search
main
0

Федерация и конфедерация. Тема «Основные типы демократического устройства». Старшие классы

Цель: дать представление учащимся об основных типах демократического устройства, обеспечив понимание их различий и особенностей.

Задачи: дать лекционный материал по данной теме; на конкретных примерах с помощью различных заданий проверить степень освоенности материала урока.

Ход урока

Первая половина – лекция (подача нового материала). Учитель начинает с определений основных понятий.

Унитарное государство – цельное государство, в котором на всей территории действуют единая конституция и гражданство, единая система права, органов власти и управления. Эти государства не имеют в своем составе внутренних государственных образований (штатов, республик), а делятся на административно-территориальные единицы (губернии, области, районы).

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и Средних веков обладали этой формой государственного устройства. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легкоуправляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федерализм – форма государственного устройства, для которого характерно конституционное распределение власти по вертикали.

Главный принцип федерализма – принцип субсидиарности (взаимодополняемость ветвей власти).

Классификация федерализма (Элазар):

федерация – форма организации государственной власти;

конфедерация – общепризнанная форма федерализма до 1787 года;

федератизм – тип объединения, для которого характерны асимметричные отношения между федерированным государством и более крупной федеративной державой;

многочисленные квазифедеративные формы.

Конфедерация – это объединение независимых самостоятельных государств для достижения каких-либо целей.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство). Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи. В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей). В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом. В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Вторая часть урока – интерактивное обучение.

I. Провести соответствие:

1) федерализм;

2) унитарное государство;

3) конфедерация

а) союз автономных, но связанных между собой государственных образований;

в) два уровня власти, иногда выделяют и третий;

с) один центр принятия решений.

II. Заполните таблицу «Примеры стран с разными видами государственного устройства»:

III. Приведите примеры конфедераций из истории. В какие формы государственного устройства они могут эволюционировать?

Подведение итогов

Ученики методом «снежного кома» называют, что нового они узнали на уроке, что им было более интересно (это позволит учителю подкорректировать содержательную часть, изменить задания для работы с другими классами или для работы на будущее).

К.ОСИПОВА, студентка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте