон предложил свой закон о гражданских правах, который ограничивал власти штатов в праве решать, кто может принимать участие в выборах. Президент заявил, что каждый американский гражданин должен обладать правом голосовать, но в этой стране еще имеют место неприятные факты, когда мужчинам и женщинам отказывают в праве голосовать на основании того, что они чернокожие. Закон был принят обеими палатами конгресса подавляющим большинством голосов. Также законодатели уполномочили федеральное правительство регистрировать в избирательных списках тех граждан, которым было отказано в этом на уровне штата.
В 1973 г., когда конгресс принял Закон о защите вымирающих животных, штат Айдахо начал протестовать против одного из положений этого закона, согласно которому власти штата обязывались ввозить на территорию штата волков, популяция которых снизилась до критического уровня. В конце концов правительство Айдахо должно было согласиться с этим требованием закона.
Хотя верховный суд, как правило, становится на сторону федерального центра, иногда, так было в начале и середине 1990-х годов, он ограничивал аппетиты конгресса. Так, в 1992 г. верховный суд постановил, что конгресс не может требовать от штатов принятия ими законов о контроле за радиоактивными отходами. А в 1997 г. верховный суд также решил, что конгресс не может требовать от местных правоохранительных органов проверять досье покупателя огнестрельного оружия. В 1999 г. верховный суд принял ряд решений, которые были направлены на ограничение власти федерального центра. Так, например, было принято решение, наделяющее штаты иммунитетом против судебных исков, связанных с нарушениями федерального законодательства.
Вильгельм ВОЛКОВ, по сообщениям агентства Washington ProFile
Комментарии