Сегодня складывается новая государственная система оценки в образовании. Нужно понять не только ее достоинства, но и недостатки.
Какова же ситуация в области государственного контроля образования в РФ сегодня? Она характеризуется острыми, нерешенными проблемами в части: 1) содержания оценки (“что оценивать”); 2) процедур и средств оценки (“как и с помощью чего оценивать”).
Что имеется в виду?
Ранее, до принятия Закона “Об образовании”, наряду с узкоспециализированными по своему содержанию формами государственного контроля (такими, как традиционный экзамен и контрольные работы), наиболее широкоохватной по своему содержанию формой была фронтальная проверка: она оценивала условия, содержание, результаты, средства и методы как обучения, так и воспитания, но – без четких критериев оценки; при этом методы оценки использовались в основном субъективные.
Сегодня, после принятия Закона и ряда других федеральных нормативных актов (соответствующих положений), содержание оценки в новых основных формах государственного контроля (на примере общеобразовательных учреждений) сводится к следующему: 1) итоговая аттестация выпускников – оцениваются результаты только той части обучения, которая связана с усвоением знаний, умений, навыков по отдельным учебным дисциплинам; 2) лицензирование ОУ – оцениваются условия практически только обучения, причем – только формальные; 3) аттестация ОУ – оцениваются содержание и результаты, опять же только той части обучения, которая связана с усвоением знаний, умений, навыков по отдельным учебным дисциплинам; 4) государственная аккредитация ОУ – оцениваются: содержание, результаты и условия только указанной выше части обучения; в отношении некоторых, немногих видов ОУ – также и воспитание, но только в части его условий.
НЕ оцениваются: а) результаты той части обучения, которая связана с формированием общеучебных умений и навыков (обеспечивающих “способность учиться”); б) содержание воспитания (как целенаправленной воспитательной работы, так и воспитательных воздействий в целом); в) результаты воспитания (обеспечение в ОУ минимально необходимых воспитательных эффектов образования); г) для большинства ОУ – условия воспитания. Но действующее законодательство устанавливает, что государственный контроль не должен проводиться только за средствами и методами образования – в соответствии с принципом автономности ОУ.
Наличие указанных пробелов в содержании оценки образовательной деятельности противоречит действующему законодательству. Ведь Законом “Об образовании” образование определено как “процесс обучения и воспитания”, поэтому, не контролируя воспитание, да и обучение контролируя лишь частично, государство тем самым признает либо второсортность воспитания и развивающей части обучения, либо невозможность их хоть как-то контролировать, следовательно, управлять ими и, следовательно, вообще целенаправленно осуществлять. “За скобками” также остается ряд целей (то есть планируемых результатов) образования, например: многие из направлений развития личности (в соответствии с международным нормативным правовым актом, ратифицированным РФ, – Конвенцией ООН о правах ребенка, которая к тому же устанавливает, что государство обязано оказывать помощь родителям в воспитании детей всеми имеющимися в своем распоряжении средствами); вопросы социальной адаптации личности (в соответствии с Законом “Об образовании”); обязанности ОУ по воспитанию уважения учащимися своей Родины, своих родителей и др. (в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении); общенаучные знания и умения, а также основные социально-нравственные знания (в соответствии с “Обязательным минимумом содержания общего образования”).
Противоречие целям и содержанию образования, установленным нормативными актами, является главной проблемой государственного контроля образования в РФ сегодня. И нерешение этой проблемы на федеральном уровне представляет собой большую опасность с точки зрения результатов общего образования, поскольку в соответствии с указанным выше управленческим правилом ОУ сегодня никак не стимулируются государственным контролем к тому, чтобы систематически и эффективно заниматься, да и вообще хоть как-нибудь заниматься, не только обучением по отдельным дисциплинам, но и личностным развитием в целом, включая воспитание. Наоборот, таким государственным контролем они подталкиваются к тому, чтобы этим не заниматься.
То содержание оценки, которое реализуется в государственном контроле на данный момент, установлено полномочными федеральными органами управления образованием. В этой ситуации отдельные регионы пытаются, фактически беря на себя функции “Федерации на территории своего региона” (!), заполнять указанные пробелы в содержании государственного контроля, но, не имея достаточных кадровых ресурсов и опыта, делают это достаточно бессистемно (без научно обоснованной выработки четких критериев оценки), без использования научно обоснованных объективных методов оценки и, естественно (поскольку делается это “только для себя”), нескоординированно с другими регионами и с Федерацией, что никак не отвечает задаче обеспечения единства образовательного пространства страны в самых основных его показателях.
Помимо известных социально-экономических причин, эта ситуация связана и с научно-методическими трудностями решения вопросов содержания и процедуры оценки. Возможно ли успешно решать эти вопросы именно сегодня? Безусловно.
Во-первых, в практике нашей работы отработана расшифровка сути понятия “результатов воспитания в ОУ” – не как “воспитанность”, а как “обеспечение в ОУ минимально необходимых воспитательных эффектов образования”.
Во-вторых, уже существуют апробированные средства (методики, программное обеспечение и др.) и алгоритмы их применения, которые обеспечивают достаточно валидную и надежную оценку соответствующих критериев. С помощью одной из таких технологий обеспечена массовая аттестация школ, гимназий и лицеев в 20 субъектах РФ.
Учитывая эти предпосылки, а также то, что завершается разработка государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования, устанавливающих требования к содержанию и результатам общего образования (ГОС в соответствии с планами Правительства РФ должны быть приняты уже в апреле 2002 г.), учитывая, что начато создание государственной аттестационной службы (ГАС) в части общеобразовательных учреждений (планируется завершить создание федерально-региональной сети органов проведения аттестации данных учреждений в течение ближайших 2 лет), на наш взгляд, необходимо безотлагательно принять следующие меры на федеральном уровне:
1. Включить в ГОС: общеучебные знания, умения и навыки; минимальные требования к обеспечиваемым в ОУ воспитательным эффектам образовательной деятельности. Требования могут быть разделены на две части:
а) требования к подготовке каждого отдельного выпускника;
б) аттестационные требования, предъявляемые к образовательному учреждению, по достаточному обеспечению сформированности соответствующих характеристик (параметров) личностного развития в контингентах выпускников данного учреждения в целом – указанные параметры могут быть приведены в качестве приложения к документам ГОС и применяться для целей аттестации и аккредитации общеобразовательных учреждений.
2. Консолидировать и ускорить разработку и внедрение методов анализа результатов личностного развития в целом (а не только знаний по отдельным учебным дисциплинам) в практику проводимого сейчас эксперимента по введению единого государственного экзамена.
3. Для того чтобы создаваемая ГАС смогла успешно решить сложнейшую задачу научно-методического обеспечения массовой и всесторонней по своему содержанию аттестации огромного количества общеобразовательных учреждений в приемлемые сроки и с помощью объективных методов оценки – обеспечить в плановом порядке отработку федерального и регионального компонентов данной аттестации (в части детального содержания оценки и в части средств оценки), а также – разработку и внедрение соответствующих технологий в практику массовой аттестации.
4. В плановом порядке разработать нормативные документы, детализирующие содержание аккредитационной оценки, проводимой органами управления образованием субъектов РФ.
5. Под управлением специализированных подразделений Минобразования России и на основе научно-практического эксперимента с участием органов управления образованием заинтересованных территорий разработать и апробировать содержание, процедуру и требования к организационно-ресурсным условиям государственной системы мониторинга воспитания (в части характеристик, выходящих за пределы прерогатив аттестации и государственной аккредитации, но имеющих социально важное значение и находящихся под существенным влиянием деятельности ОУ).
Станислав КЛИМИН,
зав. лабораторией стандартизации и оценки результатов
учебно-воспитательного процесса ГосНИИ семьи и воспитания РАО
Комментарии