– У вас в гимназии, видимо, «Учитель года» передается воздушно-капельным путем?.. – под смех зала спросил начальник Департамента образования Иркутска Виктор БАСЮК. Гимназию № 3 города Иркутска возглавляет Александр СОПИН, который стал учителем года Иркутской области в 1999 году, а на Всероссийском конкурсе того же года вошел в пятерку финалистов. В 2003 году учителем года Иркутска назвали преподавателя этой же гимназии Нину ИЛЬЮШОНОК, на областном конкурсе она заняла второе место. А в 2004 году звание «Учитель года Иркутской области» вновь завоевал педагог 3-й гимназии Андрей ТРОШИН! Второе место заняла Татьяна ФРАНЦЕВА из школы № 48 Нижнеудинска, третье – преподаватель психологии Светлана ПЕНЬКОВСКАЯ из профессионального училища № 44 Иркутска.
Андрей Трошин шесть лет назад закончил филологический факультет Иркутского государственного педагогического университета. Как честно признался в беседе с корреспондентом, вплоть до пятого курса о работе в средней школе и не помышлял. Но все перевернула встреча с Александром Сопиным: он поразил студентов своей эрудицией, коммуникабельностью, умением располагать к себе людей. Выступление в вузовской аудитории Сан Саныча – так зовут любимого директора ученики третьей гимназии – стало судьбоносным для пятикурсника Трошина. Он неожиданно для себя «зажегся» школой, учительством. Получив диплом педагога, начал работать в 40-й школе Иркутска, а в 2000 году пришел в 3-ю гимназию. Сопина называет своим кумиром в профессии: хотел бы так же увлеченно и преданно служить детям. Вот ведь как получилось – если бы не Сан Саныч, то российская школа недосчиталась бы учителя Трошина! Хорошего учителя, что и доказал нынешний областной конкурс.
– Звание «Учитель года» условно, поскольку в нашей Иркутской области работает масса прекрасных, талантливых педагогов, – сказал Андрей Сергеевич. – Я считаю, что это звание заслужили не только 10 лауреатов областного конкурса, но и все 38 его участников, которые стартовали вместе в самом начале.
По уже устоявшейся традиции открытие областного финального состязания проходило очень красиво и торжественно, в драматическом театре имени Охлопкова. Под сводами старинного зала романтично и приподнято звучали вальсы и полузабытые школьные мелодии, как-то по-особенному тепло воспринимались благодарные слова учителям, приехавшим на конкурс из всех уголков Иркутской области.
– Вам предстоит продемонстрировать свой профессионализм, творческий потенциал, увлеченность делом, – с такими словами к участникам финала обратился губернатор Иркутской области Борис ГОВОРИН. – Гарант развития общества – надежная система образования людей. Сегодня трудом учителей создаются условия для экономического, социального и духовного обновления нашей области. Конкурс «Учитель года-2004» призван выявить и утвердить опыт лучших учителей области, чтобы не прерывалась иркутская педагогическая традиция, чтобы наше общество знало о ваших достижениях и могло по достоинству оценить труд педагога.
Губернатор не ограничился дежурным поздравлением. Он сказал, что считает необходимым подробно отчитаться перед собравшимися в зале учителями – рассказать, чем занимается администрация области и каким образом решаются проблемы образования. Борис Говорин всегда чрезвычайно внимателен к участникам конкурса «Учитель года» – специальный прием был устроен для них и накануне церемонии закрытия. В ходе этих встреч шел доверительный разговор об успехах и проблемах нашего образования. Так, уровень компьютеризации школ в Иркутской области сегодня в два раза превышает среднероссийский показатель. Особенно большое внимание в последние годы власти Приангарья уделяют информатизации сельских школ, чтобы дети из глубинки имели равный с горожанами доступ к современным компьютерным технологиям. Школы в Иркутской области развиваются – для них приобретаются автобусы и трактора, необходимый спортивный инвентарь и оборудование, обновляются библиотечные фонды… В последние годы очень активно идет переподготовка кадров – учителя повышают свою квалификацию, осваивают компьютерные премудрости и интернет-технологии.
Однако в образовательной сфере региона есть немало проблем. Одна из самых болезненных в том, что некоторые муниципалитеты области не справляются с финансированием образовательных учреждений. В 20 районах Приангарья, бюджетники которых получают заработную плату напрямую из областной казны, задержки с выплатой заработной платы и отпускных отошли в прошлое.
– Мы намерены работать таким образом, чтобы консолидированный бюджет Иркутской области был достаточным для решения любых проблем на территории всего региона, – сказал учителям Борис Говорин.
– Сегодня мы с вами уверены, что образование Иркутской области находится в надежных руках, – подчеркнула начальник Главного управления общего и профессионального образования Наталья МАЛЯВКИНА. – Во время конкурса мы убедились, что наши учителя высокопрофессиональные, творческие люди, что они могут повести за собой подрастающее поколение!
В дни конкурсного марафона учителя получили общественное признание на самом высоком уровне. Но главная ценность для них – общение, которое обогащает каждого. Учитель года-2003 Елена Халиулина убеждена: участие в конкурсе нужно каждому педагогу! Елена Владимировна приехала поприветствовать своих коллег, участников нынешнего областного конкурса, привезла хрустальную статуэтку пеликана, которую ей как лауреату вручили в прошлом году в Москве. Учительница физики из Усольского района приняла участие в работе «Байкальских пеликанов» – клуба победителей прошлых лет. Именно им принадлежала идея объединиться для продолжения научно-исследовательской работы, для разработки идей по улучшению и развитию смотра педагогических талантов. Кстати, с прошлого года в рамках областного конкурса проводится еще один конкурс для «пеликанов» – «Лучший из лучших».
«Байкальские пеликаны» действительно представляют цвет педагогического сообщества Иркутской области. Это люди неравнодушные, с горячими сердцами и головами, полными блестящих идей. На примере наших «пеликанов» можно убедиться, что участие в конкурсе – это мощный импульс к развитию, переменам в жизни и карьере.
Учитель года-2000 Ольга КОНДРАТЬЕВА рассказала, что за четыре года в ее жизни произошло огромное количество событий. Из учителя химии сельской школы Иркутского района она стала преподавателем педагогического университета, заведующей кафедрой в Иркутском институте повышения квалификации работников образования, защитила диссертацию… Темп жизни ускорился невероятно, но Ольга Геннадьевна улыбается: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!»
– Когда видишь, столько еще перед тобой непознанного, неизведанного, охватывают восторг и смятение одновременно, – продолжает она. – И хочется идти дальше, вперед, развиваться, общаться и узнавать новых людей, от этого мы сами становимся богаче и лучше!
Ольга Кондратьева была нынче ответственной за конкурс-визитку «Хобби». Она призналась, что работа с талантливыми, разносторонне одаренными конкурсантами принесла ей огромное удовольствие. Ольге Геннадьевне во всем помогал ее сын, студент Иркутского государственного политехнического университета. Высшей похвалой можно считать его слова: «Мама, я бы хотел учиться в такой школе, где преподавали бы все эти учителя!» Кстати, идея подобных «вахтовых школ», как рассказала Ольга Кондратьева, давно уже блуждает в коридорах общероссийского конкурса, в планах организаторов. Естественно, она трудновыполнима на практике. Но вот проведение мастер-классов, считают многие «пеликаны», на базе какого-либо базового образовательного учреждения – да той же третьей гимназии Сопина, к примеру, – вполне возможно и реально… В собственной «копилке» у Ольги Кондратьевой есть и такое ноу-хау, как успешная летняя Байкальская экспедиция учителей года из разных регионов России.
– Нам было очень интересно, как учителя на конкурсе раскрывались творчески, – отметила член детского жюри Анна ЮДИНА из Ангарска. – Они просто жили своим предметом, своим уроком!
– Их выступления были мало похожи на обычные уроки, учителя просто великолепны! – подытожил председатель детского жюри, ученик 75-й иркутской школы Алексей СОЛОВЬЕВ. Мнение этого малого жюри, состоявшего из победителей различных конкурсов и олимпиад, было немаловажным: ведь именно дети являются первыми судьями учительского труда. За лучшие пять уроков-импровизаций призы вручались именно по решению ребят.
Итоги 14-го конкурса подвел председатель Большого жюри областного конкурса, председатель регионального отделения Педагогического общества России, председатель областного совета ветеранов педагогического труда, директор областного музея образования Почетный гражданин области Лев Петрович МЕНЬШИКОВ. Пока ведущие перечисляли все его регалии, в зале нарастали дружные аплодисменты. Лев Петрович на протяжении всей истории областного конкурса является бессменным председателем Большого жюри, которое славится своей объективностью и беспристрастностью: за все годы не было ни одной жалобы на его работу.
– Конкурс наш был большим по объему и значительным по содержанию, – сказал Лев Петрович. – Он был традиционным, но появились и некоторые новшества. Впервые среди 38 участников было аж шесть мужчин, четверо из которых вошли в десятку лауреатов! Конкурс наш значительно помолодел. Приятно подчеркнуть, что в этом году впервые все участники владели навыками работы на компьютере и им не требовалось никакой помощи. Психологи отмечают повышение уровня знаний по психологии. Также впервые участники представляли все типы образовательных учреждений: от массовой школы и системы профтехобразования до учреждений дополнительного образования, педагогического колледжа и музыкального училища.
По словам авторитетнейшего педагога, новостями и событиями учительского конкурса жила вся область. Во время прямого эфира на областном радио, куда был приглашен Лев Петрович Меньшиков, поступили звонки из Усть-Илимска, Шелехова, Качуга, Саянска, Черемхова и других городов и районов Приангарья: люди переживали, болели за своих, желали удачи.
Всем лауреатам областного конкурса вручили дипломы, почетные знаки, ценные призы и пеликанов, выполненных из знаменитого хайтинского фарфора. Правда, крылья фарфоровых птиц… прижаты к туловищу: из-за технологических тонкостей не получились, как у хрустальных братьев. Но все лауреаты бережно прижимали своих пеликанов прямо к сердцу. Андрею Трошину все дружно пожелали, чтобы его фарфоровый пеликан все-таки расправил крылья и осенью превратился в хрустального. Андрей Сергеевич принес его домой. Пока что фарфоровый пеликан живет в 16-метровой комнате общежития коридорного типа, в котором все удобства на этаже… Для учителя года-2004, его жены-библиотекаря и сынишки жилищная проблема сейчас главная. Но есть надежда, что власти учительской семье помогут и будет у Трошиных своя собственная квартира и что счастливое это время не за горами. Андрей Трошин по натуре все-таки оптимист. После первого тура, кстати, он был аж на тринадцатом месте, а перед последним, решающим конкурсным уроком-импровизацией на третьем. Казалось, высота за пределами сил, но он достиг ее.
Элеонора КЕЗ, собкор «Учительской газеты» в Иркутске
Комментарии