Даже в адресе электронной почты этого учебного заведения есть слово «творец». И только несведущие удивляются этому, когда узнают, что речь идет о Нижегородском индустриальном техникуме. Правда, статус техникума профессиональный лицей №1 приобрел всего два года назад, хотя историю свою ведет с военного 1943-го. Впрочем, и на этом в Нижегородском индустриальном решили не останавливаться. Новая цель, к которой стремится сегодня педагогический коллектив во главе с директором Сергеем Вараксой, – стать колледжем. Тем более что к этому есть все предпосылки, потому что в деятельности техникума нашлось великое множество разных изюминок.
Изюминка первая
Теперь никого не удивишь превращением из профессионального училища в профлицей, а из профлицея и в техникум. Такой же путь прошел и Нижегородский индустриальный, однако отличие его от других в интегративности. Сегодня это центр непрерывного многоуровневого профессионального образования, где реализуются программы начального, а затем и среднего профобразования, а также дополнительных профессиональных навыков и умений. А это значит, что выпускники НИТ могут получить сразу два диплома, а также кучу сертификатов по освоению смежных специальностей.
Подняться на уровень техникума побудили новые условия, когда работодателю нужны многопрофильные квалифицированные специалисты, и уже не с первым-вторым, как было раньше, а с четвертым-пятым рабочим разрядом. Поэтому в 2000 году была создана мастерская для обучения слесарей по ремонту автомобилей, а на месте бывшего пустыря появилось целое гаражное хозяйство – десять боксов по ремонту машин, автомойка, автостоянка, автополигон. А два года спустя, когда ввели новую профессию «Мастер столярного и мебельного производства», создается и новая мастерская с современным столярным оборудованием по производству мебели. На следующий год настала очередь обновления учебных лабораторий по сварке, моделированию и конструированию одежды. И так постоянно – постепенная реконструкция полностью сохраненной в сложных финансовых условиях материально-технической базы показывает, насколько высок учебный потенциал техникума.
Изюминка вторая
Хорошее техническое оснащение техникума немало способствует тому, что многие приходят сюда получить востребованную в нынешнем обществе профессию. И если днем здесь полно учащейся молодежи, то по вечерам приходят люди постарше. На базе техникума проводятся курсы переподготовки для различных предприятий по ряду специальностей. Порой и новоиспеченным дипломированным финансистам и юристам, чтобы прокормить семью, приходится идти работать на завод, а рабочую квалификацию они получают тоже здесь. Это позволяет техникуму жить не только за счет бюджетных средств.
Кроме технической базы, привлекает и наличие опытных специалистов. Уже второе-третье поколение рабочих династий насчитывают здешние преподаватели среди своих учеников. А все потому, что учиться сюда приходят по цепочке: родители приводят детей, а сами ребята – своих братьев и сестер. А начальник отдела профориентации техникума, заслуженный учитель России Мария Михайловна Егорова рассказывает, как недавно один из учеников мастера производственного обучения по газосварке В.В.Рыжовой привел в техникум своего сына и сказал: «Только к Валентине Васильевне, она замечательный мастер!», так что немалая заслуга и педагогического коллектива в том, что здесь уже на протяжении нескольких лет набор учащихся полностью заканчивается уже в мае.
Изюминка третья
Если брать статистику, то раньше в профлицее №1 «отличных» дипломов было один-два, а повышенный разряд получали пять, максимум десять выпускников. В 1998 году ситуация резко изменилась – около 15 красных дипломов, и с тех пор ежегодно увеличивается число выпускников, получивших разряды выше установленного. В 2004 году трое выпускников Нижегородского индустриального техникума, единственные в системе начального профессионального образования Нижегородской области, получили золотые медали за успехи. А по итогам 2004-2005 учебного года из 197 выпускников каждый десятый окончил учебное заведение с «красным» дипломом, и каждый четвертый – с повышенным разрядом.
Таким успехом профлицей №1 был обязан введению в свою структуру Центра юношеского профессионального творчества. Сегодня в этом центре работают 15 творческих объединений и мастерских, которыми руководят педагоги-профессионалы по различным направлениям. Вот открылась специальность столяра-плотника, и появилась творческая мастерская резьбы по дереву. Будущие портные, закройщики, модельеры совершенствуют свои профессиональные знания, умения и навыки в росписи по ткани, художественной обработке кожи, машинной и ручной вышивке и вязании, бисероплетении. А в творческих объединениях радиоконструирования и радиоэлектроники познают тайны монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов. По словам директора центра, кандидата педагогических наук Лидии Носковой, именно занятия в творческих объединениях и стали для ребят мотивирующим фактором в учебе и профессиональном самосовершенствовании. К тому же профессиональное творчество – это одно из условий формирования социально устойчивой, творчески активной, преобразующей личности будущего профессионала. В рамках проекта «Творческие горизонты» проходят и фестивали профессионального творчества, и различные областные выставки из цикла «Лики творчества» – «Магия дерева», «Фантазия иглы и нити», «Кружевная соната», «Удивительный мир игрушки». В выставочном зале техникума приглашают представить свою продукцию и другие учебные заведения – серия таких экспозиций так и называется «Гости выставочного зала».
Есть и еще один проект, которым областной центр юношеского технического творчества делится с другими профессиональными училищами и лицеями. Проект «До изобретательских высот» предполагает развитие изобретательско-рационализаторской деятельности в системе НПО Нижегородской области путем внедрения ТРИЗ-педагогики. Благодаря этому вырос качественный уровень работ учащихся на областных конкурсах по изобретательству и выставках технического творчества. Не случайно в 2004 году Центр юношеского технического творчества занял второе место на Всероссийском смотре за лучшую постановку работы по развитию технического творчества.
Кроме того, около 30 факультативов по ТРИЗ-технологии работают сегодня в образовательных учреждениях, реализующих программы НПО. Это помогает активизировать и работу самих педагогов учреждений профтехобразования. В этом учебном году впервые стартовал конкурс «Мастер года», и безусловно, что в числе его участников была и преподаватель НИТ Марина Павликова, которая вошла в первую десятку.
Изюминка четвертая
Говорят, каков ученик, таков и учитель. Педагогам можно только порадоваться за своих учеников. Награды за призовые места в играх КВН, «Спарте», спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. А 2001-й стал поистине звездным годом для учеников и педагогов – Гран-при в марафоне профессионалов, проходившем в Анапе; Гран-при получил и театр моды на областном фестивале «Весеннее рандеву». А на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства учащихся системы НПО первенствовала нижегородка Анна Гусарова. И в последующие годы учащиеся Нижегородского индустриального техникума практически всегда попадали в тройку призеров региональных конкурсов и олимпиад. В прошлом году Оксана Палавина стала первой на областном конкурсе профессионального мастерства «Золотые руки» по профессии «Портной-закройщик».
А вот у Кати Меркуловой, студентки второго курса по этой же профессии, все еще впереди. Она хочет быть дизайнером-модельером, поэтому ей предстоит продолжить свое образование и в техникуме. Шить начала в школе, и так понравилось это занятие, что решила прийти сюда после девятого класса. Вместе с ней в техникум пришли и несколько ее одноклассников из 12-й школы. За два года Катя вполне освоилась здесь, хотя поначалу очень стеснялась. А на подиум так вообще боялась выходить – фигура у девчушки все-таки не супермодельная. Но в театре моды и не тому научишься – Катя уже демонстрировала на публике весенне-осеннюю коллекцию, которую сделали сами девчонки. «Нас учат преподносить себя, главное – не быть нудной, а показать свою личность одеждой, манерами, характером, – говорит Катя. – Хочу выпустить коллекцию костюмов на таких, как я. Вообще-то мы уже многое умеем. На практике шили халаты, постельное белье, у каждой группы – своя форма, которую тоже выкраиваем и шьем сами. А расслабляюсь я на кружке вязания – вяжу себе джемпер».
Но одним своим выпускником здесь гордятся особенно. Сергей Батманов окончил профучилище в 1981 году и, как все мальчишки после ПТУ, ушел в армию. Служил в Афганистане, два ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу»… и погиб 18 сентября 1983-го. До дембеля оставалось всего девять дней. Теперь каждый год лучшему учащемуся Нижегородского индустриального техникума присуждается стипендия имени Сергея Батманова.
Изюминка пятая
О судьбе Сергея Батманова узнают в музее. Он был создан в 1996 году, но в 2003-м приобрел статус областного. В музей истории профтехобразования Нижегородской области приходит не только каждый первокурсник НИТ, но и учащиеся из школ, училищ и профлицеев. Такая уж здесь традиция, и понятие «музей» вновь начинает возвращаться в обиход современной молодежи. И ребята ведут поисковую работу, активно действуют группы художников, экскурсоводов, архивариусов. Это огромнейший воспитательный момент, говорят педагоги, особенно когда ребята подходят к экспозиции о наших выпускниках – участниках чеченской войны.
Изюминка шестая
Средний возраст педагогического коллектива, вопреки сложившейся в системе профтехобразования тенденции, достаточно молодой – 37 – 42 года. Преподавателей с недавнего времени предпочитают своих, причем взращивают их с самого начала, с уровня НПО. Получив высшее образование, вернулись уже работать зав. отделением СПО Николай Дмитричев и преподаватель географии Светлана Маслова. Придя учиться, так и осталась мастером производственного обучения Юлия Агаларова, которая в этом году заканчивает вуз. На очереди – обновление педкадров и в группе сварщиков.
А недавно здесь решились еще на один эксперимент. Под крылышко взяли одно из ПУ Нижнего Новгорода, которое готовит по аналогичным специальностям. Произошла малюсенькая реструктуризация, хотя и учащиеся остались в том же составе, и весь педагогический коллектив работает. Изменения коснулись скорее управления, поэтому тяжело, конечно, сейчас директору НИТ. База-то не ахти какая – то тут прокол, то там провал, а отвечает за все он. Сейчас Варакса мало говорит об этом, вот будут результаты, тогда…
Изюминка седьмая, но не последняя
Зато гордится другой находкой. Некоторое время назад решил выйти с инициативой в областной Департамент образования, чтобы передали на баланс техникума оздоровительный лагерь «Красный плес». И вот с 1 января 2005 года хлопот директору Нижегородского индустриального техникума прибавилось. «Но это приятные хлопоты, – считает Сергей Варакса. – Во-первых, на этой базе мы можем оздоровить наших ребят и педагогов. А во-вторых, получили возможность отдыхать и учащиеся нижегородских учреждений системы начального профобразования». Не только в Нижегородской области, а по всей России сложилась парадоксальная ситуация, когда дети с 15 до 18 лет из малообеспеченных и не самых благополучных семей оказались обездоленными в этом. А ведь они едва ли не самые нуждающиеся на сегодня в полезно организованном отдыхе.
Нижний Новгород
P.S.
Разных особенностей, или изюминок, осталось еще немало. Конечно, можно о них рассказать и в другой раз, но, как говорится, лучше один раз увидеть…
Комментарии