search
main
0

Фантазия и пометки на полях

Креативное мышление за визуальное самовыражение

Многие люди рисуют с удовольствием. Рисунок – это и фантазия, и отражение того, что человек увидел, чему научился. В изображениях зачастую отражается внутренний мир подрастающей личности: автор рисунка как бы рассказывает о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. А выдающиеся мастера художественного слова, даже будучи взрослыми, оставляли рисунки на полях собственных рукописей: Пушкин в процессе творческого вдохновения рисовал героев своих произведений и портреты современников, Достоевский – архитектурные элементы, Набоков – бабочек.

 

В журнале Московской электронной школы есть форма контроля «Ведение тетради», а значит, учитель вполне может выставить неудовлетворительную отметку, если замечания к рабочему пространству будут проигнорированы. Но, если задание выполнено в соответствии со всеми требованиями, за него уже выставлена положительная отметка, а в уголке тетради красуется какой-нибудь ромбик, вряд ли у кого-то из педагогов поднимется рука дополнительно поставить «неуд» за ведение тетради. Просто ребенку в какой-то момент захотелось порисовать! И если сам процесс рисования действительно сопровождает запоминание материала или просто перезагружает мозг ученика сменой деятельности – даже с таким неэстетичным результатом, – следует направить его в полезное русло. А не предоставить ли ребятам возможности осмыслить рисование? Это может стать отличным способом развития их креативного мышления.

Большая психологическая энциклопедия определяет креативное мышление как способность создавать субъективно новый продукт с нетривиальным подходом к целям, смыслам, оценкам, мотивации. Креативное мышление следует развивать потому, что оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным и позволяет решать даже рутинные задачи на ином качественном уровне. А художественное самовыражение (наряду с устным и письменным) способно создать необычное и хорошее решение исходной проблемы!

Один из крупнейших банков заданий на развитие креативного мышления доступен на портале Института стратегии развития образования. Несколько лет назад мое внимание привлекли два задания для семиклассников: «NB, или Пометки на полях» и «Условные знаки», которые я в какой-то момент видоизменила и объединила общей концепцией: ассоциативность и аллегоричность (изображение отвлеченного понятия в рисунке конкретного предмета). И теперь, встречая спонтанную «живопись» среди письменных работ, вместо записи замечаний типа «Не рисуй в тетради!» я даю задания на осмысленное рисование изобразительно-выразительных средств русской речи. Практика показала, что это может стать замечательным подспорьем при изучении терминологии, которая, как известно, у многих ребят вызывает затруднения или попросту скуку. Приведу несколько примеров самых ярких, на мой взгляд, ученических открытий:

  1. Напротив списанного из учебника предложения шестиклассник (осмысленно!) нарисовал якорь. Я задаю вопрос классу: «Как вы думаете, почему Ваня изобразил якорь напротив предложения №5? Что он подразумевает?» Для детей это становится своеобразной игрой, они выдвигают разные точки зрения. Сам Ваня резюмирует: в этом предложении он обнаружил фразеологизм, это устойчивый оборот речи, который ассоциируется с якорем, удерживающим судно на месте. И если у кого-то из ребят этого класса впоследствии возникают затруднения с формулировкой определения фразеологизма, я даю подсказку: «Вспомни якорь!» Возникает ассоциативный ряд «фразеологизм – якорь – закрепление – устойчивое сочетание слов», после чего ученик без труда вспоминает определение этого понятия.
  2. Ученица 8‑го класса Вероника составила предложение по заданной синтаксической схеме, а на полях рядом с предложением изобразила пчелу. Прочитав вслух свое предложение классу, она добавляет: «Я нарисовала пчелу. Какой термин я подразумевала?» С помощью мозгового штурма класс приходит к выводу, что в предложении была использована метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе скрытого сравнения. Вероника объясняет свой выбор креативно: пчела переносит пыльцу с одного цветка на другой, а метафора, подобно цветку, украшает нашу речь. Запоминающаяся ассоциация «перенос – украшение – образность» прочно закрепила понятие метафоры в терминологическом словаре ученицы и ее одноклассников.
  3. Десятиклассник изобразил мачете напротив спроецированного на доску фрагмента стихотворения Рождественского: «Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. // Был разбит стрелковый полк. // Наш. В бою неравном». Класс выдвигает различные догадки по поводу такого изображения, и мы приходим к общему выводу, что под мачете подразумевалась парцелляция, которая действительно представлена в этих предложениях. Если парцелляция – это расчленение единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц, то мачете – это инструмент для прорубания, к примеру, непроходимых троп от густых зарослей. Ученик креативно осмыслил термин, который, к слову, многие забывают, и закрепил ассоциацию «рубка – мачете – предложение – парцелляция».

Конечно, подобные педагогические техники можно применять не только на уроках словесности, но и при изучении любого другого предмета и темы. Главное – не ограничивать фантазию ребят и давать им возможность креативного самовыражения с помощью рисования, к которому они питают такую глубокую симпатию.

Дарья КОЛЕСНИК, учитель русского языка и литературы школы №2006

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте