search
main
0

Факультатив. Знать, понимать и влиять

Наиболее ярким выражением идеи народовластия и одним из важнейших столпов демократии является «воля народа». Но можно ли поставить знак равенства между «волей народа» и общественным мнением? Влияет или должно ли влиять оно на принятие важных политических решений? Какова мера его воздействия на важнейшие сферы жизнедеятельности страны? Как это происходит и как должно происходить?

«Высказывания по публичным вопросам есть нечто большее, нежели выражение собственных взглядов; это сущность народовластия».Верховный cудья США О.В.Холмс

Знать и уметь понимать общественное мнение крайне необходимо для реализации прав и свобод граждан, а также исполнения гражданских обязанностей.

Говорят, cколько людей, столько и мнений. В любом обществе едва ли можно отыскать два одинаковых. Позиции по общественно важным проблемам пронизывают политическую дискуссию, которую ведет власть с обществом. Для политики общественное мнение – это способ борьбы за власть и влияния на нее, для экономики – это возможность активного продвижения экономического продукта на рынке товаров и услуг, для средств массовой информации – это привлечение внимания большинства к значимым социальным проблемам и средство для увеличения спроса на продукцию средств массовой информации.

Дать определение понятию «общественное мнение» – задача непростая. Сначала определим понятие «общество». Это некая совокупность людей или определенная группа лиц, которая имеет приблизительно одинаковые убеждения, ценности, установки. Можно выделить разнообразные типы общества – религиозные, национальные, территориальные; существуют сообщества, членов которого объединяет принадлежность к какой-либо организации, и т.д. «Мнение» – это суждение, выражающее оценку чего-либо; отношение к кому-нибудь или чему-нибудь; взгляд на что-либо. Сегодня существует множество способов выражения мнения, например его можно узнать из частной беседы, из писем, широко распространены публичная речь, обращения к народу.

Еще в 1949 году Ганс Шпаер дал следующее определение «общественному мнению» – это позиции, высказанные людьми вне правительства, но которые полагают, что их точка зрения имеет право на внимание, может и должна повлиять на структуру, решения, действия его или отдельных представителей власти.

Размышляя о роли общественного мнения в жизни сообщества, ученые сталкиваются с глубоким противоречием, которое отражает отношение к нему. В демократическом государстве, в основе которого лежит идея «народного правления, осуществляемого народом ради народа», принято с уважением относиться к общественному мнению и ценить его высоко, справедливо полагая, что это средство выражения воли народа. Однако одновременно сосуществует и обоснованное подозрение, что общественное мнение может стать орудием «тирании толпы или масс», что впоследствии может привести к злоупотреблению власти большинством общества. Политические лидеры и общественные деятели отдают себе отчет в том, что общественное мнение часто нестабильно, изменчиво, отражает слабую информированность всего общества и его не стоит воспринимать слишком серьезно. Сам факт процветания бульварной прессы, ее широкое распространение среди населения говорит о вкусах большей части людей, их интересах, потребностях и об уровне осведомленности по общественно важным вопросам. Вместе с тем острой критике подвергаются те политические деятели, которые стараются следовать в русле общественного мнения и в силу этого не поддерживают непопулярные политические или экономические меры, то есть занимаются популизмом.

Это противоречие, связанное с общественным мнением, имеет глубокие корни в демократической политической традиции. Поэтому создатели демократических конституций постарались заложить в основной закон общества правовые и политические механизмы, направленные на преодоление данной коллизии. Например, избирательный процесс и представительный орган власти были спроектированы для того, чтобы «воля народа» обрела свое реальное воплощение и служила отражением демократического принципа власти большинства. Однако для того чтобы ограничить влияние общественного мнения, сбалансировать его, умерить крайности его проявления, используется другой демократический принцип – сдержек и противовесов, который воплощен в довольно сложной системе контроля государственных органов друг за другом.

Но несмотря на глубокие противоречия, которые отражаются в отношении к общественному мнению и его оценке для развития демократических процессов и институтов, роль его в жизни общества велика. Одной из самых важных арен проявления общественного мнения является избирательный процесс. Большое количество обстоятельств влияет на выбор общества, однако именно оно вносит в процесс выборов значительные коррективы. Кандидаты на выборные должности, несомненно, стремятся знать интересы и потребности избирателей, отразить нужды населения в своих программах и заявлениях, желают выяснить свои шансы на победу в предвыборной гонке и повлиять через средства массовой информации на политические пристрастия населения. Наблюдатели отмечают большую роль общественного мнения в создании пределов возможного в области принятия важнейших государственных решений. Общественные ценности и установки в демократическом государстве воздвигают для политиков высокие и едва преодолимые барьеры между тем, что они могут и должны делать, и тем, что делать категорически возбраняется. И пока политики находятся в рамках допустимых общественным мнением границ, они имеют «карт-бланш» для принятия своих решений и действий. Но когда они преступают роковую черту крайне нежелательных действий, то им придется или объяснить населению, чего они желают, к чему стремятся, или прекратить свою деятельность, вплоть до ухода в отставку.

Все большую роль играют исследования общественного мнения. Это становится обычным делом как для политиков, так и для предпринимателей, которым необходимо знать общественное мнение, так как оно гибко реагирует на все, что происходит в стране. Как грибы растут фирмы, которые занимаются изучением общественных отношений (public relations) и созданием средств влияния на общество.

Для понимания того, как используются опросы общественного мнения, следует знать технику изучения общественного мнения. Чтобы оценить результаты исследования, гражданин должен обладать необходимой для этого информацией:

1. Кто проводил опрос общественного мнения и кто был его заказчиком.

2. Зачем он был организован.

3. По какому критерию отбирались опрашиваемые.

4. Сколько людей было опрошено.

5. Какие вопросы были заданы.

6. Каким образом интерпретировались результаты исследования.

Мало доверия вызывают опросы населения, которые проводятся по заказу политических партий или политических деятелей. Если полученные результаты исследования не в пользу заказчика и спонсора, то он может не предавать их гласности и утаить от общественности. Еще одна проблема возникает, если организация, проводящая исследование общественного мнения, решит пойти навстречу заказчику и соответственно «подкорректирует» его результаты. Больше гарантий на достоверность и точность результатов опросов дают независимые организации, которые дорожат своей репутацией.

Каковы же причины изучения общественного мнения? Во-первых, это рыночные исследования, направленные на выяснение отношения граждан к тому или иному товару или оказываемой услуге. Обычно подобные исследования остаются закрытыми для общества, так как компании, финансирующие их, не заинтересованы в том, чтобы полученной информацией мог воспользоваться конкурент. Полученные сведения зачастую используются для последующей рекламы, и они не имеют большой прямой общественной ценности для людей. Во-вторых, широко применяются в процессе избирательной кампании и изучения политических предпочтений граждан, их интересов и потребностей. Партийные деятели стремятся узнать, что потенциальный избиратель думает, как он собирается голосовать. Обычно и эти данные не предназначаются для широкой публики, однако политики нередко умышленно организуют утечку информации, для того чтобы повлиять на мнение граждан в нужном направлении, что является одним из приемов ведения избирательной кампании. В-третьих, средства массовой информации выступают в качестве заказчиков и исполнителей массовых опросов общественного мнения, для того чтобы создавать и продавать новости. Часто содержанием данных опросов являются важные противоречивые социальные вопросы, имеющие большую человеческую ценность. В-четвертых, большое распространение в последнее время получают исследования общественного мнения, целью которых является построение определенных значимых общественных связей, которые получили название «public relations». И результаты подобных исследований часто составляют закрытую информацию, так как предназначены для внутреннего пользования. Наконец, в-пятых, существуют опросы общественного мнения, которые проводятся некоммерческими организациями – образовательными и научными учреждениями, а также общественными организациями. Они стремятся узнать вкусы и предпочтения, ценности и установки людей, получают интересную информацию и заинтересованы в широком ее распространении.

Чрезвычайно важным является способ выбора респондентов, этот вопрос даже важнее, чем количество респондентов. Результат, в основе которого будет исследование небольшой, но точно отобранной группы лиц, будет более корректным и достоверным, чем опрос большой массы людей, случайным образом попавших в исследование.

Наиболее полезными исследованиями общественного мнения считаются опросы, которые базируются на специально отобранных респондентах или группах населения. Например, для того чтобы изучить мнение избирателей определенного округа, исследователь может опросить каждого сотого избирателя, и если эта процедура будет тщательно соблюдена, а опрос правильно построен, то можно получить довольно точные результаты общественного мнения избирателей округа.

Законы статистики и здравый смысл подсказывают, что чем большее количество людей вовлечено в опрос, тем более точные результаты будут получены. Хотя увеличение числа респондентов до определенного количества имеет смысл, но существуют границы, когда от количества вовлеченных в опрос респондентов качество результатов зависит несущественно. «Граница погрешностей», как полагают многие специалисты, изучающие общественное мнение, находится приблизительно у цифры 1500 респондентов.

Изучая общественное мнение, не рекомендуется использовать отдельные виды вопросов. Мало полезной информации дает включение в опрос эмоционально нагруженных вопросов и вопросов, упрощающих ситуацию, которые требуют предсказуемого ответа. Если более 25% опрашиваемых не ответили на определенный вопрос – это обычно значит, что они не понимают, о чем идет речь, или имеют смутное представление о предмете вопроса. А польза от подобных вопросов незначительная. Другой проблемой формулирования вопросов является их возможная двусмысленность. Еще одной трудностью составления вопросов анкеты является то, что исследователь и респондент имеют разное представление о проблеме исследования и подходят к предмету исследования с разных точек зрения. Хорошо сформулированные вопросы имеют следующие характеристики. Они должны быть ясными, понятными и как можно более точными, то есть тщательно сформулированными, и по возможности должен использоваться простой общеупотребимый язык, а не научная малопонятная терминология. Большинство людей, отвечая на вопросы анкеты, много не думают, если вопрос не затрагивает глубинных установок, интересов и ценностей человека. Поэтому рекомендуется не упрощать вопросы, но ставить человека перед значимым выбором, а для этого вопрос должен затрагивать важную проблему.

Много трудностей в себе таит интерпретация полученных результатов. Очень часто исследователи публикуют обобщенные результаты опроса, оставляя читателям возможность догадываться, каким образом был достигнут окончательный итог исследования. Например, проводя опросы населения по поводу популярности того или иного общественного деятеля, граждане часто сталкиваются с различной оценкой деятельности одного и того же политика. Что в большей мере зависит не только от различных средств интерпретации собранных данных, но и разных способов их представления населению.

Большие опасения вызывают случаи, когда сами опросы формируют общественное мнение или, что еще опаснее, при посредстве общественного опроса происходит манипуляция обществом. Особенно это явно заметно в период избирательной кампании.

Специалисты социологических исследований выделяют два основных вида общественного опроса: количественные, или традиционные, и качественные. Количественные отличаются тем, что респондент получает строго фиксированную группу вопросов и соответственно определенные ответы на них (согласны / не согласны и так далее).

Качественные методы более субъективны, и основной техникой их являются открытые вопросы, которые не имеют однозначно правильного ответа. Одним из самых распространенных таких исследований является «фокус-группа». Небольшая группа людей, соответствующая определенным критериям исследователя (обычно от 8 до 15 человек), принимает участие в тщательно подготовленной и хорошо организованной дискуссии по определенной тематике. Исследователи или организаторы исследования, скрытые от участников дискуссии, наблюдают обсуждение темы, фиксируют ее результаты, а затем делают выводы.

Традиционные количественные и качественные социологические исследования дополняют друг друга и позволяют создать полноценную картину общественного мнения.

Большинство исследований общественного мнения сегодня направлены на изучение массового мнения, которое является в большей степени результатом малообдуманной, неглубокой позиции среднего человека, не имеющего достаточно достоверной информации о вопросе и соответственно компетентного мнения о предмете исследования. Часто люди не думают о том, что становится объектом изучения, и отвечают на вопросы, не отдавая себе отчета в серьезности намерений. По этим вопросам граждане часто меняют свое мнение. Например, большинство людей в любой стране являются сторонниками развития отечественной промышленности, однако если это будет приводить к значительному росту цен на импортные товары массового спроса, то они скорее переменят свое первоначальное мнение. Массовое мнение – плохая опора для политиков, которые ищут надежные средства реформирования общества и поддержки своих начинаний.

Другой вид общественного мнения требует, чтобы граждане были компетентны в вопросах общественной политики, глубоко размышляли о социальной реальности, которая вырастает сначала из человеческих мнений, а затем воплощается в гражданских действиях. Общественное мнение тогда становится публичным суждением, когда люди, формируя собственные позиции, принимают во внимание цену и последствия предполагаемых мер и деятельности, направленной на разрешение социальных проблем. Публичное суждение намного устойчивее, чем массовое мнение, и слабо подвержено колебаниям человеческих прихотей. И так как публичное суждение требует труда мысли и чувств, то от него человеку труднее отказаться, оно становится важной частью его убеждений. Более того, насущным требованием развития демократических отношений являются достижения такого уровня общественного диалога, который бы соответствовал развитому публичному суждению, так как именно это становится основанием для взвешенного, ответственного общественного мнения, которое в свою очередь позволяет достичь всеобщего социального согласия, помогает успешно разрешать проблемы общества и создает необходимые условия для устойчивого политического, экономического и культурного развития страны.

Любой гражданин будет ответственнее и намного серьезнее относиться к своим обязанностям, если он почувствует и будет твердо знать, что его мнение принимается в расчет. Общественное мнение достигнет уровня публичного суждения, когда люди будут уверены, что их позиции имеют вес и значение. Гражданское образование и исследования общественного мнения могут значительно повлиять на развитие общественного диалога, который позволяет создать условия для реализации личностного потенциала каждого человека и достичь социального консенсуса.

Юрий АНТЮХОВ, преподаватель Орловского университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте