Руководителем Василий МАРКОВ стал неожиданно. Всегда уверенно чувствовал себя в ипостаси учителя физики. Правда, в юности еще до службы в армии ему удалось побывать заместителем директора по воспитательной работе. Тот опыт, полученный, правда, среди хорошего коллектива, оставил ощущение ужаса: множество бумаг, горы документов, бесконечная вереница формуляров. Молодого человека такая катавасия не могла не испугать. Он победил на конкурсе «Педагог года Подмосковья» и оказался в числе пятнадцати финалистов в «Учителе года-2001». Встречали его триумф в Люберцах бурно, к тому же в родных пенатах Василия Петровича ожидал сюрприз: его назначили директором 42-го лицея. Школы, где он сам когда-то учился, где учился его сын. Исключительный человек, самобытный учитель превратился в неординарного управленца.
В армии Василий Марков впервые почувствовал, что скучает… по учительству. Он понял, что хочет вернуться в школу. Ему приходили письма весом с хорошую бандероль от ребят, которые успели его полюбить. Девчонки и мальчишки присылали ему фотографии из походов, рассказывали о своих достижениях и смешных случаях, которые им удалось пережить, как они съездили в театр и какой у них праздник был. Множество трогательных листочков, где из-за каждой строчки виднелась надежда: возвращайтесь к нам, вы нам нужны. Вокруг части – лес, населенный пункт далеко. Железнодорожные войска, в которых служил Марков, обслуживали строительство Байкало-Амурской магистрали. Как раз в эти годы прошла торжественная смычка дороги века. Свою первую значимую награду – знак ЦК комсомола «Молодой гвардеец пятилетки» – Марков получил тогда за работу по строительству БАМа. Он рассказывал однополчанам о своих учениках, что они делали вместе, о стройотрядах, агитпоходах. «Вась, а можно мы почитаем твои письма?» – просили зачарованные этими полными задора и огня картинками из школьной жизни военнослужащие. Они разбирали по листочку весточки подростковой любви, смотрели фотографии и завидовали.
Обычный дембель из армии везет альбомы с рисунками и надписями на память, парадную форму, лычки. Марков в двух чемоданах тащил спецоборудование для уроков физики. Это сослуживец ему принес большой набор демонстрационных приспособлений – призм и линз, которые он выточил в свободное время из оргстекла. После воспоминаний Василия о театре кукол и как тогда намучались с ультрафиолетом, чтобы персонажи светились, фосфоресцировали, было красиво, другой приятель нашел на складе никому не нужные фары «Луна» и тут же поделился находкой с нашим педагогом. Для опытов Маркова эта находка незаменима до сих пор.
18 лет отработал Василий Петрович учителем физики в люберецкой школе. Преподавать у детей своих ближайших друзей и соседей, тогда, по молодости, не хотелось. Хотя Тамара Владимировна и приглашала несколько раз. Тамара Медведева руководила школой еще в те времена, когда учился Марков. Со дня открытия 30 лет она была бессменным вдохновителем деятельности этого учебного заведения.
Пока собственный сын учился в 42-й школе, Марков был рядовым родителем, приходил на собрания, расписывался в книжке оценок. Его мальчик с раннего возраста мечтал стать хирургом. А когда начал учебу в медицинском, его захватила психиатрия. Он стал специализироваться именно по этому направлению, получил запрос из института Сербского. Наблюдается некоторая предрасположенность. Дед Маркова был священнослужителем. Сам он учитель. Сын – психиатр. Все как-то вокруг души крутится. Есть некое фамильное качество – интерес к людям. Да, с близкими всегда хлопотно, у каждого свой характер, у каждого свои проблемы, свое мировоззрение, свое воспитание. Но когда подумаешь, какая это огромная сила – быть вместе, какое счастье – возможность позаботиться друг о друге, никакие притирания характеров не страшны!
Что такое быть директором сегодня для Маркова? В годы своей юности он нередко слышал: руководитель образовательного учреждения – это учитель учителей. Тезис в сознание запал. Марков не приемлет нередкого сейчас утверждения, что директор вообще не должен иметь педагогического образования. Он должен быть менеджером. Марков в это ограничение полномочий не верит. Он верит в человека труда. Почему директора в большинстве своем стараются все-таки преподавать предмет, стараются вести уроки? Иначе перестанешь держать руку на пульсе, говорит Василий Петрович, так можно забыть тех, о ком печешься. Ради кого ты должен руководить. Нельзя осуществлять менеджмент в образовании, пользуясь законами бизнеса. Первый принцип образования – доступность. Образование – это научность. Наглядность. На таких принципах в бизнесе далеко не уедешь, кроме разве что научности.
Василий Петрович говорит, что у него легкий на подъем коллектив. Они с удовольствием ввязываются во всевозможные эксперименты. Это интересно. Ново. Чему-то учит. Единственное, чем эти люди никогда не научатся быть – сферой обслуживания. Они хотят идти рядом с учеником, идти рядом с его семьей. Они хотят уважения к своим профессиональным качествам. Наверное, они имеют на это право.
42-я школа – естественно-научный лицей. Здесь больше внимания уделяют физике, математике, информатике, химии, биологии. Здесь хотят вывести технаря. Грамотного работника: инженера, строителя, технолога. Но технический уклон не предполагает, что этот человек может сделать десять ошибок в предложении, здесь стараются воспитать высококультурного человека, который должен знать и понимать историю, разбираться в культуре, и не только своего народа, разбираться в основах религиозных культур, знать и любить театр. Просто он должен легче, чем его сверстник, составить и прочитать электрическую схему, быстро написать маленькую прикладную программу, помимо общих знаний у него есть понимание каких-то вещей из области медицины и сельского хозяйства. Вот таким здесь видят технаря. Вот таким путем шагает руководитель и лучший учитель Василий Марков.
Люберцы
Комментарии